• Празднование дня русского языка в школе. Внеклассное мероприятие, посвященное дню русского языка

    День русского языка c 2011 года отмечает весь русскоговорящий мир. Теперь 6 июня не только вспоминают годовщину рождения А. С. Пушкина, но и делятся знаниями о том средстве общения, которое он создал, - литературном русском языке. Как не превратить это начинание в формальность?

    Кто отмечает Всероссийский день русского языка

    Прежде всего, это праздник учителей словесности. Так сейчас уже перестали называть преподавателей русского языка и литературы, а жаль. Это вся пишущая братия, дружащая и враждующая с "Главредом", "Адвего" и "Орфограммкой" (онлайн-программы, редактирующие текст). Это работники библиотек, тихие борцы с узколобостью. Это писатели, инженеры человеческих душ. Это журналисты, солдаты пера. Это поэты, Божьи дудки.

    В этот день у них немало хлопот: множество мероприятий, на которые хочется успеть. Это и выступления студенческих театров, и авторские песни бардов у костра, и игры со словами в библиотеке. Да еще нужно принять участие в диспуте после выступления исследователя-филолога о современном понимании слова «нелицеприятность».

    Но не только их привлекает День русского языка. Еще не исчезли, как мастодонты, читатели - те, кто не представляет свою жизнь без книги. Кто пишет родным письма, а не СМС-сообщения. Кто сочиняет поздравительные стихи сам, а не покупает в магазине подходящую открытку.

    Кто любит русский язык

    Однажды в телепередаче А. Розенбаум употребил редкое слово, почти не встречающееся уже, сохраненное лишь в диалекте немногих местностей, которые принято считать глубинкой. Ведущий сразу отреагировал: «Почему вы так сказали?». Ответ маэстро: «Я люблю русский язык».

    Да, слово в неправильном падеже может резать слух. Склонение несклоняемых глаголов взрывает мозг. Мат убивает наповал. Но редкий фразеологизм, изящный оборот, удачный каламбур вызывают восторг у настоящего ценителя языка.

    Такой человек считает личным праздником День русского языка. С утра включает запись песни «Мой кофе и мой договор», потом слушает миниатюру М. М. Жванецкого об учителе русского языка Б. Е. Дуккере и берет томик Тэффи.

    Но такие любители - один на миллион. В основной массе - людоедки Эллочки, которые со словарем в 30 слов умудряются прожить всю жизнь. Пушкин - 20 000, а тут - 30. Круто. Что же делать?

    Всероссийский урок «День русского языка»

    В школах проводится несколько тематических уроков, которые сильно влияют на юные сердца. Это Всероссийский заповедный урок, экологический урок, уроки ОБЖ, доброты, мира. Теперь есть и Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка. К нему готовятся заранее.

    По школе может быть объявлен турнир, включающий разные задания для ребят: лингвистические игры, шарады и подобные занятия со словами. Для каждого класса учитывается уровень полученных академических знаний, поэтому варианты усложняются для старшего школьного возраста.

    В день проведения на всеобщей линейке рассказывается о создании этого праздника, награждаются победители турнира и координируются действия. Дети расходятся по классам, где учитель проводит урок «День русского языка».

    Программа для проведения урока является целиком продуктом творчества учителя. В некоторых школах этот день посвящали известному литературному деятелю и рассказывали о нем. В других - проводили интересные игры со словами, где-то читали стихи русских поэтов.

    Как провести урок

    Урок, посвященный Дню русского языка, можно сделать комбинированным. Так ребята получат ценные знания, им не будет скучно. К тому же участие как можно большего количества учеников в заданиях только увеличит интерес к мероприятию.

    Начало урока - пятиминутный просмотр подборки из кинофильмов, где звучат крылатые фразы. Затем обсуждение с учениками фраз известных писателей, которые вошли в фольклор как пословицы.

    Затем учитель дает представление о салонных играх со словами, объясняет правила игры «буриме», объясняет происхождение (от французского bouts-rimés , что значит — «рифмованные концы»). Можно привести примеры творений Пушкина, который очень любил эту игру и сочинял виртуозно.

    Небольшое задание - написать буриме по заданным рифмам - можно предложить ученикам, разделив класс на две-три группы. Самые удачные потом помещают в школьной стенгазете.

    Рифмы можно взять из произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина.

