• Леса исполинские лаборатории. Сложные предложения с разными видами связи между частями

    Учитель русского языка И.Н.Надеждина

    МБОУ СОШ №7 г-к Анапа


    • обобщить, систематизировать материал по теме «Сложные предложения и пунктуация в них»;
    • совершенствовать практические навыки;
    • повторить изученные орфограммы и пунктограммы;
    • помочь учащимся усвоить грамматико – стилистическую норму употребления сложных предложений в речи;
    • подготовка к зачету;
    • воспитание бережного отношения к языку, родной природе.

    • Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой;



    • - Какие предложения называются сложными?
    • -Что общего между ССП и СПП, чем они отличаются?
    • -Чем отличаются от них БСП и в чём они схожи?

    • 1)Из предложения Человек за всё происходящее на Земле в ответе взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в Дательный падеж ()
    • 2)Из предложения Нужно бережно относиться к братьям нашим меньшим взять составное сказуемое ()
    • 3) Взять подлежащее из предложения Леса-это исполинские лаборатории кислорода употребив его в Дательном падеже с предлогом к ()

    • 4) К полученному предложению

    (Человеку нужно бережно относиться к ле сам) добавить предложения, образуя ССП, СПП и БСП.

    • Выполнить синтаксический разбор получившегося предложения.

    1 уровень

    Записать предложения в тетради и начертить схемы

    2 уровень

    По схемам, записанным на доске, определить, какое это предложение

    1Леса - это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль .

    1 ., ( когда)

    2.

    2 .[ ] , и .

    3. .

    3 .[ , ( хотя), ]

    4. .

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

    4 . - .


    1 уровень

    2 уровень

    1.Леса-это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль .

    , (которые …)СПП с придаточным определительным.

    1 ., ( когда) –СПП

    2. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.

    [, (где …), ]- СПП с придаточным определительным.

    2.[ ] , и . -ССП

    3. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов .

    , (какие…)- СПП с придаточным определительным.

    3.[ , ( хотя), ] - СПП

    4. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов, тот вспомнит удивительное состояние радости и силы, охватывающее нас .

    (Кому…),- СПП с придаточным изъяснительным.

    4.- . -БСП


    1.а) Которые никогда не забываются.

    б) Учёными установлено.

    б)В мире есть страны.

    2.а) Люди поняли свою ошибку.

    б)Многие из которых токсичны.

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ!


    1 уровень - к первому предложению подберите придаточные, постройте схему:

    2 уровень - постройте из данных предложений сложные и определите вид придаточных:

    1.а) Которые никогда

    не забываются.

    б) Которые надолго определяют его поведение.

    в) В жизни каждого человека бывают случаи.

    1.а) Что для поддержания экологического равновесия необходимо.

    б) Учёными установлено.

    в) Чтобы сильно преобразованные человеком ландшафты занимали лишь строго определённую долю площади.

    Ответ: в,а,б

    ,(которые…), (которые).- однородное подчинение

    Ответ: б, а, в,

    ,(что…), (чтобы…).- последовательное подчинение

    2.а)Где природа ярче наших полей и лугов.

    б)В мире есть страны.

    в)Но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

    2.а) Люди поняли свою ошибку.

    б)Многие из которых токсичны.

    в) Когда в Волге было обнаружено более миллиона химических веществ.

    Ответ: б,а,в

    , (где…), [ но…]-сложное с разными видами связи

    Ответ: в,б,а

    (Когда…), (из которых…), .- последовательное подчинение


    • Написать сочинение-миниатюру об экологии по опорным словам, используя ССП,СПП,БСП и предложения с разными видами связи на тему:
    • «Экологическая проблема на планете Земля».
    • «Покорять планету или сотрудничать с ней».
    • «Как платит природа людям за безжалостное отношение к ней».
    • Опорные слова : любовь к природе, бережное отношение, беречь и приумножать, настало время объединить усилия, созерцать.
    • Словарь:
    • Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой;
    • 2)раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.
    • Созерцать - рассматривать, пассивно наблюдать.





