• Организация здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы. «Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения»

    Акоповой Нины Александровны (учителя русского языка и литературы)

    на педагогическом совете по теме (30.12.13 г.)

    «Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения».

    Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе.

    Герберт Спенсер

    Основные этапы роста и развития ребенка приходятся на период школьной жизни - от 6 до 18 лет. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни.

    Рассматривая здоровье подростка как высшую ценность, следует, прежде всего сказать о создании комфортной среды для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью. Таким образом, определилась приоритетная цель - формирование культуры здоровья подростков в здоровьесберегающем образовательном пространстве.

    Здоровьесберегающее пространство представляет собой многокомпонентную систему гармоничного развития подростка, которым является специально организованная образовательная среда, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья каждого школьника и на формирования у них культуры здоровья

    Правильная организация пространства по сбережению здоровья подростка может дать эффективные результаты, только при условии активного взаимодействия всех компонентов среды, так как ребенок является не только объектом, на которого влияют, но и субъектом, со своим интересом, мнением, мотивом, поднимаясь на качественно новый уровень сознания - формированию культуры здоровья.

    В связи с этим нужно отметить, что создание и формирование здоровьесберегающего образовательного пространства зависит от профессионализма и компетентности педагогов, именно они являются генератором в формировании этого пространства и примером для подражания учащихся.

    Основными компонентами рассматриваемого здоровьесберегающего пространства выступают: здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса, семья, культурно-образовательное учреждение, организованное детское общественное движение, органы местного самоуправления и администрация образовательного пространства сельской школы, санитарно-просветительский общественный орган.Таким образом, грамотно продуманное моделирование здоровьесберегающего пространства может способствовать решению многих задач:

    созданию благоприятных условий для формирования личности школьника, способствующих конструированию его индивидуального воспитательно-образовательного пути;

    формированию новых ценностных установок на здоровый образ жизни, умения и навыками вести такой образ жизни;

    разработка воспитательно-образовательных подходов для каждого учащегося; привлечению родителей к здоровьесберагающей работе в школе;

    согласованные действия педагогического коллектива, медицинского персонала, психологической службы, детских спортивных организаций и воспитанников на основе гуманистического и оптимистического подхода к обучению и воспитанию.

    К основным показателям здоровьесберегающего образовательного пространства средней школы можно отнести:

    Гуманистическую направленность эмоционально-поведенческого пространства;

    Учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;

    Всемерное развитие творческой личности;

    Организацию лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий;

    Содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекцию нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;

    Оздоровительную систему физического воспитания;

    Разработку и реализацию дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.
    Особенности здоровьесберегающего пространства
    1.Позитивная основа ЗПШ, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся. Вытеснение негативных воздействий и производимых ими эффектов, позитивные, переориентациями, благодаря этому, суммарного вектора направленности внешних воздействий системы образования, в отношении здоровья учащихся, с негативного на позитивный, и составляет важную отличительную особенность ЗПШ.
    2.Инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся.
    3. Направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье своих близких.
    Так в своей работе я стараюсь использовать следующие технологии:

    а)использование положительной мотивации;

    б) использование технологий игровых форм обучения, развивающих эмоционально-чувственную сферу ребенка и учитывающих его индивидуальные психологические особенности;

    в)гибкость структуры уроков в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;

    г)формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели;

    д)проверка домашнего задания в начале урока, сочетание её с выявлением «зон ближайшего развития»;

    е)использование работы в парах и в малых группах;

    ж)при появлении признаков утомления у учащихся на уроке – изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников;

    з)подведение итогов урока на последних минутах;

    и)для профилактики дефектов зрения и их прогрессирования использование мер: улучшение освещения, функциональная окраска помещения, гимнастика для глаз, шеи и др.

    Здоровьесберегающие мероприятия:

    1. Консультации приглашенных специалистов (классный час и профессия – врач).

    2. Тренинги:

      «Формирование у ребенка поведения с ориентацией на здоровье»

      «Формирование молодежной субкультуры, базирующейся на социально позитивных ценностях личности, ценности культуры здоровья»

      «Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию»

      «Обучение подростка отстаивать свою точку зрения с позиций формирования и сохранения здоровья»

      «Основы личной безопасности и профилактика травматизма»

      «Предупреждение употребления психоактивных веществ»

    3. Классные часы:

      «Режим дня подростка»

      «Какой я?»

      «Я и моя семья»

      «Гигиенические правила и нормы»

    4. Коррекционно-диагностические мероприятия (тестирование): «Анализ ценностных ориентацией иерархии ценностей» (Здоровье, друзья, признание, семья, любовь, материальное положение).

    5. Фотоколлажи «Мы счастливы, потому что мы вместе».

    6. «Весёлый футбол с учителями».

    Следует обратить особое внимание и к уроку с позиций здоровьесбережения

    1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

    2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже.

    3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

    4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
    5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
    6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
    7. Поза учащихся, чередование позы.

    8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни.

    9. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.

    10. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
    11. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

    Так в своей практике обращаю внимание на следующие оздоровительные моменты на уроке:

      Гимнастика для глаз.

      Динамическая смена поз.

      · Дыхательная гимнастика.

      Массаж активных точек.

      Самомассаж.

      Специальные упражнения, рассчитанные на исправление нарушения осанки.

      Релаксирующие упражнения на снятие психоэмоционального и психофизического напряжения.

      Комплекс упражнений на развитие чувства ритма и ориентации в пространстве.

      Динамические паузы (физминутки) с использованием музыкального сопровождения, с использованием стихотворных форм, комплекс общеразвивающих упражнений.