    Мероприятия, посвященные празднику

    В день проведения праздника вспоминают игру Ивана Клименко, который предложил «Русскую игру слов» и в которую теперь играет весь мир. Конечно, в настоящую виртуальную игру школьники вступать не будут. Но можно облегчить им задачу, создав простую версию, наподобие «Эрудита». Такой вариант игры можно предложить и младшим, и старшим школьникам.

    Решается этот кроссворд на доске, а на столе учителя ребята берут недостающие карточки с буквами. После использования буквы карточка возвращается учителю и выходит из игры. В процессе составления неизбежны лингвистические споры, какое слово можно вставить в кроссворд. Это очень познавательно и расширяет кругозор.

    Способные, творчески одаренные ребята могут порадовать пантомимой. Задание содержит описание известных литераторов: внешность, некоторые произведения, характер героев. Задания расписаны на карточках. Представляющий пантомиму выбирает одну из предложенных и старается, не используя речь, передать информацию отгадывающим.

    Антонимы и синонимы - еще один вариант игры со словами. Схема игры: ведущий загадывает слово, например, «верность». Он говорит: «Мой антоним - предательство, мой синоним - преданность». Участники отгадывают слово. Для игры требуются карточки с заданиями.

    С такими мероприятиями о Дне русского языка учащиеся будут помнить еще долго. Удачные буриме, поразившие сложностью и красотой фразеологизмы войдут в лексикон учеников. Так будет достигнута цель популяризации русского языка.

    План мероприятий

    Для проведения праздника следует учитывать уровень подготовки учеников. Младшие классы могут участвовать, рисуя тематические картины. Средняя школа способна выступить с исполнением стихотворений. Старшеклассники могут подготовить театральную постановку.

    Начальная школа:

    • Конкурс рисунка «Иллюстрация к произведению русского писателя».
    • Конкурс стихотворений русских поэтов.

    Средняя школа:

    • Сценка «Русский каламбур» в жанре стендап.
    • КВН «Непереводимая игра слов» на основе фразеологизмов.

    Старшие классы:

    • Конкурс чтецов «Живые картины» по произведениям А.П.Чехова.
    • Литературно-музыкальная сценка по произведению М.А.Булгакова «Белая гвардия».
    • Диспут «Русский язык в XXI веке».
    • Песни бардов - стихи под музыку.

    Костюмированный бал литературных персонажей закончит этот день. На балу - конкурс представления костюмов: каждый участник читает четверостишие-загадку о себе. Звучат мазурка, вальс, менуэт. Показательные выступления танцоров.

    Заканчивается вечер награждением победителей, вручением грамот и ценных подарков. Фотограф фиксирует отдельные моменты, потом в школьной стенгазете все видят его фотообзор.

    Награждение победителей

    Без поощрения не получится достойное проведение конкурсов. Похвала для ребенка значит много, особенно в школе. Почетные грамоты «Самый умный», «Самый начитанный», «Лучший иллюстратор» - недорогое исполнение награды, но очень важное для того, кто получил его.

    Для участников спектакля подойдет чаепитие как приз: торт с надписью «Актерам». Это могут организовать родители в столовой. За столом будут вспоминаться отдельные эпизоды спектакля, и ребята «выпустят пар».

    Пантомима - оригинальный жанр, лучший подарок - это фото сценического процесса. Фотографом может быть увлеченный старшеклассник. С цифрового аппарата можно сделать быструю распечатку на бумаге - и получится отличная память о школьном времени.

    Если приложить фантазию, то все пройдет великолепно. Детям нравится, когда с ними занимаются. Поэтому не пускайте праздник на самотек и не превращайте в скучное повторение правил русского языка. И они в будущем будут вспоминать о школе с благодарностью.

    Мероприятие ко Дню русского языка

    Результаты: систематизация знаний по лексикологии, фразеологии, морфологии, исправление речевых ошибок в предложении, создание условий для формирования бережного отношения к русскому языку.

    Классы: 7-8.

    Ход мероприятия

    Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!

    В.Я. Брюсов

      Приветствие.

      Анализ эпиграфа. Выход на тему.

      Объявление темы, целей (совместное формулирование).

      2 команды, придумать название, девиз, приветствие команде-сопернице.

    Станция «Теоретическая»

      У каких частей речи нет окончания? (Наречие, деепричастие)

      Какую часть речи лингвисты считают самой молодой по времени появления? (Наречие)

      Как называется часть слова без окончания? (Основа)

      В какой части слова заключено его лексическое значение? (Корень)

      Какого рода слово «тюль»?

