• Новые подходы к оцениванию учебных достижений в условиях введения требований фгос. Образовательный портал






    Оценивание Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением. Оценивание представляет собой комплексный процесс: по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.


    Основные задачи оценивания: Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов; Обеспечить обратную связь; Оценить степень достижения намеченных целей; Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями; Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.


    Система оценивания Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно - диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся


    Функции оценивания: обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний; воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям; ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний ·


    Функции оценивания: стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности; проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу


    Функции оценивания: формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе; мощный мотив учебной деятельности учащихся; изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.




    Проблемы не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности - " краеугольного камня " здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования); затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);


    Проблемы является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка); часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, " отметочная " система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)


    Что требуется Актуальна разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая: устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания; позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т. п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г. А. Цукерман) « здоровую самооценку »; позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.


    Оценивание: современные тенденции ОтК Письменные работы, закрытый экзамен Открытый экзамен, проекты Оценивание преподавателем, тьютором Оценивание при участие обучающихся Имплицитные (неявные) критерии оценки Эксплицитные (явные) критерии оценки КонкуренцияСотрудничество Оценка результатаОценка процесса Цели и задачиУчебные результаты Оценивание знанийОценивание умений, способностей, компетенций Тестирование памятиОценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза Оценивание курсаОценивание модуля Итоговое, суммарное оцениваниеФормирующее, развивающее оценивание Приоритетность оценкиПриоритетность учения




    Определение Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.


    Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.


    Формирующее оценивание для обучающихся может помогать учиться на ошибках; может помогать понять, что важно; может помогать понять, что у них получается; может помогать обнаруживать, что они не знают; может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;




    Результатами применения формирующего оценивание является: обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.


    Пять принципов формирующего оценивания 1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т. п. по поводу их деятельности. 2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. 3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. 4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. 5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов




    Цель обучения – инструменты оценивания Формирование критического мышления, формулирование суждений (аргументация, рефлексия, оценивание, умозаключение и т.п.) · Написание эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке). · Критический анализ ситуации. · Критическая оценка изученной литературы. · Ведение рефлексивного дневника. · Подготовка сообщения \ выступления (фиксирующее проблему и способы ее разрешения). · Подготовка \ написание статьи. · Комментарии к статье, книге, монографии.


    Решение проблем \ планирование (определение или постановка проблемы, сбор и анализ данных, интерпретация, планирование экспериментов, применение теории и информации и т.п.) · Анализ ситуации \ случая. · Сценарирование проблем. · Моделирование ситуации. · Групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения). · Обсуждение и рефлексия с коллегами проблем \ опыта из собственных работ. · Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме. Цель обучения – инструменты оценивания


    Выполнение действий \ демонстрация операций, техник (вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и т.п.) · Подготовка отчета по лабораторной работе. · Демонстрация опыта \ эксперимента. · Участие в ролевой игре. · Использование программного обеспечения и видео. · Подготовка презентационного плаката. Цель обучения – инструменты оценивания


    Управление \ развитие (самоуправление и саморазвитие) (навыки индивидуальной и кооперативной работы, ответственность за свое учение и развитие, способность диагностировать собственные учебные потребности, осуществлять тайм- менеджмент, поиск учебных ресурсов для самооценки и т.п.) · Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых студенты формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям). · Создание портфолио. · Осуществление самооценки. · Написание автобиографии. · Ведение рефлексивных дневников. · Взаимооценка. · Участие и оценивание групповых проектов. · Взаимообучение. Цель обучения – инструменты оценивания


    Демонстрация знания \ понимания (пересказ, описание, перечисление, распознавание, изложение и т.п.) · Написание эссе (фокусированное на воспроизведении информации). · Заполнение мультивариативных опросников. · Выполнение тестов \ мини-тестов. · Контрольные опросы. Цель обучения – инструменты оценивания


    Разработка \ создание материалов (проектирование, визуализация, изобретение, создание, исполнение и т.п.) · Создание портфолио. · Подготовка презентации. · Представление · Участие в групповых проектах. · Участие в соревновании. · Проектирование и внедрение проекта. · Оценка качества исполнения. Цель обучения – инструменты оценивания


    Коммуникация, взаимодействие (навыки вербальной, невербальной, письменной, устной, групповой коммуникации; навыки аргументации, защиты, переговоров, презентаций, интервьюирование и т.п.) · Участие в групповой работе. · Участие в дискуссии (дебатах, переговорах). · Участие в ролевых играх. · Подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.). · Участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего. · Наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков. Цель обучения – инструменты оценивания

    Современные подходы к оцениванию учебных достижений обучающихся

    Оценивание учебных достижений учащихся является одной из самых важных проблем в педагогической теории и практике. Учение может быть результативным только тогда, когда учебная работа контролируется, когда ученики постоянно видят результат своей работы. Плохая организация контроля знаний может стать одной из причин снижения качества образования в целом, снизить познавательную активность школьников, интерес к учению.

    Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития личности. Кроме того, важно чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной. Одной из причин необъективной педагогической оценки является недостаточная разработанность критериев оценивания. Привычная пятибалльная (а на практике трехбалльная) шкала имеет ряд существенных недостатков: субъективность и слабая дифференцирующая способность. С ее помощью можно провести лишь грубое разделение на четыре группы («двоечники», «троечники», «хорошисты» и «отличники). Всё это ориентирует на то, чтобы в каждом образовательном учреждении каждым учителем качественно реализовывались все известные функции процесса оценивания и осваивались современные технологии оценки качества образования учащихся.

    Оценивание - очень объемное понятие: оно включает в себя как сам процесс, так и результат работы. При этом оценивание может осуществляться по-разному:

    1. В виде количественного показателя: отметка, баллы;

    2. В виде качественного показателя: словесные высказывания о процессе и результате работы, эмоциональная реакция.