    • 1.Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике.
    • 2.Настало время осознать человеку, что наша земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца.
    • 3.А мы взрываем в одуванчике бомбы!
    • 4. Мы разъедаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
    • 5.Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
    • 6. И твоё личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды, охраняемые пространством мира.
    • 7.Мы должны беречь природу: она необходима человеку для его биологической жизни.
    • 8.Настало время объединить усилия, чтобы всем миром сохранить окружающую среду для своих потомков.
    • 9.Человек обязан заботиться о Земле: от этого зависит его же будущее.


    • ПП- простое предложение
    • СПП- сложноподчиненное предложение
    • ССП- сложносочиненное предложение
    • БСП- бессоюзное сложное предложение
    • СРВС- сложное с разными видами связи

    • ССП-параграф 5
    • СПП-параграфы 6-9
    • БСП-параграфы10-12
    • СРВС-параграф 13

    • Подготовить карточку для соседа к уроку-зачету со следующими заданиями:
    • 1)вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания;
    • 2)определить стиль текста;
    • 3)определить тип речи.
    • Желательно, чтобы тексты содержали сложные предложения и были об экологии, о природе.
    • Мы продолжаем готовиться к сочинению на эту тему. При подготовке текста можно воспользоваться учебником географии или обществознания.

    КОРОТКОЕ НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ

    Петр Максимович вышел из Кремля, спустился к Москве-реке и пошел по набережной. Ему захотелось пройтись. Он кивнул шоферу, и машина осторожно двинулась следом за ним.

    Шофер поглядывал на старого профессора и усмехался, - тот, по мнению шофера, был чудак. Сев в машину, по дороге в Кремль он сразу же начал возмущаться духотой, опустил окна и устроил сквозняк. На него не произвели никакого впечатления ни две махровые гвоздики в стеклянной колбочке, прикрепленной около дверцы, ни электрическая зажигалка, хотя профессор заметно нервничал и выкурил по пути в Кремль две папиросы.

    Шофер был обижен. Машиной восхищались все, а этот старик только фыркал, будто его везут на трясучей таратайке. Поэтому, подумав, шофер сказал:

    Это машина легкая, послушная, не то что какой-нибудь муровый "бьюик".

    А что такое этот ваш "бьюик"? - сердито спросил Петр Максимович.

    Шофер усмехнулся:

    Такая марка.

    Все эти марки одинаковы, - проворчал профессор. - Отравляют воздух. И портят людям нервы.

    Шофер живо обернулся. Машина стояла перед закрытым светофором.

    Против этого я не возражаю, - сказал шофер. - Я сам любитель свежего воздуха. У меня на родине, в Калужской области, места привольные. Только так рассуждать, как вы, не совсем, по-моему, правильно.

    Это почему же?

    А потому, что если вы пожелаете, то я вас через два часа в эти места доставлю на своей машине. Съедем с шоссе, поставим машину под березу, вы дверцу откроете и - пожалуйста! - собирайте землянику под самыми колесами. Удобство! А поездом будете семь часов ехать. Да еще с пересадкой.

    Профессор издал звук, похожий на легкий смешок, но промолчал. Шофер, не дождавшись ответа, с места рванул машину под открытый светофор. Презрительно прищурившись, он домчал ее до Кремля. Там он ловко остановил машину почти с полного хода, зашуршав новыми шинами.

    Пока профессор находился в Кремле, шофер успокоился и даже вздремнул. А сейчас он, сидя в машине, смотрел, так же как и профессор, на сероватую мглу, что опускалась к вечеру на город, на вереницы белых огней, на речные трамваи, подгонявшие к гранитным берегам гладкие волны, на далекую зелень Ленинских гор и разноцветные фонари троллейбусов, проносившихся по длинному мосту. Окна в машине были опущены, и постепенно в нее начал проникать запах зацветающих лип.

    Хорошо! - вздохнул шофер.