      Когда мы употребляем местоимение Вы?

      Сколько гласных букв в русском языке? (10)

      Сколько гласных звуков в русском языке? (6+3)

      Какие части речи есть в русском языке? (Самостоятельные, служебные, особые части речи)

      1 команда перечисляет самостоятельные части речи, 2 команда – служебные, за дополнительные баллы – особые части речи.

    Станция «Практическая»

      К словам подбери синонимы, в которых уже есть вторые буквы:

    главный – 2-ая буква «с» (основной);

    мощный - 2-ая буква «и» (сильный);

    смышлёный - 2-ая буква «о» (сообразительный);

    занимательный - 2-ая буква «н» (интересный);

    прекрасный - 2-ая буква «у» (чудесный);

    кроткий - 2-ая буква «м» (смирный);

    скорый - 2-ая буква «ы» (быстрый);

    отчётливый - 2-ая буква «п» (определённый);

    притворный - 2-ая буква «ж» (лживый);

    жадный - 2-ая буква «л» (алчный);

    густой - 2-ая буква «а» (частый);

    большой - 2-ая буква «г» (огромный);

    смелый - 2-ая буква «т» (отважный);

    гостеприимный - 2-ая буква «д» (радушный).

      Объясни значение фразеологизмов:

    взять себя в руки, в первую голову, браться за ум, не давать покоя, болеть душой, как с гуся вода, тряхнуть стариной, дело в шляпе, ломать голову, сколько душе угодно, тут как тут, поднять на смех, во все лопатки, как снег на голову, сказка про белого бычка, море по колено, играть первую скрипку, положить зубы на полку .

      Объясни значение выделенных слов.

    Ямщик сидит на облучке , в тулупе. (Ямщик – кучер. 2 б. Облучок – толстая деревянная скрепа, огибающая верхнюю часть саней. 2 б.)

    Играют яхонты , как жар. (Яхонты – старинное название рубина и сапфира. 2 б.)

    Повсюду ткани парчовые . (Парчовый – см. парча – плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми, серебряными нитками. 2 б.)

    Пётр Иванович был известен как архивариус . (Архивариус – сотрудник архива, хранитель архива. Архив – учреждение для хранения документов. 2 б.)

    Кучер был в красном кушаке . (Кушак – пояс обычно широкий, матерчатый. 2 б.)

      «Этикетный диалог».

    Подберите эпитеты, относящиеся к слову «благодарность» (безмерная, бесконечная, большая, вечная, восторженная, глубокая, горячая, душевная…)

    Покажите ситуацию, в которой вы используете эти словосочетания.

      Исправьте речевые ошибки в предложениях.

      Мы не хотим тормозить переговоры.

      Работа выполнена достаточно довольно слабо.

      Согласно многолетних наблюдений в России зима холодная.

      Благодаря этим досадным ошибкам школьник не смог сдать экзамен.

      Из-за этого открытия ученый обрел мировую славу.

      Только благодаря случая ему удалось избежать неприятностей.

      Благодаря этому открытию ученым удалось доказать о возможности своей гипотезы.

      А теперь я потеряла к этому человеку всякую веру.

      Она выглядит более красивее, чем вчера.

      Этот пример более простейший, чем предыдущий.

    Станция «Сообразительная»

      Почему одинаковые по произношению слова пишутся по-разному?

    Деревенский старожил дом хозяйский сторожил.

      Назовите самое длинное слово в русском языке? (Времяпрепровождение)

      В каком слове 7 букв «о»? (Обороноспособность)

      Какие местоимения читаются одинаково слева направо и наоборот? (Оно, тот)

      Что ищут, чтобы уклониться от работы? (Предлог)

      Что часто мешает человеку в осуществлении его планов? (Обстоятельства)

    Станция «Творческая»

      «Назывной рассказ» - из имён существительных составьте рассказ, можно добавить имена прилагательные. (Пример стихотворение А.А. Фета «Шёпот. Робкое дыханье. Трели соловья…»)

      Используя известные фразеологизмы, составьте рассказ. (Резерв)

    Подведение итогов. Награждение. (+ приз командных симпатий)

    1. Цели и задачи конкурса.

    выявить знатоков русского языка, раскрыть творческий потенциал обучающихся;

    расширить и обобщить знания обучающихся по лексике и фразеологии, грамматике и риторике, орфографии и орфоэпии;

    обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников.