    Выделяются следующие функции оценивания деятельности учащихся: диагностическая, обучающая, развивающая, воспитывающая, стимулирующая и корректирующая . Все вышеназванные функции важны, и их необходимо реализовывать в практической деятельности. Всесторонняя проверка успеваемости - выявлении глубины не только знаний, но и умений добывать знания или пользоваться ими в процессе обоснования тех или иных явлений. Всесторонность проверки предполагает учет знаний ученика в системе уроков, его активность, инициативу, оригинальность суждений, глубину ума. Таким образом, оценивание учебных достижений является очень сложным компонентом учебного процесса.

    В своей работе я использую традиционные формы и методы контроля: тематический, фронтальный, сравнительный, индивидуальный, итоговый и другие. Чтобы более качественно оценить учебные достижения учащихся по предмету,

    Разработала различные пособия, памятки, помогающие закреплению умений и навыков, приобретенных в результате совместной работы с учителем;

    В начале урока провожу срез знаний на «четвертинках»: предлагаю 5 вопросов по теоретическому материалу, а полученная оценка идет в зачет оценке, полученной в результате работы на уроке;

    Провожу взаимозачёт по теме: учащиеся задают 5 вопросов по пройденной теме друг другу,

    Предлагаю самостоятельный выбор упражнения, что позволяет увидеть, кто из учащихся стремится преодолевать трудности, а кто упрощает себе задачу;

    Использую наблюдение в цвете «Мое настроение на уроке».

    В своей работе стараюсь придерживаться определенной технологии оценки учебных успехов

    1. Оценивается любое, особенно успешное, действие , а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи - умения по использованию знаний

    2.. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку

    3. За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным умением, выставляется , по возможности, отдельная отметка.

    4. Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

    5. За задачи, решенные по изученной новой теме, отметка ставится только по желанию ученика , так как он еще недостаточно овладел умениями и знаниями данной темы.

    За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам , так как каждый должен показать уровень сформированности знаний, умений, навыков. Учащийся имеет право пересдать тему, если его не устраивает отметка.

    6. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности. Необходимый уровень – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовались выработанные умения и полученные знания (необходимый стандарт)

    Программный уровень – решение нестандартной задачи , где потребовалось либо применить новые знания, либо имеющиеся знания и умения, но в новой ситуации -!!! Необязательный максимальный уровень - решение никогда не изучавшейся в классе заданий , для которых потребовалось самостоятельно полученные знания и умения. Такие задания под силу отдельным ученикам.

    7. Итоговые отметки выставляю не только за четверть, но и за учебный модуль (блок тем). Итоговая отметка (за четверть) – это показатель уровня обученности: среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.

    Такой процесс оценивания, на мой взгляд, соответствует требованиям, так как он создает условия для коррекции деятельности как учащегося, так и педагога.

    Поиск способов оценивания занимает умы педагогов не одно столетие. Современное образование становится более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения. Поэтому учителю необходимо использовать новые формы организации процесса оценивания учебных достижений обучающихся. Современные способы оценки знаний - это взаимооценка, самооценка, программированный контроль, портфолио, оценка презентации проекта, рейтинговая система оценки качества знаний и др..

    В последнее время вместо традиционного понятия «контроль» все чаще стали использовать понятие «мониторинг». От обычной оценки знаний он отличается тем, что обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала. Мониторинг в системе «учитель-ученик» - это непрерывные контролирующие действия, позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию.

    Очень важно, чтобы учитель, пользуясь учебно-методической литературой , реализуя собственный творческий потенциал, сформировал систему мониторинга.

    Объективными и адекватными измерителями для проверки результатов обучения по русскому языку и литературе являются тесты, упражнения, диктанты (в том числе словарные), контрольные работы, изложения и сочинения. Большинство из них дают возможность быстро проверить знания учащихся и сообщить им результаты.

    Для более удобного применения их в учебном процессе можно использовать таблицу для записи системы контролирующих методов.

    Таблица №1. Запись системы контролирующих методов.

    Учитель ______________

    Предмет - русский язык

    Класс ___9 г____________

    Учебная единица -

    После определения системы контролирующих методов необходимо разработать корректирующей методики. В неё входят индивидуальные консультации, дополнительные задания (прочтение конкретных страниц учебника, выполнение определённых заданий), повторное тестирование или выполнение упражнений на усвоение данной учебной единицы. Для более тщательного учёта результатов достижений учащихся целесообразно данные занести в таблицу.

    Таблица № 2. Учёт результатов достижений учащихся.

    Класс __________________

    Учебная единица - бессоюзное сложное предложение

    Мониторинг

    Для получения полной картины усвоения учащимися учебного материала результаты могут быть занесены в сводную таблицу

    Таблица № 3. Учёт успешности усвоения учебного материала учащимися.

    Класс _______________

    Учитель ____________

    Не все оценки, полученные учащимися, заносятся в журнал (особенно неудовлетворительные), чтобы у ребёнка было желание заниматься и в конечном итоге усвоить материал. Можно оценивать результат по шкале – «знает – не знает», выполнил – не выполнил», «зачёт – незачёт» и т. д.

    Для большей объективности оценки результатов усвоения учащимися учебного материала целесообразно вести индивидуальный учет знаний учебных единиц. В подобной таблице (см. таблицу №3) в первую колонку заносятся темы учебных единиц, которые должен усвоить ученик.

    Ведение предлагаемых таблиц, конечно, требует большой затраты времени, но при этом создает возможность объективной оценки знаний школьников, что является очень важным как для учащихся, так и для их родителей. Для большей наглядности можно использовать диаграммы и графики.