    Ему захотелось, чтобы профессор постоял на набережной подольше. Но профессор взглянул на часы, торопливо сел в машину и приказал ехать в театральную студию.

    В студию так в студию! Шоферу это было безразлично. Но все-таки странно: какое отношение мог иметь этот ученый старик к театру.

    Когда машина въехала во двор студии, навстречу ей бросилась девушка в разлетающемся от ветра платье. Волосы ее отливали медью. Она открыла дверцу, помогла профессору выйти, и они расцеловались.

    Шофер поглядел им вслед, сдвинул на глаза кепку, почесал затылок, тихонько пропел: "Когда б имел златые горы и реки, полные вина, все отдал бы за эти взоры, за эти милые глаза..." Только после этого он неохотно выехал со двора.

    Ну, как в Кремле? - взволнованно спросила Анфиса.

    Превосходно! В общем, вашему Коле хватит работы на всю жизнь.

    Анфиса засмеялась.

    Вы рады?

    Какое там рад! - ответил Петр Максимович. - Я не рад - я счастлив.

    В вестибюле студии Петра Максимовича ждал режиссер - высокий, седой, с учтивыми движениями. Он провел Петра Максимовича к себе в кабинет, усадил за круглый стол, где стояли вазы с пирожными и мандаринами, и попросил подать чай.

    Я чрезвычайно рад такому счастливому случаю, - сказал режиссер. - От одной из наших учениц я узнал, что вы в Москве по важным делам, но все же осмелился вас побеспокоить.

    Какое же беспокойство! - возразил Петр Максимович. - Одно удовольствие. Я без молодежи жить, знаете, совсем не могу.

    Да? - спросил режиссер и сделал восхищенные глаза. - Это замечательно! Я побаивался, что вас удивит наша просьба. Слыханное ли дело: известный лесовод, крупнейший знаток этого дела в нашей стране... - Петр Максимович заерзал на кресле. - Простите, но я говорю совершенно откровенно... ученый большого плана приезжает к нам, чтобы побеседовать с театральной молодежью о лесных делах. Я не знаю, сообщили ли вам, что мы работаем над чеховским "Дядей Ваней"?

    Петр Максимович кивнул.

    Образ доктора Астрова, с его любовью к лесу, с его идеей облагораживающего влияния леса на психику человека, требует знакомства актеров, занятых в этом спектакле, со всем комплексом лесоводческих вопросов. Таков наш метод воспитания актеров.

    В это время Тата Базилевич внесла на подносе два стакана чаю. Петр Максимович взглянул на нее и удивился: что за глаза у этой девушки! Они были полны такого заразительного веселья, что Петр Максимович заулыбался. Легкое его раздражение на высокопарного режиссера сразу прошло. Тата, поставив поднос, слегка поклонилась, покраснела и выскользнула из кабинета.

    У меня прекрасная молодежь, - сказал режиссер таким тоном, будто все эти юноши и девушки были в некоторой мере его собственностью.

    Вижу, вижу, - пробормотал Петр Максимович. - Радуюсь.

    Петр Максимович с наслаждением выпил стакан чаю.

    Из открытого окна в разгоряченное его лицо подувал вечерний ласковый ветерок. Да, жизнь, в общем, хороша! Это бесспорно.

    Петра Максимовича провели в длинный сумрачный зал. Он поднялся на сцену. Студийцы дружно встали. Петр Максимович замахал на них руками, подошел к краю сцены и начал говорить.

    Прежде всего, - сказал он, - я бы хотел познакомиться с тем юношей, который будет играть доктора Астрова.

    Во втором ряду встал смущенный молодой человек.

    Вы бывали в наших лесах? - спросил его Петр Максимович.

    Да, - ответил юноша; звали его Женей Горбачевым. - Но, конечно, мало.

    Так вот, - сказал Петр Максимович, - я могу вам помочь, чтобы вы провели хотя два месяца в настоящем заповедном лесу.

    Юноша вспыхнул, заулыбался.

    А как же мы? - испуганным шепотом, но так, что было слышно во всем зале, спросила Тата.