    Развивающий аспект:

    развивать надпредметные умения и навыки (анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать);

    развивать умения слушать, вести диалог, монолог, делать умозаключения, красиво и точно выражать свои мысли;

    развивать мотивацию к обучению;

    развивать интеллектуальные способности.

    Воспитательный аспект:

    воспитывать интерес к предмету, к родному языку;

    формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку.

    Ведущий I . Семь чудес света… Такое название во времена античности получили поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса в Родосе.

    Ведущий II . А самое удивительное и неповторимое чудо – человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, передать увиденное и услышанное.

    Ведущий I . Я люблю свой родной язык!

    Он понятен для всех,

    Он певуч,

    Он, как русский народ, многолик,

    Как держава наша, могуч.

    Ведущий II . Он язык Луны и планет,

    Наших спутников и ракет,

    На совете за круглым столом

    Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде самой.

    Ведущий I . Так писал о своём родном русском языке известный поэт А.Яшин в стихотворении «Русский язык».

    Ведущий I . Сегодня, дорогие друзья, мы проводим конкурс «Знатоки русского языка», где каждый может проявить свой интеллект, свои знания в области русского языка, эрудицию, мышление, находчивость.

    Ведущий II . Наше сегодняшнее соревнование начинается, и мы проводим «Блиц-турнир».

    2. С кем сразился Илья Муромец в начале своего боевого пути? (с Соловьем Разбойником).

    4. Как зовут благородного английского разбойника? (Робин Гуд).

    5. С кем в пути встретился Вольга? (с Микулой Селянинов.)

    6. Как греки назвали свои сказки? (мифы).

    7. Как называется произведение, которое считается энциклопедией русской жизни?

    8. Кто подковал блоху? (Левша).

    9. Знаменитый русский баснописец. (Крылов).

    10. Назовите имена друзей д’Артаньяна. (Атос, Портос, Арамис).

    11. Друг и помощник Шерлока Холмса. (доктор Ватсон).

    13. . Как называется произведение, которое считается энциклопедией дореформенной и послереформенной жизни крестьян?

    14. Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (Пушкин).

    15. Имя подлого труса (Леопольд).

    16. Синоним преувеличения. (гипербола).

    17. Возраст Тараса Бульбы (60).

    18. В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)

    19. Город, в котором родился Пушкин. (Москва).

    20. Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух).

    21. Образное определение (эпитет).

    22. Единоначатие

    23. Дробление одного предложения на несколько (парцелляция)

    24. Кто воспитывал Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева).

    II . Конкурс Тема «Лексика»

      Какими русскими словами можно заменить иноязычные слова:

    Трасса

    Дискуссия

    Авеню

    Маэстро

    Атеист

    Триумф

    2.Подберите имена прилагательные – определения к каждому из данных ниже слов:

    Тюль м.р.

    Картофель м.р.

    Фасоль ж.р.

    колибри м. ж.р.

    кофе м.р.

    шампунь м.р.

    Сочи м.р.

    Рояль м.р.

    Мозоль ж.р.

    Конкурс «скульптурных групп»

    Ведущий: - Ваша задача- изобразить скульптуру, воплотив в неё следующие афоризмы: (краткое выразительное изречение)

    Я волком бы выгрыз бюрократизм.

    Красота требует жертв.

    Есть женщины в русских селеньях.

    Морфологический конкурс.

    Определите часть речи. Как называются такие слова? (Омонимы)

    Простой

    Пила

    Стекло

    Гнет

    Поцелуй

    Три

    Конкурс « Числительные».

    Ведущий: - Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные. (Три толстяка, Три мушкетера, Три медведя, 17 мгновений весны, 12 стульев, Тысяча и одна ночь, 20 тыс. лье под водой, Петр 1, 2 капитана, 4 танкиста и собака, Сказка о мертвой царице и 7 богатырях). Выигрывает та команда, которая в течение 5 минут приведут наибольшее количество литературных произведений.

    Конкурс «Знаем ли мы алфавит?»

    Ведущий: - За 1 мин. записать в алфавитном порядке имена всех участников турнира.

    Конкурс «Автобиография».

    Ведущий: - Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию. Напишите автобиографию от имени знаменитых личностей.

    1 команда: DeadPool ;(дэдпул)

    2 команда: Человек Паук;

    3 команда: Шрэк.