      Темп окончания урока:
      - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
      - спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
      - задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

    Древние врачи говорили, что человек есть “храм здоровья и красоты” (Маймонид). И о том, чтобы этот храм был чистым, красивым и здоровым, должен заботиться сам человек – хранитель своего храма.

    Поэтому важнейшая обязанность семьи, школы, отдельного учителя и самого ребенка – забота о сохранении здоровья учащихся. Решение этой задачи возможно при тесном взаимодействии между учащимися, родителями и педагогами.

    Литература

    1.Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи: пособие для педагогов/ Р.И. Купчинов. – Минск: НИО, 2007. – 192 с.

    2.Лебедева Н.Т., Школа и здоровье учащихся: Пособие. – Мн.: Універсітэцкае, 1998. – 221 с.

    3.Система работы учреждения образования по формированию здорового образа жизни: метод. Пособие/ сост. Т.И. Бойко, Е.Г.Прокопчик, М.Ю. Савенок; ГУО «Минск. Обл.ин-т развития образования». – Минск: МОИРО, 2009. – 162 с. – (педагогическая мастерская).

    В статье описаны пути развития здоровьесберегающей среды школы, обеспечивающей физическое здоровье, психоэмоциональное здоровье, социально-нравственное здоровье школьников.

    Зарипова Марина Сергеевна

    директор

    Барон Светлана Александровна

    замдиректора МОУ СОШ № 45 г. Нижний Тагил

    СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

    (в условиях МОУ СОШ № 45 г. Нижний Тагил)

    Как создать здоровьесберегающее пространство школы?

    Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающее пространство школы

    онцепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» предусматривала создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагала проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Проблема здоровья учащихся сегодня вышла из ряда педагогических и обрела социальное значение. Модернизация российского образования требует поиска дополнительных собственных возможностей адаптации системы образования к современным требованиям жизни. Во многом потенциал такой деятельности заключается во взаимодействии всех участников образовательной деятельности, что ведет к формированию сетевой организации научно-методического и практического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений .

    По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

    1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

    2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.

    3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных цен-

    ностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции.

    Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека внедряются в деятельность школы здоровьесберегающие технологии, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся.

    Создание здоровьесберегающей среды в МОУ СОШ № 45 идет по следующим направлениям:

    Методическая работа с педагогическим коллективом школы

    Рациональная организация учебного процесса

    Медико-профилактическая работа

    Физкультурно-оздоровительная работа

    Организация воспитательной работы с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни

    Организация социального партнерства между педагогами и родителями в здоровьесберегающей среде

    Материально-техническое обеспечение внедрения здоровьесберегающих технологий:

    Здоровьеразвивающая мебель;

    Здоровьеразвивающее оборудование и наглядные средства

    Интерактивные системы для активизации учебного процесса;

    Создание оздоровительной инфраструктуры

    Важное значение в оздоровительной работе играет

    личность педагога. Помимо предметной и дидактической подготовки, он должен иметь психолого-педагоги-ческие знания, должен быть интересен для учащихся как личность, нацелен на постоянное саморазвитие, личным примером показывать образцы здорового образа жизни . Поэтому важным направлением оздоровительной работы в школе является работа с пе-

    дагогическим коллективом. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов проведено корпоративное обучение педагогов по темам: «Теоретические аспекты осуществления здоровьесебере-гающего процесса в образовательном учреждении», «Педагогические условия укрепления и сохранения здоровья школьников», «Технические средства обучения и оборудования, обеспечивающие здоровьеразвивающую технологию в учебном процессе». Педагоги начальной школы изучили и реализуют на своих уроках технологию, разработанную доктором медицинских наук, профессором и врачом В. Базарным, в основе которой лежит принцип организации учебного процесса согласно подвижной природе ребенка. Внесены изменения в план работы школьных методических объединений с целью актуализации проблемы здоровьесбережения учащихся. Систематически проводится методическая учеба «Организация образовательного процесса с использованием современных интерактивных систем, программ». Разработан план повышения квалификации педагогов с учетом возможностей города, области по данной проблеме до 2012 года, который успешно реализуется.

    Традиционно при организации учебного процесса особое внимание уделяется следующим вопросам:

    Организация учебных занятий с приближенными к минимуму погрешностями в расписании, рациональное распределение недельной нагрузки;

    В процессе обучения особое внимание уделяется активным формам работы учащихся на уроке;

    Применение на уроках в начальной школе технологии обучения на основе двигательной активности. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз - часть урока ученик сидит за партой, другую - стоит за конторкой;

    Организация режима питания с учетом возрастных особенностей и расписания занятий;

    Организация динамических пауз на уроках и подвижных игр на переменах (в классах I ступени обучения и 5 классах);

    Организация аудиторных занятий в соответствии с требованиями к воздушно-тепловому, гигиеническому режиму и освещенности;

    Проведение практических работ и экскурсий на открытом воздухе (1 и 4 четверти учебного года);

    Дифференциация учебных заданий и упражнений по степени сложности и объему, тщательное нормирование домашних заданий;

    Развитие альтернативных форм получения образования;

    Осуществление профильного обучения на III ступени обучения и предпрофильной подготовки на II ступени;

    Разработан индивидуальный учебный маршрут обучающихся, имеющих трудности в обучении и для обучающихся с ослабленным здоровьем;

    В учебный план школы внесены спецкурсы по сохранению и укреплению здоровья, развития культуры учения школьников, такие как «Валеология», «Учись учиться» и др.

    При изучении таких предметов как биология, основы безопасности жизнедеятельности, география, фи-

    зическая культура, обществознание делается акцент на воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью, формирование навыков здорового образа жизни .