    Я думаю, что вам всем было бы полезно провести некоторое время в этих лесах. Но об этом мы поговорим потом. Пока же я только могу сказать, что тот юноша, который будет играть доктора Астрова, должен быть его достойным потомком. Он должен любить леса и хорошо понимать их значение в нашей жизни. Поэтому я собираюсь сказать вам и ему несколько слов о лесе, как о мощном хозяйственном, биологическом и эстетическом факторе. Начну с последнего...

    Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. Помните пушкинское: "лесов таинственная сень"? Я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии, хотя бы такие, как "Подруга дней моих суровых..." или "Роняет лес багряный свой убор...". Извините, что цитирую только Пушкина: стихи позднейших поэтов с такой ясностью не удержались у меня в памяти.

    Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Представьте себе, что на леса обрушился пыльный ураган. Уже в километре от опушки вы будете ощущать его лишь как потоки чистого и свежего ветра.

    Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

    Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести - триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчетной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

    Но главное не в этом. Лес - это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. У меня мало времени, чтобы рассказать со всей полнотой о том, в какой огромной мере лес способствует повышению урожаев. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам - лазутчикам пустыни. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки. И, наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.

    Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, и реки уносят его в море. А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят ее за тысячи километров. Это так называемые пыльные, или черные, бури.

    Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.

    В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека - теми его отталкивающими качествами, привитыми старым обществом, с которыми мы жестоко боремся и успешно их преодолеваем.

    Напомню вам пророческие слова о роли лесов, сказанные Энгельсом:

    "Людям, которые в Месопотамии, Греции, в Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы добыть таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их, вместе с лесами, центров скопления и сохранения влаги".

    Сегодня я был в Кремле, - сказал, помолчав, Петр Максимович. - Там обсуждались работы по восстановлению лесов после войны. Во время войны у нас погибли леса на площади почти в двадцать миллионов гектаров. В одной только Белоруссии гитлеровцы сожгли, вырубили и обратили в пустыри пятьсот тысяч гектаров леса. В первую очередь фашисты уничтожили превосходные леса, созданные трудами человека, посадки лиственницы на Смоленщине и дубравы Украины. В Орловской области они вырубили все рощи, воспетые нашим Тургеневым.

    Нам нужно сажать леса не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства. Нам нужно много древесины. В нашем народном хозяйстве существует не менее пяти тысяч способов ее применения.

    Поэтому мы и работаем сейчас над разведением быстрорастущих лесов и над тем, чтобы ускорить рост и улучшить качество наших привычных деревьев: сосны, осины, тополя. Я уверен, что знаменитая проблема "преодоления времени", иначе говоря - ускорения роста деревьев, в самом недалеком будущем будет решена нашими учеными.

    Мы можем гордиться именами Докучаева, Тимирязева, Вильямса, именами талантливых лесничих - таких, как покойный Высоцкий, как женщина-лесовод Колосова, прошедшая тысячи километров по лесам, гарям и ветровалу, обследуя северные лесные массивы.

    Это всё подвижники лесного дела, великие труженики во имя будущего, во имя идущих нам на смену поколений. Сознание, что вся твоя работа является подарком будущему, что ты сам не всегда увидишь ее плоды, не ослабляет их силы. Эти люди лишены тщеславия и потому могут быть названы истинными творцами.

    Таков был доктор Астров. Таков был и сам Чехов. Когда он говорил, что мы увидим небо в алмазах, то, может быть, он думал о необыкновенном блеске звезд в чистейшем воздухе лесной страны. Кто знает!

    Мы идем через времена стройки и напряженного труда к совершенной жизни. Думая об этом, я представляю себе человека, который, совершив путь через пески и гари, после изнурительного зноя, обветренный, сожженный солнцем, входит наконец в глубину торжественных и тихих лесов, и все его тело охватывает прохладой листвы. От бальзамических запахов лесных цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость.

    Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе.