    Конкурс «Крылатые слова».

    Ведущий I . Крылатые слова: пословицы, поговорки…

    Их у русского сотни, тысячи.

    Мы их слышим с детства, с их помощью

    Нам легче выражать свои мысли, чувства

    И переживание, проще общаться с окружающими.

    Ведущий II . Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче.

    А сами мы немножко мудрее.

    Задание 1.

    Задание: объяснить смысл выражений, значение пословиц.

    Большому кораблю – большое плавание.

    (Напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели. Положение одаренному, талантливому человеку проявить себя на каком-либо благодарном поприще).

    В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

    (Пояснить в новую компанию, общество, дом, надо приспосабливаться к их обычаям, а не отстаивать свои).

    Дыма без огня не бывает.

    (У каждого следствия есть причина, у каждой сплетни – достоверный источник).

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    (Друзья – это иная ценность, выходящая за рамки «купли-продажи». Друзья дороже денег и нужнее человеку. Это становится ощутимым в трудную минуту).

    Чья бы корова мычала, а твоя молчала.

    (Не осуждай других, когда самим водятся грехи. Сначала посмотри на себя, а потом делай замечания другим. Выражение чаще всего используется в отношении человека, нагрешившего гораздо больше тех, кого он упрекает).

    Воздушные замки.

    (Фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечтания).

    Камень преткновения.

    (Выражение употребляется в значении: затруднения, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле).

    Красной нитью проходит.

    (Так говорится о какой-либо отчетливо выделяющейся, господствующей мысли, идее, тенденции).

    Медвежья услуга.

    (Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность).

    Ведущий I . Русский язык богат фразеологизмами.

    Я уверена, что вы узнаете много устойчивых выражений.

    Задание 2. Выпишите фразеологизмы из текста. (Вторая половина конкурса болельщиков)

    Глупые сороки.

    Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня сыр из-под носа.

    Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать. (10)

    Задание 4

    Продолжите пословицу

    1) Кто старое помянет (тому глаз вон).

    2) Взялся за гуж (не говори, что не дюж).

    3) Что написано пером (то не вырубишь топором).

    4) Лучше синица в руках (чем журавль в небе).

    5) Не зная броду (не суйся в воду).

    6) Что посеешь (то и пожнешь).

    Конкурс «Лингвистические задачи»

    Задачи по семантике.

    Задача 1

    Какое слово может означать и гриб, и сладкое?

    Ответ: трюфель.

    Задача 2

    Какое слово может означать и дорожную разметку, и животное?

    Ответ: зебра. Зеброй называется разметка, обозначающая пешеходный переход.

    Задача 3

    Какое слово может означать и часть одежды, и водный поток?

    Ответ: рукав. Ср.: рукав пальто и рукав реки.

    Задача 4

    Какой глагол может означать и издание звука, и сообщение негативной информации?

    Ответ: стучать. Второе значение (стучать на кого-либо) отмечают не все словари, но оно, безусловно, есть у этого глагола. Обычно оно описывается как «доносить на кого-либо» и помечается как «разговорное».

    Задача 5

    Какое слово может означать и множество людей, и часть тела животного?

    Ответ: хвост. Ср.: встать в хвост очереди и рыбий хвост.

    Задача 6

    Какое слово может означать и часть здания, и орган животного?

    Ответ: крыло. Ср.: Столовая находится в левом крыле и крыло птицы.

    Задача 7

    Какое слово может означать и часть растения, и часть тела?

    Ответ: лапа. Ср.: медвежья лапа и лапа ели.

    Задача 8

    Какое слово может означать и образец изделия, и профессию?

    Ответ: модель. Ср.: модель самолета и Лена хочет стать моделью.

    Задача 9

    Какое слово может означать и часть одежды, и природное явление?

    Ответ: молния. Ср.: застегнуть молнию и В небе сверкнула молния.

    Конкурс болельщиков.

    Ведущий I . А теперь для вас награда,

    Вот загадка, вот шарада!

    Ведущий II . Знаете ли вы, что такое шарада?

    Шарада – это загадка, в которой

    Задуманное слово делится на

    Несколько частей, каждая из

    Которых представляет собой

    Отдельное слово. Шарады нам

    Нужны не только для

    Развлечения, но и для учебы…

    Вам предстоит отгадать

    Предложенные шарады.

    Шарады

    1. Предлоги эти – просто чудо!