    В школе работает программа преемственности обучения, основная цель которой - организация более щадящего перехода учащихся с одной ступени на другую. В течение учебного года проводятся диагностические, информационные, тренинговые, контрольные мероприятия, позволяющие добиться максимально щадящего перехода учащихся из детского сада в школу и из I ступени обучения во вторую. Традиционно в школе проходят «Неделя пятиклассника», круглые столы с педагогами дошкольных образовательных учреждений, психолого-педагогические консилиумы по вопросу адаптации детей на разных ступенях обучения.

    В школе функционирует научное общество учащихся «Исследователь», в 8-11 классах организована исследовательская работа учащихся, в том числе и валеологической направленности (с последующей защитой рефератов и исследовательских проектов на уроках, факультативных занятиях, НПК и в ходе итоговой аттестации). Так, в 2009-2010 учебном году ученица 8 класса Бушина Ю. заняла первое место на городской Защите исследовательских проектов со своей работой «Физкультминутки на уроках как условие сохранения здоровья школьников», которая будет представлена на областную НПК.

    В ходе осуществления образовательного процесса ведется медицинский контроль за физическим развитием детей, разработан комплекс медико-профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, организуются консультации профессиональных врачей на базе городских детских поликлиник и городского физкультурно-оздоровительного диспансера. Для профилактической работы используются немедикаментозные методы коррекции здоровья школьников (зарядка для глаз, коррекция опорно-двигательной системы, фитотерапия с использованием травяных чаев, витаминопрофилактика в ноябре и марте аскорбиновой кислотой, профилактика гриппа). Для отслеживания уровня физического и психоэмоционального здоровья в 2007 году был заключен договор с городским физдиспансером и введена информационная технология САМПО - система автоматизированного медицинского профилактического обследования. Технология включает несколько этапов: анкетирование родителей, тестирование детей специалистом физдиспансера, компьютерную обработку результатов. САМПО позволяет оформить индивидуальный «паспорт здоровья» ученика с ближайшим и отдаленным прогнозом состояния здоровья, сформулировать рекомендации по обращению к врачам-специалистам. С результатами диагностики знакомятся родители учащихся.

    В осенние, зимние, весенние и летние каникулы согласно оздоровительной программе, включающей фитотерапию, витаминизацию, посещение бассейна и экологически чистых зон, организацию спортивных мероприятий, работает школьный лагерь.

    Главная задача направления физкультурно-оздоровительной работы- включить каждого ребенка в си-

    стематические занятия физической культурой. В этом направлении сделано уже многое:

    Сдан в эксплуатацию второй спортивный зал;

    Учебный процесс по предмету «Физическая культура» ведется с использованием современных спортивных технологий;

    В учебный план школы введен третий час физкультуры в каждом классе;

    Учителя физической культуры активно внедряют на своих уроках здоровьесберегающие технологии, используя личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка;

    Педагоги создают условия для активного отдыха и эмоциональной разрядки на переменах, проводя для этого подвижные игры (в начальной школе);

    Педагоги школы стараются привлечь школьников к занятиям физической культурой. В районе школы расположены спортивный комплекс «Юность», бассейн «Дельфин», специализированные детско-юношеские спортивные школы № 1, №3, «Уралец», «Старый соболь». Работают школьные секции волейбола и легкой атлетики. На базе школы проходят занятия секции художественной гимнастики и греко-римской борьбы. В результате в классах в различных спортивных секциях занято от 43 до 65 процентов учащихся.

    Ежегодно в школе проводятся товарищеские встречи по футболу, баскетболу и волейболу, военно-спортивные «Зарнички», Малые олимпийские игры, организуются турпоходы в сотрудничестве с городской станцией юных туристов.

    Регулярным стало в школе проведение Дней Здоровья, программа которых включает не просто выезд на территорию загородного оздоровительного лагеря, но, прежде всего - активные формы работы с учащимися и родителями: веселые старты, эстафеты, походы, конкурсы и т.д. Дни Здоровья организуются и проводятся каждую учебную четверть.

    Школа - призер многих районных и городских соревнований. В прошлом году сборная школы завоевала 1 место в городских соревнованиях по волейболу (юноши). С 2007 по 2009 год - 1 место в районной легкоатлетической эстафете памяти главы района Г.Н. Зайцева; и, наконец, четыре года подряд - с 2006 по 2009 - наши ученики становились победителями самой престижной городской легкоатлетической эстафеты на приз газеты «Тагильский рабочий».

    Целью направления организации воспитательной работы с учащимися по формированию ценности здоровья и навыков здорового образа жизни является воспитание у подрастающего поколения потребности в здоровом образе жизни. В школе разрабатывается и внедряется система занятий и тренингов в поддержку курса ОБЖ. Занятия направлены на овладение прикладными знаниями и навыками в области охраны и укрепления физического здоровья, на профилактику заболеваний органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др., на выработку навыков и привычек безопасной жизнедеятельности. Одна из составляющих здоровья - психоэмоциональная. Уровень душевного комфорта закладывается в детстве. Поэтому в школе разработана и реализуется программа

    классных часов по привитию здорового образа жизни, направленная на овладение детьми необходимыми прикладными знаниями и навыками для управления своим внутренним психологическим состоянием. Эти занятия проводятся классными руководителями, школьным психологом и при поддержке социальных партнеров - Центра социально-психологической помощи подросткам и молодежи «Грань» и амбулаторной психотерапевтической службы. Не меньшее внимание в школе уделяется и социально-нравственному здоровью детей. На наш взгляд, нельзя назвать здоровым человека, не способного сопереживать своим близким, не испытывающего потребности помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, не обладающего четкой гражданской позицией. Поэтому многие ключевые дела школы являются социально значимыми. Традицией стало оказание благотворительной помощи Дому ребенка №4, сотрудничество с районным центром социального обслуживания населения, концерты и адресное поздравление ветеранов войны и тружеников тыла, участие в городских экологических акциях. Успешно ведется поисково-краеведческая работа. 10 лет учащиеся школы - лидеры и победители городского проекта для младших школьников «Я