    При взгляде на них человек начинает понимать все величие мироздания, начинает понимать, что значит заслуженный отдых и душевный покой. Ночь поднимается над миром, полная свежих запахов, смутного света, росы, крика ночных птиц. А впереди сотни таких ночей, и рассветов, и дней, и вечеров, когда над Россией расстилается не то туман, не то дымок костров. Может быть, об этом и думал Чехов. Не знаю.

    Позвольте мне закончить свое короткое сообщение старинной поговоркой, которая говорит, что каждый человек должен вырастить в своей жизни хотя бы одно дерево, иначе он - мертвец и сухое полено...

    Аплодисменты не затихали очень долго, и долго еще раскрасневшиеся юноши и девушки не отпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал еще что-нибудь о лесах. Если бы не Анфиса, то ему не скоро удалось бы уйти. Она взяла его под руку и увела в кабинет.

    Режиссер долго благодарил Петра Максимовича, жал ему руку, а Анфиса шепнула:

    Как я за Колю рада, Петр Максимович, если бы вы только знали! Какое удивительное дело он выбрал!

    Когда Петр Максимович вышел во двор, шофер на тяжелой лакированной машине уже вернулся и ждал его.

    Петр Максимович усадил в машину Анфису, Тату и Женю Горбачова, сел сам и приказал шоферу везти всех на речной вокзал, в Химки.

    Шофер тотчас сдвинул кепку на затылок, повеселел и, рисуясь своей сноровкой и небрежностью, помчал машину по узким улицам, пока не вырвался на Ленинградское шоссе. Там он "показал марку". Машина понеслась, как торпеда, лишь изредка приседая на рессорах.

    На речном вокзале было просторно, пусто. Прошел небольшой дождь. Блестел мокрый асфальт. Из сада пахло туей, от воды - нефтью, а на открытой веранде ресторана горели матовые фонари.

    Туча, пролившаяся коротким дождем, уходила на юг, а на западе уже открылось сияние летней зари. Цепь речных огней горела на этой заре. Издалека долетали звуки оркестра: должно быть, в Москву возвращался прогулочный пароход.

    Что играют? - спросила Тата.

    Все прислушались. Оркестр играл так далеко, что незаметные воздушные токи перепутывали его звучание, и можно было только догадаться, что оркестр играет вальс. Он кружился над подмосковными рощами, постепенно приближался, словно выплывая из этой широкой зари.

    Петр Максимович заказал ужин, вино, чай с пирожными.

    Когда Женя Горбачов разлил в бокалы вино, кто-то осторожно тронул Анфису сзади за плечо. Она быстро откинула голову.

    Позади Анфисы стоял Леонтьев, похудевший, спокойный, и, прищурившись, хитро смотрел на Анфису.

    Она вскочила, обняла одной рукой Леонтьева за шею, коса ее упала, но она, не замечая этого, крепко прижалась щекой к колючей, как обычно, щеке Леонтьева и прошептала:

    Родной мой, как вы меня напугали! Откуда вы?

    Петр Максимович торопливо протирал очки, чтобы рассмотреть этого странного человека. Протерев их, надел, узнал Леонтьева и сказал:

    Вас нам как раз и не хватало.

    Леонтьев поздоровался со всеми, сел к столику, потребовал еще вина и сказал:

    Прямо из Берлина. Только что демобилизовался. Всю войну мечтал о встрече со всеми вами. И вот - можно поверить, что наша старушка Земля не без чудес, - все случилось так, как я думал.

    Почему-то все замолчали. Слышнее стал оркестр, и как будто ярче загорелась заря.

    Кончено испытание, - промолвил Леонтьев. - Ну что ж! Выпьем, что ли, за хороших людей! И за леса, конечно!

    8 КЛАСС. ТЕСТ № 1

    Прочитайте текст и выполните задания А1 – А4 и В1 – В6

    (1) Той осенью Левитан особенно увлёкся пастелью. (2) Эти, казалось бы,

    такие неподатливые и хрупкие мелки в его руках становились послушными.