    Один – туда, другой – оттуда,

    А целое – у наших ног,

    Пушистый, ласковый зверек

    (кот)

    2. Раз – союз и два союз.

    Заключили мы союз.

    К нам пришел еще предлог,

    Получился порошок

    Если этот порошок молочком разбавим

    Удовольствие большое всем друзьям доставим.

    (какао)

    3. Первое - предлог,

    Второе - летний дом,

    А целое порой

    Решается с трудом.

    (За-дача)

    4. Слог первый - вид арбуза,

    Второй и третий – два союза,

    А целое - скажу я кратко -

    Своеобразная загадка.

    (Шар-а-да)

    5. Три предлога соединя,

    Можешь ими покрыть коня.

    (По-по-на)

    6. Начало слова - лес,

    Конец - стихотворение,

    А целое - растет, хотя и не растение.

    (Бор-ода)

    7. Мой первый слог найдешь

    В линейках нотных,

    Два остальных - защита у животных.

    (До-рога)

    8. Между союзом и предлогом

    Проставь небесное явление,

    И три составленные слога

    Дадут забор иль заграждение.

    (О-град-а)

    9. Художник русский - первый слог,

    Второй - пчелиная семья.

    А целым назовем того,

    Кто славу заслужил в боях.

    (Ге-рой)

    Задание 1. Вспомните фразеологизмы со словами:

    взять - быка за рога, верх, в оборот, волю, в руки, всем, в толк, в шоры, голыми руками, горлом, грех на душу, за бока, за горло, задушу, измором, на абордаж, на арапа, на буксир, на карандаш, на мушку, на пушку, на себя, на себя труд, на себя вид, под обстрел, под крылышко, под стражу, пример, с бою, свое, слова обратно, в ум, себя в руки, силой, слово, с места, сторону, много на себя, не взять капли в рот; ни дать ни взять.

    Играть - в бирюльки, в загадки, в кошки-мышки, в молчанку, в прятки, вторую скрипку, глазами, жизнью и смертью, комедию, на нервах, на руку, первую скрипку, роль, словами, с огнем.

    Победителем считается тот, кто последним назовет фразеологизм, а с другой стороны продолжения не последует.

    Ведущий I . Дорогие друзья! Вот и подходит наша встреча к концу. Многие из вас показали блистательные знания, умения владеть удивительными законами русского языка, проявили любовь к нему. Более того, вы, наверное, испытывали радость от того, что узнали что - то новое, интересное.

    Ведущий II . Учитесь с улыбкой,

    Шутите, учась!

    Любая ошибка

    Исчезнет, боясь

    Весёлой науки

    И радостных глаз.

    Учитесь без скуки –

    Вперёд! В добрый час!

    Подведение итогов, вручение грамот и призов.

    В русском языке есть все элементы искусства:
    И стройная синтаксическая архитектура, и музыка
    Слова, и словесная живопись.
    С.Я. Маршак

    Среди всех современных технологий и способов обучения, разнообразных методик и подходов есть одна универсальная технология, универсальное средство обучения и воспитания – великий наш язык!

    Но «великий и могучий» русский язык сегодня нуждается в особом общественном внимании. Как выполнить долг по сбережению этого бесценного духовного достояния русского народа? Как воспитать в наших детях уважение к русской речи, русскому языку? Эти проблемы волнуют каждого словесника, каждого гражданина Отечества. Неслучайно 2007 год был объявлен Годом русского языка. Чтобы подвести итоги достижениям учащихся в изучении русского языка не только на уроках, но и во внеклассной деятельности в Год русского языка, было решено 18 декабря провести День русского языка в школах района. Так был дан старт новому мероприятию. С тех пор День русского языка является традиционным в нашем районе. Он стал как увлекательное событие в жизни школ, как праздник! Проходит в творческой обстановке, направленной на неуклонный подъем авторитета русского языка, от глубинного усвоения которого во многом зависит степень культуры каждого человека, качество знаний и уровень воспитанности человека.

    Постараюсь описать технологию проведения Дня русского языка, который проходит во всех образовательных учреждениях (далее ОУ) нашего района. Это мероприятие, созданное с целью воспитания интереса, любви и бережного отношения к родному языку, постижения красоты и величия русского слова, подведения итогов работы за календарный год.

    Были определены задачи :

    1. Проинформировать ОУ района о проведении Дня русского языка.
    2. Собрать отчетные материалы и классифицировать их.
    3. Пропагандировать проведение Дня русского языка.