    На сегодняшний день одним из способов быстрой и эффективной проверки знаний являются тесты, тем более, что итоговая аттестация в 9,11-х классах частично проводится в тестовой форме. Есть огромное количество сборников с разработанными тестами по различным темам, в некоторых случаях для мониторинга учителя сами разрабатывают тесты. Но, используя любую форму проверки знаний уч-ся, необходимо правильно организовать учебную деятельность :

    - конкретно сформулировать учебные цели, которые являются для учащихся эталоном, на основе которого планируется оценка его результатов;

    После изучения каждой учебной единицы ученики выполняют проверочные работы (учителю необходимо создать систему проверочных работ, например, диагностические тесты);

    Результаты объявляются сразу после выполнения работ ;

    Назначаются дополнительные задания (консультации, дополнительная проработка текстов, содержащих необходимые теоретические сведения, тренажёры)

    После корректировки знаний проводится повторная работа по той теме, с которой раньше ученик не справился;

    Заключительный этап – система итоговых работ

    Таким образом, мониторинг как система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку, даёт возможность не только оценивать знания ученика, но и анализировать его учебную деятельность, достичь поставленных целей обучения.

    Следовательно, оценивая учебные достижений учащихся, педагогу необходимо грамотно выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции, помнить, что без систематического и достаточного по объему осуществления принципа обратной связи не может всерьез идти речь об эффективном управлении процессом обучения.

    В России в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся.

    Важнейшей частью новых образовательных стандартов является Фундаментальное ядро общего образования, в котором зафиксированы элементы научных знаний и .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка модели системы оценивания результатов обучения

    В России в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся.

    Важнейшей частью новых образовательных стандартов является Фундаментальное ядро общего образования, в котором зафиксированы элементы научных знаний и универсальные учебные действия .

    В документах по внедрению новых образовательных программ создана примерная программа формирования УУД. В программе прописан и структурирован вклад предметов в формирование и развитие УУД.

    В составе основных видов УУД, диктуемых целями современного общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Предполагается, что четкое выделение данных видов деятельности позволит уделить им приоритетное место в рамках конкретных предметов и образовательном процессе в целом. Развитие системы УУД должно осуществляться в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Отсюда процесс обучения и воспитания задает содержание и характеристики учебной деятельности учащегося и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД.

    С учетом принятого подхода к стандарту, как к общественному договору, реализуемому в системе вариативного образования, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта.

    Система оценивания результатов должна включать как внутренние оценки (педагогов), так и внешние оценки, которые будут проводиться при аттестации учащихся и аккредитации ОУ. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование УУД превращает систему оценивания в важнейшее условие формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся. Новая система оценивания включает проверку формирования таких элементов, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки и вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки. Формируемая модель оценки результатов освоения образовательных программ предполагает создание такой системы оценивания, которая бы естественным образом оказалась «встроенной универсальной системой» в образовательный процесс ОУ.

    Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно-деятельностной форме, а также подобрать алгоритм оценивания, включающий только действия и деятельности, которые можно зафиксировать, измерить и оценить. А это значит:

    Необходимо изменить общие подходы к преподаванию, т.е реализовать компетентностный подход (системная инновация) в каждом ОУ;

    Выработать шкалу оценивания для каждого проверяемого элемента или направления вне зависимости от учебного предмета (системная инновация);

    Создать условия для внешнего оценивания и самооценивания результатов формирования УУД, путем применения прозрачной системы критериев и валидной шкалы оценивания (системная инновация);

    Наконец модернизировать ученический портфолио для активного применения как документа оценки формирования УУД для каждого ученика (могут быть варианты).

    Становится ясно, что для достижения реальных результатов необходимо не только осознание всеми педагогическими коллективами необходимости инновационной работы по конкретизации и доработке системы мониторинга оценки качества образования, но и понимания глобальности изменений, связанных с организацией процесса обучения.

    Следует подчеркнуть, что оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки.

    Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую

    этим требованиям?

    Определяемые стандартом новые требования к результатам образования должны найти адекватное отражение в системе оценки качества образования. Достижению планируемых результатов подчинено проектирование всего образовательного процесса.

    Главный критерий успешности освоения учебных предметов - «готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач (≠ «знания») на основе системы знаний и представлений …; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений».

    Школьная система оценивания должна выполнять, как минимум, следующие функции:

    Осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая учителю информацию о том, достиг он или нет поставленных педагогических целей, а ученику - информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и в ряде случаев - о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание;

    Обеспечивать положительную мотивацию учебно-познавательной обучающихся (В этом плане важно использовать оценку как форму поощрения, а не наказания, сосредотачивая внимание в большей степени на продвижении и даже незначительных успехах учащихся, нежели на том, чего они не знают или не сумели достичь. Оценка должна ориентировать ученика на успех, а не служить средством наклеивания ярлыков, в том числе - связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих).

    Тестирование как одна из форм оценивания достижений

    учащихся в условиях ФГОС

    В соответствии с ФГОС при построении системы оценивания должен быть реализован уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся.

    В основной образовательной программе по каждому разделу учебных программ по общеобразовательным предметам и в междисциплинарных программ (программа формирования универсальных учебных действий) обозначены два уровня планируемых результатов: выпускник научится и выпускник может научиться .

    В связи с изложенным выше важно разделить два базовых вида оценивания, применяемых в современной тестологии на внешнее (суммирующее, стандартизированное) оценивание и внутреннее (формирующее) оценивание.

    Внешним первый вид оценивания называется потому, что всегда производится субъектом, непосредственно не участвующим в процессе обучения, не включенным в процесс подготовки к проводимому тестированию, то есть внешним по отношению к образовательному процессу. Также данный способ оценивания предполагает сравнение одного ученика с другим, но не посредством сравнения работ этих учащихся, а путем сравнения каждой работы с эталоном.

    При таком способе оценивания крайне важно, чтобы все учащиеся находились в равных условиях. Для обеспечения равных условий разработчик теста дает специальные указания по его проведению и способам интерпретации результата.