    (3) Он писал ими на берегу озера, у опушки леса.

    (4) Увлечённый новой техникой живописи, художник не знал усталости.

    (5) Один за другим появлялись новые прекрасные картоны. (6) И в них – уже

    окрепшее мастерство тонкого пастелиста.

    (7) Он писал осень в солнечный день или ждал, когда озеро нахмурится,

    чтобы прикоснуться к его серым благородным тонам. (8) Он переносил на

    картон последние жёлтые листья, словно золотыми брызгами осыпавшие

    аллеи парка.

    (9) Маленькая Аня, которую в детстве прозвали нежно Люлю, старалась,

    чем могла, помочь художнику. (10) Ему часто нездоровилось, тяжёлый

    сердечный недуг взывал к осторожности. (11) Но пейзажиста трудно

    остановить, когда кругом полыхает багрянец леса и вся природа одевается в

    яркий осенний убор.

    (12) Люлю носила художнику ящик с красками. (13) Она гребла в лодке,

    когда тот писал водяные лилии. (14) Девочка молча стояла за спиной

    художника, и на её глазах создавались изумительные шедевры.

    (15) Левитан был переменчив в своих настроениях. (16) То он работает

    молча, погружаясь в глубокое раздумье, то необычайно оживлён и вслух

    произносит хвалу красоте природы.

    (17) Девочка была свидетельницей порывистых восторгов художника, его

    самозабвенного труда. (18) Научилась молчать вместе с ним, когда он глядел

    перед собой притихший, заворожённый красотой.

    (С. Пророкова)

    А1. Почему девочка Аня постоянно сопровождала художника и старалась

    ему помочь?

    1) Девочке было скучно, ей нечем было заняться.

    2) Художник платил ей деньги за помощь.

    3) Девочка восхищалась работой художника, рядом с ним она училась

    понимать красоту природы.

    4) Аня хотела стать художницей.

    А2. Какое выказывание НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

    1) Левитан был прекрасным пейзажистом.

    2) Левитан самозабвенно любил русскую природу.

    3) Левитан увлёкся новой техникой живописи – пастелью.

    4) Уже в тринадцать лет Левитан твёрдо решил стать художником.

    А3. В каком из предложений содержится СРАВНЕНИЕ?

    1) 7; 2) 8; 3) 11; 4) 14

    А4. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?

    1) Пас– мягкие цветные мелки для рисования.

    2) Пейзажист (11) – художник, специалист в области пейзажа.

    3) Шедевр (14) – музыкальное произведение.

    4) Аллея (8) – дорога (в парке или в саду) с деревьями, посаженными по

    обеим её сторонам.

    В1. Выпишите из текста глагол, который не употребляется без НЕ.

    В2. Из предложений 9 – 14 выпишите прилагательное, в котором пишется

    две буквы –Н-, потому что оно образовано от существительного с основой

    на Н при помощи суффикса Н. ________________________________________

    В3. Из предложений 4 - 6 выпишите причастия._________________________

    __________________________________________________________________

    В4. Из предложения 14 выпишите словосочетание с видом связи

    ПРИМЫКАНИЕ. ___________________________________________________

    В5. Среди предложений 12 – 18 найдите предложение с ДЕЕПРИЧАСТНЫМ

    ОБОРОТОМ, запишите его номер. ____________________________________

    В6. Из предложения 14 выпишите ____________ОСНОВЫ. ___________________________

    __________________________________________________________________

    8 КЛАСС. ТЕСТ № 2

    Внимательно прочитайте текст и найдите в нём ответы на вопросы

    А1-А4 и В1-В6.

    (1) Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья.

    (2) Это исполинские лаборатории. (3) Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. (4) Представьте себе, что на леса обрушился пыльный ураган. (5) Уже в километре от опушки вы будете ощущать его лишь как потоки чистого и свежего ветра.

    (6) Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (7) Он душист, свеж, полон озона. (8) Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха. <…> (9) Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (10) Онхранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам – лазутчикам пустыни. (11) Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (12) Из лесных болот берут начало реки. (13) И, наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.