    С целью решения первой задачи были направлены методические рекомендации в каждое ОУ, в которых предложены примерные варианты проведения Дня, своеобразный калейдоскоп мероприятий на выбор ОУ.

    Решение второй задачи выявило различные формы диагностики, принципы, направления работы и технологии. Формами диагностики проведения Дня русского языка стали:

    • отчеты ОУ района;
    • беседы с учителями русского языка и литературы;
    • обмен опытом учителей русского языка и литературы на заседании методического объединения;
    • выступления учителей русского языка и литературы, библиотекарей ОУ на районном семинаре.

    Выявлен ряд принципов :

    • принцип креативности (развитие творческих способностей учащихся)
    • принцип научности (участие в олимпиадах и викторинах)
    • принцип занимательности (особенно для младших школьников)
    • принцип наглядности
    • принцип самостоятельности
    • принцип добровольности

    Хотелось бы остановиться на принципе наглядности, так как его роль значительна. Представьте себе: вы переступаете порог школы и попадаете в особый мир: красочные плакаты о проведении Дня русского языка, приглашения в мир загадок, тайн родного языка, открытий, поиска:

    К словам разумным ты ищи пути,
    Весь мир пройди, чтоб знанья обрести.
    О том, что ты услышал, всем поведай,
    С упорством корни знания исследуй.
    (Фирдоуси)

    В фойе школы, рекреациях - стихи о русском языке, высказывания М.В.Ломоносова, Н.М. Карамзина, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, А.И. Куприна, В.В. Маяковского, Д.С. Лихачева и многих других о богатстве и красоте русского языка. Аллея народной мудрости или словарные слова всюду, взор невольно останавливается, и ваша зрительная память запечатлевает их. Фотостенды, стенгазеты, викторины. Шарады, ребусы, метаграммы, кроссворды – подходи и разгадывай. В рекреациях школы – выставки лучших сочинений, тетрадей, а также «Словари – главные помощники», «Любителям русского слова», «Самый красивый почерк» и другие. Во многих школах – слайдовые презентации.

    Удалось выявить основные направления работы:

    • урочная деятельность;
    • внеурочная деятельность;
    • сотрудничество с библиотеками, учителями других предметов;
    • проведение Недель, Декад русского языка и другое.

    Среди технологий ведущее место занимает технология погружения . Это день русского языка! В школе закладываются основы того отношения к языку, плоды которого человек пожинает всю последующую жизнь. Способствует погружению в предмет наглядность, о которой было сказано выше, а также урочная, внеурочная деятельность. Самые разнообразные уроки были проведены в День русского языка:

    • уроки-путешествия (в Филологию, Лингвинию, страну Фразеологию)
    • уроки занимательной грамматики
    • уроки КВН
    • уроки-беседы
    • уроки-конференции
    • уроки-исследования.

    Во многих школах прошли пятиминутки, посвященные русскому языку, терминологические диктанты по всем школьным предметам, словарные диктанты с целью выявления самого грамотного, работа со словарем «Кто быстрее отыщет незнакомое слово».

    Мероприятия прошли в этот день и после уроков: классные часы, праздники, вечера, фестивали, смотры, олимпиады. Во многих мероприятиях принимали участие ребята с 1 по 11 класс.

    Технология исследовательской деятельности . В некоторых школах проведены конференции, к которым учащиеся готовились заранее: «Магия слова», «История русской орфографии», «Секреты пунктуации». В одной школе состоялось заседание Ученого совета по вопросам русской орфографии.

    Технология развития творческих способностей учащихся.

    Во время Дня были проведены самые разнообразные виды деятельности, помогающие развитию лингвистического мышления, лингвистической зоркости, приучающие понимать слово и проникать в тайны, помогающие оценить языковую интуицию, лингвистический кругозор.

    Самое главное – пополнилась районная копилка новыми мероприятиями как урочной, так и внеурочной деятельности по русскому языку. Это:

    • линейка, посвященная Дню русского языка,
    • лингвистический марафон,
    • филологический ринг,
    • лингвистическая зарядка,
    • лингвистические барьеры,
    • акции «Повторим русский»
    • народные диктанты, к написанию которых привлекались не только ученики, но и учителя, жители населенных пунктов, и многое другое.