    Тагильчанин», учащиеся среднего звена - лидеры игры-путешествия «Мы живем на Урале. Исследовательские и творческие работы учащихся, школьные и семейные реликвии, ценные документы и материалы легли в основу создания школьного музея. С 2008 г. школа является участником Международного детского движения «Добрые Дети Мира», реализуя проекты движения «Фестиваль Добрых Дел». Важным направлением оздоровительной работы в современных условиях является решение такой актуальной задачи, как оздоровление семьи. Именно поэтому в работе по оздоровлению детей и подростков реализуется сотрудничество педагогов с родителями, которое призвано создавать в семье благоприятную для воспитания среду, улучшать межличностные отношения. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения: реализуются программа «Папа, мама, я - здоровая семья», программа родительского лектория по проблеме сохранения и развития здоровья детей; работает школьный Совет отцов; совместно с городским Центром семейной терапии организованы тренинги для родителей и учащихся «Как противостоять насилию, проведена родительская конференция с презентацией специализированного учебного оборудования; активно привлекаются родители, желающих принять участие в работе с детьми во внеурочное время. Результатом подобного сотрудничества родителей и педагогов является повышение ответственности семьи за здоровье и физическое развитие школьников.

    Реализация всех вышеперечисленных направлений невозможна без создания соответствующей материально-технической базы, которая позволит не на словах, а на деле создать здоровьесохранное пространство и благоприятные условия для работы учащихся и учителей в образовательном учреждении. С этой целью школа включилась в проект социально-экономического партнерства «Материаль-

    но-техническое обеспечение здоровьесберегающих технологий», который реализуется в рамках движения «Российского Союза за здоровое развитие детей». В 2008 году школа стала победителем конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Благодаря представленному бизнес-плану приобретено специализированное учебное оборудование, технические средства, дидактические материалы, мебель, современные интерактивные системы и программы, что позволяет реализовывать технологию обучения на основе двигательной активности, разработанную доктором медицинских наук, профессорам и врачом В.Ф. Базарным: здоровьеразвивающая мебель , здоровьеразвивающее обору-дование и наглядные средства: зрительно - вестибулярный тренажер «Офтольмотренажер», биомеханический тренажер Агашина.

    Одной из важных задач по реализации здоровьесберегающих технологий является максимально возможное использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоничному развитию личности. «Активный экран» - это уникальная интерактивная система представления информации, предназначенная для применения в процессе обучения и управляемая компьютером. Каждому предоставляется возможность не только смотреть, но и работать. Система делает из учащихся не зрителей, а участников обучающего процесса, что в свою очередь повышает качество усвоения информации. Технология основана на использование мультимедийных средств: электронный карандаш, тест - пульт, электронные планшеты. Кроме того, интерактивная доска, являющаяся основной составляющей системы, позволяет работать без меловой доски, что снижает запыленность воздуха. Программное обеспечение комплекса «активный экран» заменяет использование географических и исторических карт, плакатов и других широкоформатных наглядных пособий. Модуль программного обеспечения позволяет проводить во время урока тестирование и быстрый опрос всех учащихся. Результат сразу же подсчитывается и наглядно отображается на интерактивной доске в виде диаграммы или таблицы. Это дает учителю возможность проанализировать, как усвоен материал урока.

    Контрольно-аналитические и мониторинговые мероприятия, осуществляемые в течение учебного года, направлены на отслеживание динамики заболеваемости учащихся, определение успехов и проблемных зон в функционировании школы, поиск возможных путей их решения. Психологическая диагностика, проводящаяся в рамках мониторинга, включает изучение особенностей психолого-педа-гогического статуса учащихся 1 классов; уровня эмоциональной комфортности учащихся 5 классов на уроках в адаптивный период; изучение особен-

    ностей собственной ответственности учащихся выпускных классов основной школы; обследование учащихся начальных классов на психологическую готовность к переходу в основную школу . Ежегодно проводится отслеживание работоспособности (утомляемости), тревожности и других психических показателей. Результаты данной диагностики обсуждаются с учителями на индивидуальных консультациях, общие вопросы выносятся на совещания учителей, педсоветы. Психологическая диагностика учащихся 1 и 5 классов подтверждает результативность школьной программы преемственности. Мониторинг занятости учащихся школы показал, что общая занятость учащихся школы внеурочной деятельностью составила 81%. Среди них 41,5 %

    Заняты в спортивных секциях и клубах. Таким образом, следует отметить, что здоровьесберегающее пространство школы - это не механическая совокупность элементов ее инфраструктуры, пусть даже специально ориентированных - таких, как солярий, фитобар или тренажерный зал. Здоровьесберегающее пространство школы - это особым образом организованная полноценная среда, включающая наряду с материальными компонентами здоровьесберегающую деятельность, которая осуществляется квалифицированным и заинтересованным педагогическим коллективом. В рамках проекта обеспечено создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию, саморазвитию и самореализации обучающихся, снижение уровня заболеваемости детей, создание системы комплексного мониторинга здоровья учащихся, достаточная сформированность у учащихся устойчивых навыков здорового образа жизни, повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников и как результат - повышение уровня образованности всех учащихся и их успешная социализация в обществе.

    Литература

    1. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбереже-ния // Педагогика и психология здоровья. - М., 2003.

    2. Базарный В.Ф. Как работать с конторкой. - М., 2001.

    3. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений / Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12.

    4. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений / Муниципальное образование: инновации и эксперимент», № 1, 2010.

    5. Давыдова Н.Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреждении /Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 6. т. 2.

    технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/под ред. М.М.Безруких, В.Д. Сонькина.-М.,2002.