    Унификация содержания теста также является неотъемлемой частью процесса стандартизации теста. Именно стандартизированный тест и обеспечивает возможность сравнения полученных с его помощью данных от различных тестируемых. В идеале единственной независимой переменной в тесте должна быть личность испытуемого. В этом случае мы можем говорить о высокой степени надежности данного теста (тестового задания).

    Тот же вид оценивания имеет и третье название - суммирующее, то есть подводящее итоги обучения, черту под определенным этапом обучения. Суммирующая оценка ориентирована на всю совокупность учащихся (класс, параллель, все школьники страны данного возраста). Она призвана единообразно зафиксировать уровень достижений учащегося по итогам освоения конкретного содержания образования. Внешнее оценивание в основном производится с помощью нормативно-ориентированных тестов (баллы, полученные учащимся, интерпретируются относительно нормы соответствующим образом обоснованных статистически полученных значений выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых).

    Внутреннее (формирующее) оценивание предполагает оценку достижений учащихся учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых учащихся. Этот способ нацелен на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, жесткие требования к унификации содержания, процедуре проведения и способам так и административных выводов по результатам обучения испытуемых.

    Соответственно, отсутствуют интерпретации результатов внутреннего оценивания. Это снижает надежность теста, но повышает его валидность, так как дает возможность оценивать максимальное число параметров результата в разных ситуациях и контекстах. Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Само же оценивание осуществляется в естественных для учащегося условиях, в классной комнате, где обычно проходят его уроки.

    Рейтинг учащегося (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.

    1. Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей и задач

    Работы, способов их достижения).

    2. Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной

    Работы).

    3. Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в

    Достижении цели, учении, труде).

    Результатов от личности преподавателя).

    совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;

    – социальная активность учащегося.

    Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.

    – построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;

    – повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности

    – построение индивидуальных образовательных программ;

    – целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям высших учебных заведений.

    Креативная (формирование творческого потенциала учащихся);

    Рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений);

    Стимулирующая (создание условий для развития активности и

    Самостоятельности)

    Диагностическая (получение информации об особенностях учебного

    Процесса);

    Коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности

    Учащихся)

    – модульная организация учебного процесса,

    – постоянное отслеживание уровня знаний,

    – многобалльное оценивание обученности учащихся.

    – академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений),

    – олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и

    Спортивных состязаниях),

    – лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную

    Активность учащихся),

    – званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных

    Языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами).

    (по сравнению с традиционной технологией контроля):

    – стимулирование систематической самостоятельной работы;

    – снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по

    Дисциплине;

    – повышение роли состязательности в учебе;

    – чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;

    – количественная характеристика качества учебной работы;

    – фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;

    – учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;

    – повышение учебной мотивации.

    – в росте социальной активности учащихся;

    – в признании равноценности различных образовательных траекторий;

    – в ориентации на успех;

    – в повышении адекватности самооценки;

    – в укреплении командного духа;

    – в осознанности жизненного выбора.

    Кумулятивный (эталонный) балльный показатель – обобщенный показатель качества обучения, характеризуемый максимально возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. При сравнении его с нормативным (эталонным) показателем характеризует степень полноты освоения содержания образования.

    Рейтинг-шкала – унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин. Полученный учащимся рейтинговый показатель в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине вносится в интегральную рейтинг-шкалу обучаемого. Шкала содержит информацию о ее предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих привычным пятибалльным оценкам, а также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачету и т. д.

    Повышающие коэффициенты дисциплин. Так как дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования, существует система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать ее балльный показатель в соответствии с ее значимостью по эталонной шкале качества. Сумма рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин.

    Критерии дифференциации учебных предметов (с целью определения повышающих коэффициентов):

    1. Степень усваиваемости учебной информации (субъективное деление на «сложные» и «простые» предметы);

    2. Дисциплины по их значимости в предстоящей учебной и профессиональной деятельности выпускников.

    Контрольно-оценочные циклы. Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых контрольно-оценочных циклов. Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или «порции» знаний и умений, включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки.

    Преподаватель для контроля «порции» содержания обучения выполняет следующие процедуры:

    Обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный

    Опрос, письменная работа и т. д.);

    Проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее

    Установленным критериям фактический результат;

    Оценивает, то есть сравнивает полученный результат с эталоном (показателями)

    И определяет меру соответствия результата эталону;

    Выставляет отметку.

    Знание эталона соответствует норме баллов, раннее установленной для «порции» материала. Отметка может соответствовать норме или быть ниже ее. Полученные в результате баллы суммируются в кумулятивный балльный показатель учащегося. По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося - место учащегося в группе по уровню усвоения им учебного материала. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучаемого.

    В течение полугодия идет непрерывное повышение кумулятивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции учения. В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально возможной оценке. Тем самым преподаватель приводит кумулятивный показатель к унифицированной шкале. В качестве заданий - измерителей обученности могут использоваться тесты, контрольные работы и т.п.

    Балльные показатели по всем видам рейтинга складываются, образуя показатель итогового рейтинга.

    Портфолио как средство оценки

    Одним из средств индивидуальной накопительной оценки знаний учащегося является портфолио достижений ученика. Благодаря ему, можно судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях школьника.

    Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Оно выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения

    Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование – со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

    Функции портфолио

    · Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период

    Времени.

    · Целеполагания – поддерживает учебные цели.

    · Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и

    Родителей.

    · Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от

    Года к году.

    Философия учебного портфолио предполагает:

    Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он

    Знает и умеет по данной теме и данному предмету;

    Интеграцию количественной и качественной оценок;

    Перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку

    Школьника

    Основной смысл портфолио - дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен, создать для ученика стимул роста. Достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. Цель портфолио для предпрофильной подготовки - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и наряду с результатами экзаменов определять рейтинг выпускников основной школы.

    В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

    Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика, и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).

    Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного срока, например, года (сочинения, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д.).

    Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам (варианты реферата, доклада или статьи, список литературы для изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы, интеграция с другими предметными областями, результаты исследования, прогнозы и перспективы и др.) Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы.

    Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания.

    Для предпрофильной подготовки разработана другая классификация типов портфолио. Предполагается, что портфолио достижений ученика будет складываться из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

    В портфолио документов входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения - документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, вкладыш в аттестат и т. д.). Это дает возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио.

    Портфолио работ - это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой книжки с приложением самих работ (текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей и т.д.). Эта часть портфолио ученика дает качественную оценку по заданным параметрам (полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов, характер предпрофильной подготовки).

    Портфолио отзывов - это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

    Педагогу необходимо помнить, что портфолио создается обучающимися для оценки своего прогресса. Учитель лишь помогает им организовать этот процесс и оценить свои достижения. Следовательно, мотивация обучающихся в начале создания и в процессе работы над портфолио должна быть высокой. Для повышения уровня мотивации необходимо, чтобы и педагог и учащиеся творчески подошли к процессу.

    Оценка портфолио проводится учащимися совместно с учителем примерно один раз в четверть. Для того чтобы в ходе оценки у обучающихся развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке портфолио каждый учащийся должен проделать подготовительную работу. В ходе ее ученик еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Можно разложить материал в соответствующем порядке или сделать закладки в тетради. Самый эффективный способ – письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов, необходимо предлагать именно его для работы обучающихся.

    Пример критериев оценки портфолио учащихся, разработанный Е.В. Лебедевым

    1. Внутренняя оценка (самооценка) портфолио включает группы критериев:

    Самоорганизация (ответственно подходить к делу, доводить начатое до конца,

    Выбирать оптимальную структуру и содержание для представления себя),

    Профессиональная ориентация,

    - обучение (помогают ли материалы портфолио в процессе обучения, полезность

    Навыков, приобретенных в процессе обучения, самооценка полученных знаний и

    Умений),

    Самообучение,

    Самореализация.

    2. Внешняя оценка включает следующие группы критериев:

    Оценка качества оформления портфолио,

    Оценка структуры портфолио,

    Оценка уровня образовательной деятельности по материалам портфолио.

    Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки.

    Анализ критериев оценки УУД и алгоритм оценочных систем позволил предположить, что такая активная технология обучения как метод проектов разной дидактической направленности может стать основой метаметодики по формированию УУД согласно заявленным целям и задачам. Известно, что проектирование относится к активным формам обучения и алгоритм подготовки и структура проекта как нельзя лучше отвечает современным задачам обучения и воспитания школьников, однако в единой системе образовательного пространства школы применяется редко.

    В системе школьного образования была принята определенная типология проектов, классифицируемых Е.С. Полат по доминирующей деятельности учащихся (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты), определяющая результат проектной деятельности (решение социально-значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т.д.). Применение школьных учебных и творческих проектов, исследовательских проектов в системе может привести к результатам, которые можно адекватно оценивать, разработав прозрачную единую критериальную базу. Причем особенностью каждого проекта должен быть конечный материальный продукт (презентация по теме, выставка, конкурс, стенгазета, эссе, портфолио, сообщение и др.) или действо (выступление музыкальное, театральное и т.п.), которые оцениваются независимыми экспертами разного уровня.

    Таким образом, задачами инновационного исследования, могут стать:

    - разработка единого алгоритма построения проекта согласно заявленным

    Задачам по формированию УУД;

    Планирование в качестве ожидаемого результата, который можно

    Оценить внешней оценкой или самооценкой со стороны самого ученика;

    Разработка универсальной критериальной базы оценки проектов.

    Технология проектирования позволяет объединить классно-урочную и внеурочную деятельность учащихся в единую систему для достижения поставленной цели. При этом новое содержание приобретают внешние и внутренние формы контроля, делая их прозрачными, достоверными и многофункциональными.

    Таким образом, мы можем сказать, что описанные выше базовые виды оценивания направлены на решение двух разных задач обучения: внешнее (суммирующее) оценивание применяется для оценки уровня достижения результатов обучения, тогда как внутреннее (формирующее) оценивание используется для того, чтобы активизировать и оптимизировать процесс обучения данного учащегося.

    Принципы построения системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС:

    Ориентация на деятельностный подход: главный критерий успешности освоения учебных предметов – не знания «в чистом виде», а «готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач»

    Включение в оценочную деятельность самих обучающихся, приобретающих предусмотренные стандартом навыки самооценки и взаимооценки

    Критериальное оценивание (= закрепление четких и отслеживаемых в ходе оценочных процедур критериев достижения каждого из планируемых результатов)

    Оценка, наряду с конечными (итоговыми) результатами, динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся → необходимость использования накопительного оценивания (напр., с применением использованием портфеля учебных достижений;

    Разнообразие форм оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации (в т.ч. - сочетание стандартизированных и нестандартизированных (наблюдения, устные ответы, проектная деятельность и другие формы оценивания)

    Оценка должна быть ориентирована не только на определение уровня усвоения обучающимися единого для всех содержания образования, но и глубины и объема их индивидуальных знаний, готовности их использования, овладения специальными и универсальными способами деятельности, степени и характера личных усилий обучающихся. Ориентация школы на формирование ключевых компетентностей должна сопровождаться изменением не только стратегии и технологий образования, но и способов (технологии) оценки образовательных результатов обучающихся.

    Итак, сегодня актуальной является разработка такого подхода к оцениванию образовательных результатов обучающихся, который позволил бы:

    Устранить противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;

    Связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения;

    Ввести в практику оценку новых результатов образования.