    Мы все прекрасно понимаем, что чем разнообразнее виды внеклассной деятельности по русскому языку, тем живее интерес учеников к ней и языку. Великий педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью»

    В ряде ОУ День русского языка прошел под девизом:

    «То нежно звучит, то сурово великое русское слово»,
    «Необыкновенный язык наш есть тайна».

    Мониторинг Дня русского языка

    Дети: «Русский язык невообразимо богат и интересен».

    Выпускники: «Очень радует, что в нашей школе каждый год проводится День русского языка. Интересные мероприятия, проводимые в этот день, надолго остаются в памяти. Они заставляют задуматься о значимости русского языка в нашей жизни. Огромное спасибо!»

    Педагоги: «Такие мероприятия полезны всем: ученикам, учителям».

    Библиотекари: «Дни русского языка нужно проводить в школе: они объединяют всех».

    Результативность Дня русского языка

    Создание «поля успехов» для реализации личностного развития ученика

    Активное участие образовательных учреждений (100 %)

    Творческий характер отчетов ОУ

    Пополнение районного банка мероприятий

    В проведении Дней русского языка велика роль учителя. Он проводник всех мероприятий. Если учитель отлично владеет словом, любит родной язык, то закономерно, что и дети будут интересоваться языком, тянуться к учителю.

    Надо всегда помнить слова академика Лихачева: «Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека». Воспитание любви и бережного отношения к родному языку, интереса к слову, постижение красоты и величия слова – задача не только учителей русского языка и литературы, а общешкольная политика. Этому способствуют Дни русского языка.

    Оформление:

    • плакаты,
    • фонограммы с русскими народными песнями,
    • плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

    “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.

    (И.Тургенев)

    “Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

    (А.Куприн)

    1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).

    “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

    2- ведущий:

    Уважаемые любители русского языка!

    На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.

    ЗАДАНИЯ:

    1. Решите шараду.

    Вот вам условие мое,
    На место Е поставьте Е,
    Перемените ударенье.
    Посуда словно в воду канет,
    Погода ясная настанет.

    (Ведро – ведро).

    2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?

    (Еше – исчо).

    3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?

    (Неправильно).

    Я фигурка небольшая,
    Точка подо мной большая.
    Коль спросить что соберешься,
    Без меня не обойдешься.

    (Вопросительный знак).

    5. Разместите буквы в правильном порядке.

    Весна + рок = …(русский поэт),

    Лик + пен = … (птица),

    Том + вата = …(оружие),

    Бар + соки = …(фрукт).

    (Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

    6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

    (Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).

    7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

    8. Решите шараду.

    С м меха я пожираю,
    С б мучительна бываю,
    С р актеру я нужна,
    С с для повара важна.

    (Моль, боль, роль, соль).

    9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

    10. Решите двойную шараду.

    Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

    1. 2.

    Слева направо:

    1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

    2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

    Справа налево:

    2. Часть лица.

    1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

    Справа налево:

    1. Код. - Доктор).

    11. В каких словах по сто согласных?

    (Стол, стог, стон).

    12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

    Цыпленок в цирке выступал,
    Играл он на цимбалах,
    На мотоцикле разъезжал
    И цифр он знал немало.
    Он из цилиндра доставал
    Морковь и огурцы.
    И только одного не знал,
    Где и, а где же ы.

    (Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

    Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.

    13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

    (Суббота).

    14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

    (Коля – колья).

    15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

    (В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

    16. Что стоит посередине земли?

    (Буква М).

    17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

    (Всплеск, взгляд, встреча).

    18. Отгадайте метаграмму:

    С к в полях меня найдете,
    С г романсы запоете.
    С в косички заплетете.

    19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

    (Твое имя?).

    20. Хитрые вопросы-шутки:

    Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

    Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

    21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

    Чем так,
    без дела заходить,
    ко мне
    на чай зашло бы?

    Сколько глаголов в этих строчках?

    22. Решите анаграмму:

    Фонарь с рефлектором
    Для освещения пути
    В ночное время вы
    Сумеете найти.
    Но буквы переставьте -
    В один момент
    Найдете музыкальный
    Инструмент.

    (Фара – арфа).

    23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

    1) МЕ (…) ОЛАД (шок)

    2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)

    3) УТКО (…) ОРОГ (нос)

    4) КАБ (…) ОШКО (лук)

    5) С (…) ОКНО (тол)

    6) ГА(…) АРОНЫ (мак)

    1-й ведущий.

    Уважаемые знатоки русского языка!

    Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.