    7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М., 2003.

    Для планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, превращения используемых в школе педагогических технологий в здоровьесбережение методически полезным представляется введение и конкретизация на отдельных примерах представления о здоровьесберегающем пространстве школы (далее - ЗПШ), объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегабщих образовательных технологий, и объединённых в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик. Воздействие этого пространства на учащихся и педагогов происходит непосредственно в школе, однако, как во всех других случаях, когда мы имеет дело с человековедческими технологиями, первичное воздействие служит лишь запуском процессов дальнейших изменений как педагогического пространства, так и субъектов в нем действующих.

    Изменения, которые происходят в образовательном пространстве, не столь очевидно и быстро проявляются как, например, результат удачно сделанной операции. Но такова особенность большинства профилактических и психолого-педагогических (воспитательных, в широком смысле) воздействий: отдельные малозаметные сдвиги в состоянии организма, физиологических и психологических процессах, личностных структурах, накапливаясь, приводят в результате к уже заметным изменениям. То же в случае патогенных факторов, характерных для системы образования: их почти незаметное каждодневное воздействия на учащихся и педагогов приводят к постепенному истощению ресурсов здоровья, появлению сначала пограничных, а за тем клинически выраженных нарушений здоровья и дефектов, уже трудно поддающихся восстановлению.

    Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Номинально некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степени воздействия которых регламентированы в СанПиНах. То есть три отличия, позволяющих представить это пространство не просто как новое обозначение хорошо известных факторов. Во-первых, в СанПиНах представлен набор отдельных позиций с количественными рамками, которых необходимо придерживаться. Анализ же педагогического пространства ориентирован преимущественно на качественную оценку воздействия всей совокупности однородных факторов, тем более, что на самом деле их воздействие всегда сочетанное и взаимосвязанное. Во-вторых, в отличие от гигиенического подхода, центрированного на самих патогенных факторах, центром внимания в педагогическом пространстве оказываются субъекты педагогического процесса и сами эти процессы. Наконец, в-третьих, в педагогическом пространстве существует не мало элементов, которые или пока не регламентированы, или не могут быть регламентированы и каталогизированы в принципе. Так, весящая на стене картина может смещать фокус внимания человека в целостном восприятии всего помещения, в зависимости от того впечатления, который именно на него производит именно эта картина (как по модальности отношения, так и по силе его выраженности). Например, в одном из опросов учащихся после урока о том, что привлекало или отвлекало их внимание, больше половины указали на большую скрепку, которая лежала на полу на видном месте. Понятно, что никакие гигиенические перечни такого учесть не могут.

    Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда. Ее воздействие на учащихся и педагогов не ограничивается теми сторонами, которые регламентированы СанПиНами - они известны и приводятся в соответствии с требованиями путем поддержания комфортной температуры и регулярного проветривания помещения класса. Но кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи, регламентация которых, кроме самой общей фразы, в СанПиНах отсутствует. В последние годы представление о воздействии запахов на человека оформились в новую науку - ароматологию и ее прикладную ветвь - ароматотерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, в соответствии с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только сохранения и укрепления здоровья.

    Растения наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Свое здоровье действие растения проявляют путем выделения эфирных масел, которые действуют подобно гормонам, проникая в системы организма, влияя на эмоции и физические реакции, регулируя их, активизируя защитные силы организма в борьбе против инфекционных заболеваний, стимулируя образование лейкоцитов крови. Определенные эфирные масла имеют связь с конкретными органами тела. Например, гераниевое масло активизирует кору надпочечников и снимает напряжение, вызванное стрессов, апельсиновое используют для борьбы с тревогой, страхом.

    Все цветы выделяют цветы фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений просто беспредельны. Летучие выделения некоторых растений в силу своей биологической активности даже в микроскопических дозах (10 -6 мг/см 3) могут обладать бактерицидным, бактериостатическим, фунгицидным действием. От летучих фитонцидов амариллиса, агапантуса, зиферантеса, гипеаструма некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. Для оздоровления воздуха в комнате полезно держать такие растения, как хлорофитум, мирт, розмарин, аглаонему, аспарагусы. Давно известны фитонцидные свойства хвойных. Это криптомерия, можжевельник, сосна. Они также наполняют помещение отрицательно заряженными ионами, которые поглощают излучения телевизоров и компьютеров.

    При подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных условия:

    Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;

    присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся.

    Важно, чтобы это направление в гармонизации педагогического пространства вместо решения задачи повышения работоспособности и снижения утомляемости учащихся не превратилось в «игру в запахи» на уроках - модное увлечение наподобие фитотерапии. Известно, что создание в середине 90-х годов во многих школах фитобаров, давало как положительные результаты, так, к сожалению, и отрицательные, проявившиеся в случаях аллергических реакций у школьников. Поэтому необходимо соблюсти все необходимые предосторожности, включая проверку закупаемого сырья и проведение в подозрительных случаях аллергических проб у детей.

    Для ароматизации воздуха можно использовать и искусственные препараты, но экологичнее и дешевле выращивать живые растения. Кроме того, при этом решается и другая, не менее важная задача - воспитательная. Выращивание растений в классе, уход за ними лучше поручать самим школьникам. Привлекаясь к уходу за растениями, дети приучаются бережно относиться к ним, а значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания.

    С помощью комнатных растений удаётся восполнить дефицит общения с природой, который неизбежно возникает в городах среди однообразия стандартных домов, раздражающего шума машин, не гаснущего часами экрана телевизора или компьютера.