    Актуализация проблемы оценки и оценивания результатов обучения связана в последние годы с введением Федерального государственного образовательного стандарта на ступени начальной и основной школы (ФГОС второго поколения). Однако следует отметить, что российская школа в последнее десятилетие достигла некоторых успехов в реализации новых подходов в оценивании результатов обучения за счёт реализации в практике школы идей компетентностного подхода. Они расширили сферу приложения процедур оценки, а в связи с введением нового формата итоговой аттестации на всех ступенях школы возникли новые условия для её дифференциации

    Тем не менее, с очевидностью следует констатировать факт: пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценивания, предъявляемой Стандартом.

    Во-первых, отметка в массовой школе по-прежнему выставляется за урок, за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами, отсутствует практика использования критериального подхода к оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения, компетентности он реально получил отметку.

    Во-вторых, в массовой школьной практике нет опыта определения и оценивания динамики и уровней сформированности универсальных учебных действий.

    В-третьих, характеристика цифровой отметки может учитывать только предметный уровень результатов, а для оценки метапредметных и личностных результатов нужны иные формы её выражения.

    В-четвёртых, пятибалльная система не коррелирует с трехуровневым подходом к оцениванию разных групп результатов, предъявляемых в Стандартах как необходимое условие их соблюдения. Помимо этого, отметку выставляет учитель, по-прежнему не имеющий чётко разработанных критериев для оценивания результатов деятельности учащихся.

    Стоит отметить, что в профессиональном сообществе достаточно давно обсуждается вопрос о введении более дробной системы школьной отметки.

    На мой взгляд, в рамках компетентностного подхода, в котором проектная деятельность становится одной из ведущих форм обучения, может успешно применяться 10-балльная шкала оценивания.

    Во-первых, оценивание результатов деятельности школьников в рамках проектной деятельности при условии применения такой шкалы будет иметь более объективный характер, во-вторых, до «официального» изменения принятой шкалы оценок, десятибалльная шкала, оценивающая результаты деятельности школьника, например, в рамках проекта, может достаточно мягко трансформировать в «норму» отметки «для журнала».

    Инновационный потенциал развития образования последних трёх лет, необходимость самостоятельной разработки каждым образовательным учреждением, начинающим реализацию Стандартов, основной образовательной программы, в которую включён обязательный раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования», может стать толчком к разработке новых критериев для оценивания результатов деятельности школьников, в том числе и проектной.

    Прежде всего, результат должен быть ясен другим. Каждый результат должен быть написан простым и понятным языком, указывая, что должен уметь делать ученик - даже человеку, незнакомому с данной областью знаний и навыков, должно быть понятно, что требуется от учеников.

    В новой школе должен быть подход к оцениванию результатов деятельности школьников, адекватный идеям развивающего обучения, а реализация идей компетентностного подхода, разработка новых критериев для оценивания результатов деятельности школьников должны иметь ярко выраженную направленность на развитие соответствующих компетентностей и навыков самооценки.

    Список литературы

    1. Воронин, Ю.А., Трубина Л.А., Васильева, Е.В., Козлова, О.В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения» [Текст] : учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ. - 2004.

    1. Гам В. И., Филимонов А. А., Шипицына Л. П. Разработка учебных курсов на основе

    компетентностного подхода. - Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 82 с.

    1. Гам В.И., Бузина Е.В. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4;
      URL:
      www.science-education.ru/104-6640
    2. Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 128 с.
    3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /

    Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А.П.Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.

    1. Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся:

    Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. - СПб: КАРО, 2006. - 111 с.

    7. Калужская М.В., Уколова, О.С., Каменских, И.Г. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? [Текст] – М. : Чистые пруды, 2006

    8. Лизинский В.М. О методической работе в школе [Текст]. - М. : Центр «Педагогический

    Поиск», 2001.

    9. Нардюжев В.И., Нардюжев, И.В. Модели и алгоритмы информационно

    Вычислительной системы компьютерного тестирования [Текст]. – М., 2000.

    10. Симонов, В. П. Урок: Планирование, организация и оценка эффективности [Текст] :

    Учебное пособие. – М., 2005

    11. Симонов В. П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценок обученности по

    Предмету [Текст] : Учебно-справочное пособие. – М., 2002

    12. Челышкова М. Б., Хлебников В. А. Основные подходы к оценке качества подготовки

    Обучаемых [Текст] // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании.

    Сб. науч. ст. – М., 1999.

    13. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе [Текст]. - М., 1998.

    14. Чернявская А.П., Б.С. Гречин. Современные средства оценивания результатов обучения.

    Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.

    Ярославль. 2008.

    15. Энциклопедия современного учителя [Текст]. – М. : Издательство «Астрель», «Олимп»,

    Фирма «Издательство АСТ», 2000.


    Выступление на педсовете

    Тема:

    «Новые подходы в оценке учебных достижений обучающихся»

    Переход на новые стандарты обучения обозначил ряд новых задач в образовании. Одной из них является переход на новые подходы к оцениванию качества учебных достижений обучающихся.

    Новые, инновационные технологии должны основываться на личностных результатах обучающихся.

    Под ними мы понимается развитие мышления, творческих способностей, социальной активности, а так же уровень общеучебных и предметных умений, навыков, знаний, компетенций.

    Личные образовательные результаты каждого ученика всегда будут отличаться от достижений других учеников, поэтому к оцениванию учащихся нужно подходить интегративно.

    Для этого нужно в корне изменить традиционную философию оценки.

    Увидеть различия в подходах можно ознакомившись с таблицей 1 «Оценивание при разных подходах к обучению».

    Таблица 1. Оценивание при разных подходах к обучению

    Традиционная

    Инновационная

    1. Дискретность – непрерывность

    обучение дискретный процесс: оно завершается и фиксируется на этапе итоговой оценки. Оценка - измерение конечного результата

    Обучение непрерывный процесс. Оценивается процесс движения к результату. Очевидным становится право учащегося на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении.

    2. Фрагментарность – системность.

    Оценка направлена на определение уровня овладения предметными знаниями и умениями по какой-то теме в рамках отдельного предмета. Эти знания в большинстве своём фрагментарны и узкоспециальны.