    (14) Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. (15) А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (16) Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за целые тысячи километров. (17) Это так

    называемые пыльные, или чёрные, бури. (18) Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. <…> (19) В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и

    сухими язвами оврагов. (20) Нет ничего безотраднее, чем зрелище

    пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека… ()

    А1. К каким последствиям НЕ ПРИВОДИТ вырубка лесов?

    1) к размывам почвы талыми водами;

    2) к чёрным бурям, поднимающим на воздух верхний плодородный слой почвы;

    3) к появлению оврагов;

    4) к лесным пожарам;

    1) Леса вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

    2) Леса сохраняют влагу в почве.

    3) Древесина – ценнейшее сырьё для химической промышленности .

    4) Овраги появляются в тех местах, где уничтожаются леса.

    А3. Какое средство художественной выразительности употреблено в предложении 19?

    1) метафора 3) сравнение

    2) олицетворение 4) эпитет

    А4. В каком из предложений использован синоним к слову БУРЯ (17)?

    1) 2; 2) 4; 3) 6; 4) 19

    В1. Из предложений 9-13 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости (звонкости) согласного звука, обозначенного

    В2. Из предложений 18-20 выпишите слова, которые НЕ

    УПОТРЕБЛЯЮТСЯ без НЕ. __________________________________________

    В3. Из предложений 14-17 выпишите слово, в состав которого входят ДВА

    КОРНЯ. ___________________________________________________________

    В4. Из предложения 4 выпишите словосочетание с видом связи

    В5. Среди предложений 5-8 найдите предложение, в котором НЕТ

    однородных членов. Напишите его номер. ______________________________

    В6. Найдите в тексте предложение, подлежащее и сказуемое в котором

    выражены СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

    Напишите его номер. _______________________________________________

    8 КЛАСС. ТЕСТ № 3

    УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

    (1) Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные

    навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. (2) Без знаний,

    кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить

    пользу. (3) Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. (4) Даже

    вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты,

    отчёты, планирование и т. д. (5) Человек будет вносить новые идеи, думать

    над тем, над чем не сможет думать машина. (6) А для этого всё больше нужна

    будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и,

    конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести

    машина. <…>

    (7) Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого

    возраста. (8) Учиться нужно всегда. (9) До конца своей жизни не только

    учили, но и учились все крупнейшие учёные. (10) Перестанешь учиться – не

    сможешь и учить. (11) Ибо знания всё растут и усложняются. (12) Нужно при

    этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. (13)

    Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее

    восприимчив. <…>

    (14) И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же

    скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! (15) Только учиться. (16) А

    где же отдых, развлечения? (17) Что же нам, и не радоваться?

    (18) Да нет же. (19) Приобретение навыков и знаний – тот же спорт. (20)

    Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. (21) Надо любить

    учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также

    чему-нибудь научить, развить в нас какие-то способности, которые

    понадобятся в жизни.

    А1. В каком из предложений содержится ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА?

    1) 1; 2) 5; 3) 8; 4) 9

    А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

    1) В недалёком будущем от человека потребуется внесение новых идей, а над

    их разработкой и воплощением будут работать компьютеры.

    2) Научиться чему-нибудь новому можно только в юности.

    3) Знания, которыми обладает человечество, всё время расширяются и

    усложняются.

    4) Отдых и развлечения тоже могут способствовать развитию человека.

    А3. Какое толкование слова ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ(6) является верным?

    2) образованность, широкий кругозор, высокий уровень нравственности;

    3) выдающиеся способности, талант;

    4) умение быстро находить общий язык, завязывать знакомства с другими

    1) 2; 2) 4; 3) 13; 4) 14

    В1. Из предложений 14-21 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ

    ГЛАСНЫМИ в корне._____________________________________________

    В2. Из предложений 18-21 выпишите слова, правописание приставок в

    которых зависит от звонкости (глухости) согласного звука, обозначенного

    следующей за приставкой буквой. _____________________________________

    В3 Из предложений 7-13 выпишите прилагательное в форме ПРОСТОЙ

    ПРЕВОСХОДНОЙ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ. ___________________________

    В4. Из предложений 2-6 выпишите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ.