    Нельзя не упомянуть и ещё об одном аспекте, актуальном для работы школы по сбережению здоровья учащихся. Известно, что эффективность профилактики табакокурения остаётся пока на крайне низком уровне. Дополнительные возможности, повышающие действенность этой профилактической программы и реализуемые не «в лоб», набившим оскомину повторением, что «курить вредно», могут быть созданы регулярным упоминанием всеми учителями школы в разном контексте о своём внимании к качеству воздуха, которым все мы дышим, приведении ими аргументов о зависимости от этого состояния здоровья, работоспособности и т.п.

    То, что описано выше для отдельных классов, относится и к пространству школы в целом. Особое внимание следует уделить спортзалам и рекреациям, где дыхание у учащихся активизируется, приводя к усилию газообмена, а также туалетам, воздушной среде в которых должно быть уделено особое внимание по понятным причинам. Ну, а количество зелёных растений в школе всегда являлась критерием реальной заботы администрации об учащихся.

    Другим элементом экологического пространства школы является его видеоэкологическая составляющая. Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через неё - на телесную организацию человека и его здоровье - зрительных образов той среды, в которой человек находится.

    Эмоционально-поведенческое пространство здоровьесбережения школы - также являющееся собственной частью ЗПШ, представлено совокупностью поведенческих паттернов, действий поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе.

    Характеристиками этого пространства могут служить:

    уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

    характеристики эмоционально - психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также - в педагогическом коллективе школы;

    стиль поведения учащихся и учителя на уроке;

    формы и характер поведения учащихся на переменах;

    забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.

    Во время ответа ученика у доски индикаторами его нерационального напряжения служат поза (неестественность телодвижений, не знает куда деть руки, опускает голову), характер голоса, движения пальцев рук. Понятно, что оценка знаний школьника, отвечающего в неадекватно напряженном состоянии, не может быть обыкновенной. Но еще важнее воздействие таких состояний на здоровье учащегося.

    Эмоционально-поведенческие проявления школьников на переменах - также важный элемент оценки этой стороны ЗПШ. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики - использовать.

    Еще одна актуальная проблема, тестирующая компетентность учителя, директора школы в вопросах здоровьесбережения - так называемая «канализация агрессии» учащихся педагогическими средствами. Причин для проявления агрессивности у населения вообще, и у подростков, в частности, достаточно. Это стрессы, фрустрации, неудовлетворенность условиями жизни, зависть, агрессивность окружающей среды, потеря ориентировки и т.д. Проявление агрессивности на уроках нарушают дисциплину, разрушают эмоциональный климат, деформируют ход учебного процесса. Всё это, включая непосредственно агрессивное напряжение, имеет отношение к здоровью субъекта, проявляющего агрессивность, и всех, кто его окружает. Именно здесь психолого-психотерапевтическая грамотность учителя позволяет находить оптимальные пути нормализации ситуации, с учётом индивидуального подхода к подростку.

    Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья «встряска» происходит и с мыслительным процессом, оживляя творческий настрой, причём не только учеников, но и учителя. Отдельная сторона оценки использования шуток на уроке - воспитательная. Примитивно - злобный стереотип шуток, как проявление самоутверждения за счёт других, наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача учителя - попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

    Вербальное пространство характеризуется феноменами речевого поведения всех субъектов образовательного процесса. Точная стенограмма (магнитофонная запись) речи учителя на уроке может быть проанализирована на предмет оценки его вербального воздействия на состояние и здоровье учащихся.

    Но главная задача школы, в том числе и на путях решения задачи здоровьесбережения, нам видится в том, чтобы воспрепятствовать развитию этой тенденции, направить свои усилия на формирование моды на речевую культуру (как составную часть общей культуры человека). Психолого-педагогические технологии этого разработаны и мы, с полным правом, причисляем их к здоровьесберегающим, не только на основе вышеизложенных фактов и доводов, но и потому, что принципы и программы этой работы по большей части совпадают с формированием моды на здоровье, как стратегического направления общегосударственной политики в области здравоохранения.

    Культурологическое здоровьесберегающее пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели ещё много столетий назад. В XXI веке появились такие понятия и направления работы как «арттерапия», «библиотерапия», «музыкотерапия», «изотерапия» и т.п. И хотя эти термины касаются в основном лечебных процедур, значительная часть этих программ имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность. Ролевые игры и тренинги, хоровое пение, художественное оформление школы - всё это не лечебные, а образовательные формы работы. Именно в этом смысле мы и будем рассматривать возможность их использования в образовательных учреждениях.


    Особенности ЗПШ позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся; инновационно - творческая основа формирования и реализации всех усилий направленных на повышение эффективности здоровьесбережения; направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства.






    Характеристика экологического пространства ориентирован на качественную оценку воздействия всей совокупности однородных факторов; в центре внимания – субъекты педагогического процесса и сами эти процессы; в педагогическом пространстве существует немало элементов, которые или пока не регламентированы, или не могут быть регламентированы и каталогизированы




    Загрязняющее веществоБиологические очистители Оксид углерода(iv)Все растения Фенол Спатифиллум ФормальдегидХлорофитум, драцена, спатифиллум СтиролВсе растения Бензол, толуол, ксилол, этилбензол Хлорофитум, драцена, сансивьера полосатая,плющ обыкновенный Ацетон, этилацетатЛистья и корни всех растений АцетамидВсе растения ВинилхлоридВсе растения ПерборатыВсе растения ГексахлорофенВсе растения Трихлорэтилен Фикус Бенжамена, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая Болезнетворные бактерии Диффенбахия пестрая, гибискус, фикус карликовый, каланхое, цитрусовые ПыльВсе растения, особенно опушенные Источники загрязнения воздуха закрытых помещений и возможности биологической очистки.