    Оценивается сформированность системных межпредметных знаний и обобщённых умений. Оценка направлена на измерение не «книжных», а жизненных знаний

    и умений их применять их в реальных жизненных ситуациях.

    3. Единичность – множественность.

    Инструментарий традиционной системы оценки преимущественно ограничен: это либо самостоятельные, либо контрольные работы, которые составляются по одной и той же схеме – с обоснованием хода решения или с выбором ответа из приведённой их совокупности. Кроме того, практика показывает, что традиционная оценка направлена на измерение какого-либо отдельного типа интеллекта (логико-математического, лингвистического и т.д.), преимущественно индивидуальна и не учитывает групповых учебных достижений.

    Новый подход предполагает множественность процедур и методов оценки: вариативность инструментария и средств, измерение различных форм интеллекта и т.п.

    4. Количественность – качественность.

    Традиционная количественная оценка не всегда отражает реальные творческие способности учащихся, более того, в некоторых случаях она искажает картину, так как соотносится скорее со степенью прилежания и дисциплинированности ученика, нежели с уровнем его творческих качеств. Из поля зрения зачастую выпадают такие важные характеристики, как коммуникативность учащегося, умение работать в команде, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий к овладению предметом, индивидуальный стиль мыслительной деятельности и др.

    Учитывается качественная оценочная информация, полученная в процессе наблюдений, бесед, интервью с учащимся, анализа его учебно-познавательной деятельности. Качественная составляющая позволяет значительно обогатить оценку, отразить «невидимые» моменты в учебно-познавательной деятельности учащегося, обеспечить всестороннее видение его способностей.

    Интеграция количественной и качественной составляющих предметной оценки переносит акцент с сиюминутных знаний учащегося как объекта процесса обучения на его перспективный потенциал как субъекта процесса непрерывного самообразования

    5. Жёсткость – гибкость.

    Традиционная система жёстко детерминирована директивными нормативами (стандартами, временным фактором и т.д.). Безусловно, в этом есть много положительных моментов: в частности, они помогают унифицировать оценку и сделать её более объективной. В то же время жёсткость оценки порождает ряд негативных явлений. Так, у учащихся формируется «иждивенческий» менталитет: что оценивается – то и надо учить; выигрывает тот, кто делает всё быстро (иногда в ущерб качеству). Не принимается во внимание, что творческий фактор всегда вступает в противоречие с заранее заданными в деятельности рамками.

    Новый подход предполагает оценивать всё, что учащийся знает и умеет, причём широко поощряется выход за пределы установленной программы и стандартов. Фактор времени перестаёт быть одним из основных критериев, в особенности при выполнении творческих работ и проектов. Он уступает место фактору эффективности образования. Переход к гибкой системе оценки переосмысливает организационные моменты традиционного образования (составление расписания, формирование учебных групп в классе и т.д.).

    6. Искусственность – естественность.

    Процедура большинства традиционных форм оценивания искусственна и, более того, носит ярко выраженный стрессовый характер для обучаемых. Как правило, она жёстко регламентирована местом, временем и проводится под усиленным контролем учителя. В таких условиях большинство учащихся (из-за излишнего волнения, стеснённости временем, обстоятельствами и др.) не могут продемонстрировать даже те знания и умения, которыми они на самом деле владеют.

    Объективное оценивание должно проводиться в естественных для обучаемого условиях, снимающих стресс и напряжение. Поэтому при новом подходе большое место занимают нетрадиционные формы оценки беседа, интервью, диалог и т.д.

    7. Оценка – самооценка.

    При традиционном оценивании все рычаги контроля находятся в руках учителя: он указывает на недостатки и пробелы в знаниях обучаемого. При выполнении самостоятельных и контрольных работ в большинстве случаев взаимодействие учителя и учащегося полностью исключается.

    При новом подходе поощряется взаимооценивание учащихся, признаётся их право на самооценку, усиливается элемент самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Функции учителя как судьи и контролёра трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием. Учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и работает над их ликвидацией, обращаясь к учителю за консультацией и необходимой помощью.

    Меняются не только подходы применяемые к оцениванию, но и сами технология оценивания.

    Теперь будет важным оценивать любое, особенно успешное действие, а фиксировать отметкой только решение полноценной задачи, как умение по использованию знаний.

    Ученик станет участником своего оценивания, выдвигая самооценку, и при этом он может аргументировано оспорить выставленную отметку.

    Оценку нужно будет выставлять за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка; за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать.

    Для того, чтобы оценка была объективной удобно пользоваться универсальной шкалой трёх уровней успешности, которая затем соотносится с баллом.

    Хотя традиционное оценивание по пятибалльной шкалы является простым и привычным, однако оно имеет существенные недостатки: субъективность (зависит от личности, настроя учителя) и слабая дифференцирующая способность.

    Балльная система позволяет более объективно оценить ученика, найти пробел в знаниях ученика, недостатки в усвоении изученного материала. Главное в этом случае выявить вопросы, которые плохо усвоил ученик, наметить систему мер по ликвидации отмеченных недостатков.

    Благодаря своим психологическим особенностям ребёнок не в состоянии пока учиться ради познания. Он будет стараться учиться только, если знает, и на практике убедился, что за его работой следят, ее направляют, замечают его старания и рост. При плохом контроле исчезает интерес к учению. Ученик перестает стараться, регулярно готовить уроки. Дети любят, когда оценивают их труд, подчеркивают старания и успехи. Они также в большинстве случаев огорчаются, когда получают плохие оценки.

    Одним из основных требований к инновационной оценочной деятельности является овладение самим школьником оценочными умениями (рефлексией), что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя.

    В инновационном обучении используются различные формы оценивания:

    Оценка проекта

    Тестирование

    Учебные портфолио

    Самооценка учащегося – рефлексия

    Последний вид оценивания (самооценка учащегося) - предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения.