    Лимон(Citrus limon) –декоративное, вечнозеленое плодовое дерево. Лимон можно вырастить из семян, но их необходимо прививать для плодоношения. Вырастить плоды бывает Слишком трудно, так как лимон очень чувствителен к недостатку влаги в воздухе. Лекарственным действием обладают и листья лимона. Запах лимонных листьев оказывает бодрящее действие, стимулирует вегетативную нервную систему, помогает при ВСД. Листья лимона содержат во много раз больше витамина С, чем плоды: в 100г плодов содержится до 80мг витамина С, а в листьях- до 880мг. Эфирные масла лимона являются противовирусным средством, они помогают при гриппе, ветрянке, герпесе, кори, паротите, вирусном гепатите, стимулируют иммунную систему


    Хлорофитум хохлатый- лучшее растение в загрязненных помещениях. Оно уникально по способности очищать воздух от химических загрязнений. Возможности растения изучены не полностью. В ходе эксперимента за 24 часа хлорофитум уничтожил 80% всех микроорганизмов. По подсчетам специалистов, десяти таких растений достаточно, чтобы очистить воздух 20- метровой комнаты от патогенных частиц. Хлорофитум выращивают в комнатных условиях уже более 200 лет. Он быстро растет, редко болеет. Мебель, отделка помещений, теплоизоляция нередко сделаны из синтетических материалов, которые выделяют вредные вещества, например, формальдегиды. По последним данным московских ученых, концентрация этих веществ в воздухе может в 1,5- 4 раза превышать уличную, хлорофитум- поглощает не только формальдегид, но и угарный газ, и выделяет фитонциды, очищающие воздух от вредоносных бактерий. Без него не обойдется ни одна цветочная компания. Простенький, но своей зеленой непосредственностью способен украсить любой интерьер.


    Фикус каучуконосный. Для помещений, где в отделке и интерьере применены многочисленные синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества, в том числе формальдегиды, подходят фикусы. Большинство фикусов – это быстрорастущие растения, они поглощают ядовитые для человека вещества, содержащиеся в воздухе (бензол, трихлорэтилен, фенолы), и превращают их с помощью ферментов в аминокислоты и сахара.


    Драцена душистая. Из-за одревесневшего, безлистного, неветвистого стебля с пучком листьев на верхушке называют ложными пальмами, но к настоящим пальмам они не имеют отношения. Драцена способна накапливать токсины, поглощать через листья и корни такие яды, как ксилол, бензол, формальдегид, толуол, этилбензол, трихлорэтилен - оказывает терапевтический эффект.


    Каланхоэ. Все каланхоэ устойчивы к болезням и вредителям. Обладают антивирусной активностью, на 31% уничтожают стафилококк и на16% сарцины. Циперус зонтичный. Используется для оформления аквариумов, искусственных водоемов, фонтанов. Циперус в 2-3 раза снижает количество болезнетворных бактерий в воздухе и увлажняет его.


    Спатифиллум. При соблюдении минимума требований наряден в любой сезон, хорошо зимует в отапливаемых помещениях, любит свет, но терпеливо перенесет и его недостаток. Его широкие листья- отличные помощники в уборке помещений, притягивают на себя пыль, поэтому любит смывать с себя пыль. Имеет фитонцидную активность и обладает терапевтическим эффектом.


    Алоэ древовидное. Вечнозеленое, многолетнее растение. Широко распространено по всему миру в комнатной культуре, в России известно под названием «столетник» или «доктор». Стебель прямостоячий, ветвистый. Листья очередные, Мясистые, сочные, темно-зеленые с матовым налетом. В медицине используют сок листьев алоэ, он содержит производные антрацена, ферменты, витамины, противомикробные вещества. Сок алоэ обладает слабительным действием, а также бактериостатическим и бактерицидным действием, снижает в воздухе количество вредных микроорганизмов на 38%.


    Герань или пеларгония. Это самое древнее, комнатное, многолетнее растение. Листья герани покрыты волосками, в которых имеются пузырьки с эфирным маслом, поэтому пахнут у герани не цветы, а листья. Растение выделяет пары эфирного масла, чтобы защитить себя от перенагревания или переохлаждения. Герань, благодаря выделению эфирных масел способна убивать болезнетворные и патогенные организмы в воздухе помещений. Ее эфирные масла препятствуют возникновению заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем. Кроме того, эфирные масла герани успокаивающе действуют на нервную систему, предотвращая стрессы, налаживают здоровый сон.


    Эмоционально-поведенческое ЗПШ Характеристики пространства: -уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; -характеристики эмоционально- психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы; -стиль поведения учащихся и учителя на уроке; -формы и характер поведения учащихся на переменах; -забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.





    "Формирование здоровьесберегающего пространства школы"

    Уразакова Гульнар Галихановна,

    учитель русского языка и литературы,

    заместитель директора школы по УВР

    (из опыта работы)

    Актуальность темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Не всегда уделялось должное внимание сохранению, укреплению и развитию здоровья, оценке влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, образовательные технологии не рассматривались с точки зрения здоровьесберегающей направленности. Сегодня каждый педагог должен осознавать, что слагаемыми здоровья ребёнка являются его физическое, психическое состояние и уровень сформированности моральных и нравственных принципов.

    Таким образом выделяется 3 вида здоровья:

      Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

      Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

      Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

    Основной задачей здоровьесберегающих педагогики является такая организация режима обучения, которая бы обеспечила высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

    Школьные факторы риска:

    Стресс.

    Несоответствие методик и технологий обучения.

    Интенсификация учебного процесса.

    Нерациональная организация учебного процесса.

    Некомпетентность педагогов в вопросах функционального развития и здоровья детей.

    Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

    Сверхраннее начало образования

    Не всегда обоснованное и адекватное использование так называемых здоровьесберегающих технологий .

    Работа педагогического коллектива нашей школы над данной проблемой сложилась в систему, которую можно представить в виде модели:

      АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

      Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков.

      Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Уровень здоровья учащихся с 1 по 11 класс снижается. И происходит это именно в школьные годы.

      В процессе взросления проявляется еще один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

    Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

      Социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми.

      Увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕНТ, ростом требований к уровню подготовки выпускников.

      Недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.

    Для того чтобы улучшить состояние здоровья учащихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровьесберегающего пространства школы.

    2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

    Цель:

      Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

    Задачи:

      Организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

      Реализация идеи волонтерского движения подростков по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников.

      Повышение квалификации работников школы в области защиты здоровья учащихся.

      Привлечение к сотрудничеству заинтересованных ведомств.

    3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. Информационное и нормативно-правовое обеспечение

    2. Программное обеспечение (типовые, авторские программы спецкурсов, факультативов, элективных курсов секционных занятий и др.).

    3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

    4. Изучение и обобщение опыта работы педагогов.

    5. Мониторинг деятельности

    4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

      Укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье.

      Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.

      Налаживание эффективного межведомственного сотрудничества.

      Создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.

      Изменение восприятия проблемы педагогами, обучение их методам работы, сохраняющим здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе.

    5.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ.

    Эффективность программы оценивается по количественным и качественным показателям:

      количество прошедших обучение волонтеров;

      количество повысивших квалификацию педагогов;

      оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;

      уровень санитарно-гигиенического состояния школы;

      итоги диспансеризации учащихся школы.

      отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

    Результативность может быть достигнута в результате согласованной и целенаправленной работы не только педагогов, психологической службы школы и других её структурных подразделений, но и в результате положительного влияния социума, людей, окружающих ребёнка вне школы. Таким образом происходит расширение педагогического пространства школы, что обеспечивается только тесным взаимодействием с родителями.

    И утомление, и переутомление у детей возникают быстрее, чем у взрослых, что объясняется особенностями нервной системы. Решение этой задачи - сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников - возможно только при правильной организации их деятельности.

    Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.

    Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой является микропеременой и отодвигает развитие утомления .

    При рассмотрении урока в данном аспекте я в своей практике руководствуюсь методическими рекомендациями « Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения» , составленными по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе».

    Опираясь на его работу можно выделить следующие критерии:

    1. Гигиенические условия в классе (кабинете):

      чистота,

      температура и свежесть воздуха,

      рациональность освещения класса и доски,

      наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

    Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

      Число видов учебной деятельности, используемых учителем:

      опрос учащихся,

      письмо,

      чтение,

      слушание,

      рассказ,

      рассматривание наглядных пособий,

      ответы на вопросы,

      решение примеров, задач,

      практические занятия и т. д.

    Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

      Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности:

      Ориентировочная норма: 7-10 минут.

    Число использованных учителем видов преподавания:

      словесный,

      наглядный,

      аудиовизуальный,

      самостоятельная работа и др.

    Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут

      Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:

      методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

      активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);

      методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и

    взаимооценки) и др.

      Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

      Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы .:

      Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

      Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

      Физкультминутки и физкультпаузы

      Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

      Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

      Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

      Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:

      интерес к занятиям,

      стремление больше узнать,

      радость от активности,

      интерес к изучаемому материалу и т.п.

    Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

      Благоприятный психологический климат на уроке.

    Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

      Преобладающее выражение лица учителя.

    Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

      улыбок,

      уместных остроумных шуток,

      использования поговорок,

      афоризмов с комментариями,

      музыкальных минуток и т.д.

      Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности

      Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.

      Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока

      Темп и особенности окончания урока.

    Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

      учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,

      учитель мог прокомментировать задание на дом,

      попрощаться со школьниками.

      Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

      Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

      Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

    Речь идёт о психическом состоянии и психическом здоровье участников процесса обучения: учитель-ученик.

    В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную « Я - Концепцию». Для этого необходимо:

    Видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё -создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;

    Понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству

    Помогать детям реализовать себя в деятельности.

    Формированию положительной Я- Концепции на уроке способствуют нехитрые приёмы педагогической техники, применяемые мной на уроках. Эти приёмы универсальны для любого урока или воспитательного мероприятия, для любой жизненной ситуации, в любых интерпретациях их эффективность проверена опытом работы:

      прием “Лестница”

    Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

      прием « Даю шанс»

    Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

      прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.

    Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

      прием “Следуй за нами”.

    Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

      прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

    Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

      прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

    Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”

      прием “Эврика”.

    Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

      успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

      ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

      ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

      прием « Линия горизонта»

    Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит учеников к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.

      «Цветные карточки».

    В процессе работы на уроке учащиеся получают за правильный ответ цветные карточки, а в конце урока «меняют» их на оценки. Такой прием хорошо работает с учащимися начальной школы, задавая положительный эмоциональный настрой урока.

      Методика «Настроение».

    Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

    Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

    Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

    Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

    Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя – результат

      Апелляция к жизненному опыту детей.

    Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

      Создание проблемной ситуации.

    Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.

      Ролевой подход и как следствие - деловая игра.

    В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

      Решение нестандартных задач на смекалку и логику.

    Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.

      Прием авансирования.

    Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

    Акцент внимания каждого учителя на проблеме здоровьесбережения школьников актуален сегодня не только на уровне организаций образования, но и на государственном уровне. Огромная ответственность за здоровье будущего поколения ложится именно на нас, работников сферы образования.

    Обучаем воспитывая или воспитываем обучая? – этот философский вопрос будет ещё долго обсуждаться в педагогике. Бесспорно во все времена одно: и обучая, и воспитывая учитель обязан заботиться о здоровье своих учеников.

    Обобщение и распространение опыта работы учителей в данном направлении – это уже большой вклад в беспрерывный процесс здоровьесбережения людей целого поколения.