    В своей практической деятельности при работе со школьниками средних и младших классов некоторые учителя используют приемы оценивания учебных достижений такие, как «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно; «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке, если учитель согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик, ниже или выше. «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов. Красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь. Упражнение «Комплимент» используется во время устных ответов учащихся: «Умница! », «Молодец! », «Отлично! », «Хорошо. Использование конвертов для «медалек» - «За тягу к чтению», «За успехи в математике», «За умение дружить», «За старание», «За любознательность».

    Выявляя индивидуальную динамику качества усвоения предмета ребенком, не следует допускать сравнения его с другими детьми.

    Одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля является тестирование. Тесты удобно применять на всех этапах дидактического процесса.

    Однако не все тесты могут дать желаемый результат. Пользоваться необходимо соответствующими тестовыми измерителями, разработанными и проанализированными в соответствие с правилами и требованиями тестологии.

    Рейтинговая система оценивания позволяет преодолеть многие недостатки традиционной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося. Данную систему довольно эффективно применяли ещё

    Еще в дореволюционной России. К гимназистам применялось ранжирование по успехам в учебной деятельности - преподаватель составлял список учеников класса в порядке снижения результатов. Наглядным отражением этого списка было распределение учеников в классной комнате - их пересаживали в зависимости от места в списке: сильных - вперед, слабых - назад, на «Камчатку».

    Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно – ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения, и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает диапазон навыков и умений.

    Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что ты способен. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки обучения на самооценку. Основной задачей портфолио является отслеживание динамику учебного прогресса.

    Итак, оценка знаний в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Методы же и формы оценки должны определяться учителем в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей. При этом необходим дифференцированный подход, учет многообразия дидактических и воспитательных функций в учебном процессе.

    Внедряемая в Татарстане Сингапурская технология обучения так же содержит приёмы, помогающие в инновационном оценивании, поэтому может успешно применяться для решения современных проблем в образовании.

    В. А. Сухомлинский говорил: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».


      Современные образовательные технологии не сводят цель обучения к передаче учащимся знаний, умений и навыков, а ориентированы на формирование базовых компетентностей современного человека:

    информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

    коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

    самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

    самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)

      Объектом контроля является внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности ученика.

      Основной способ оценки - сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обученности.

      Оценивание осуществляется с ориентацией на успех, т.е. при оценивании результатов обучения следует фиксировать внимание не на ошибках, допущенных школьником (тем более - не исправлять их за него), а на явных успехах и реальных достижениях.

    Современный учитель не только дает оценку сам и применяет взаимооценку учащихся (использует систему внешних оценок), но, непременно, стимулирует самоконтроль и самооценку для развития внутренней мотивации учения.

      Оценивание завершается выставлением отметки и обязательно сопровождается качественной характеристикой, описывающей степень образовательного «приращения» ученика по каждому из выделенных направлений.

      Поскольку Госстандарт определяет минимум содержания образования, то результат обучения, соответствующий его требованиям, предполагает выставление отметки “удовлетворительно”.

      Итоговая отметка не выводится из текущих по среднеарифметическому принципу, потому что текущая отметка - это только сигнал о качестве работы на определенном этапе обучения, а выставляется после процедуры, рассчитанной на проверку знаний по большой теме, полученных за четверть, полугодие, год.

    Задания третьего уровня:

    2. Дисциплина: Управление персоналом.

    Тема: Организационное поведение

    Тест «Входной контроль знаний»

    1. Подчеркните правильный ответ. Организационное поведение - это:

    1) поведение организации и ее действия во внешней и внутренней среде;

    2) комплекс поступков и действий человека, отражающих реакцию на все обстоятельства его существования и организации, точнее, в группе людей, социально-экономической системе;

    3) поведение коллектива организации, основанное на его психологических характеристиках.

    2. Какие факторы наиболее полно определяют организационное поведение:

    1) личностные особенности самого человека, социально-психологическая среда, комплекс событий, характеризующих функционирование и развитие организации;

    2) объем, ценность и структура информации; усвоенные социальные и организационные нормативы; уровень знания и культуры;

    3) все перечисленные выше.

    3. Какие из перечисленных ниже блоков входят в курс «Организационное поведение»:

    2) исследование систем управления;

    3) организационная культура;

    4) делегирование полномочий;

    5) теория мотивации персонала;

    6) типы организационных структур;

    7) все перечисленные выше.

    4. Какие подструктуры не включает внутренняя структура личности:

    1) темперамент;

    2) характер, эмоции, воля, мышление, память, воображение и т. д.;

    3) хобби, увлечения;

    4) опыт, навыки, умения.

    5. Какова цель создания организации:

    1) решение своих проблем и достижение общих целей организации;

    2) только получение прибыли;

    3) повышение благосостояния общества.

    6. Что включает термин «внешняя среда»? Укажите то, что считаете верным:

    1) экономические условия;

    2) потребители;

    3) законодательство;

    4) техника и технология;

    5) взаимоотношения в коллективе;

    6) организационная культура;

    7) система ценностей в обществе;

    8) конкуренты.

    7. Какой из методов стимулирования является наиболее эффективным:

    1) метод наказания;

    2) метод поощрения;

    3) совмещение этих двух методов.

    8. Определите последовательность стадий развития коллектива:

    1) «эффективность»;

    2) «ближний бой»;

    3) «притирка»;

    4) «зрелость»;

    5) «экспериментирование».

    9. В силу каких причин менеджеры создают свою команду? Выберите необходимые причины:

    1) количество стрессовых ситуаций уменьшается, если решать проблемы сообща;

    2) для передачи своих профессиональных навыков своим последователям;

    3) чтобы команда решала за менеджера его проблемы;

    4) вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность;

    5) команды могут рисковать в большей степени, чем каждый член команды в отдельности;

    6) для увеличения прибыли;

    7) коллективный подход - это признак сильного и решительного стиля управления.