    __________________________________________________________________

    В5. Из предложения 3 выпишите словосочетание с видом связи

    СОГЛАСОВАНИЕ. _________________________________________________

    В6. Из предложений 7-12 выпишите АНТОНИМ к слову НИКОГДА.

    __________________________________________________________________

    8 КЛАСС. ТЕСТ № 4

    Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А4 и В1-В6.

    (1) Огонь быстро приближался. (2) Леонтьев со страхом и одновременно с

    каким-то непонятным восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и

    гулом стену живого огня. (3) Ливнем летели искры. (4) Они прожигали

    одежду. (5) Временами дым заволакивал небо. (6) Потом его сбивало в

    сторону, и стена пламени появлялась снова, но уже ближе.

    (7) Леонтьев не мог отвести от неё глаз. (8) Он понимал, что такой огонь

    нельзя остановить, что это стихия. (9) Огонь сожжёт их так же незаметно, как

    пламя костра сжигает мошкару. <…>

    (10) Потом он почувствовал, как его сильно качнуло током горячего

    воздуха. (11) С верхушки вала понесло в огонь сухие листья. (12) Баулин

    поднял руку, что-то закричал, и лесники сразу подожгли вал.

    (13) Вал как бы вздохнул, вымахал от края до края жадное пламя. (14) Оно

    слилось с огнём пожара и, ревя и треща, ударило в небо. <…>

    (15) Леонтьев оглянулся. (16) Две стены пламени сшиблись, как два

    огромных бешеных зверя, тесно сливаясь, расшвыривая мириады искр. (17)

    (18) И вдруг Леонтьев вскрикнул от неожиданности. (19) Огонь, как

    подрезанный, упал на землю и только низкими языками перебегал, затихая,

    вдоль вала. (20) Люди кинулись к просеке и начали засыпать песком вялое

    пламя. (21) Через несколько минут огня уже не было. (22) Только едкий дым

    быстро струился к небу и застилал свет месяца. (23) Всё было кончено.

    (24) Стремительное исчезновение огня произвело на Леонтьева

    впечатление чуда. (25) Что произошло? (26) Почему пожар сразу погас?

    (27) Леонтьев разыскал Баулина. <…>

    (28) – Не могу понять, - сказал Леонтьев, - почему встречный огонь

    погасил пожар. (29) Раздули такой костёр, что, кажется, пылал весь мир.

    (30) – Да весь смысл встречного огня в том, чтобы дать пожару огромную

    пищу, действительно раздуть его до невиданных размеров. (31) Тогда в

    окружающем воздухе сразу сгорает почти весь кислород, просека

    заполняется углекислотой и дымом, и огонь, естественно, гаснет…

    А1. В каких предложениях содержится ответ на вопрос: «ЗАЧЕМ ВО

    ВРЕМЯ ЛЕСНОГО ПОЖАРА ПОНАДОБИЛОСЬ ПОДЖИГАТЬ ВАЛ?»

    1) 5,6; 2) 8,9; 3) 13,14; 4) 30,31

    А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

    1) Лесной пожар показался Леонтьеву страшным и одновременно

    величественным зрелищем.

    2) Люди не знали, как можно справиться с огнём.

    3) Пожар потушили благодаря встречному огню.

    4) В огромном пламени сгорел почти весь кислород, и без кислорода пламя

    стало гаснуть.

    А3. В каком из предложений НЕ СОДЕРЖИТСЯ сравнение?

    1) 3; 2) 9; 3) 12; 4)16

    1) 1,2; 2) 10,11; 3) 19, 20; 4) 21,22

    В1. Из предложений 18-23 выпишите слово с ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ в

    корне. _____________________________________________________________

    В2. Из предложений 7-13 выпишите слово с НЕПРОИЗНОСИОЙ

    СОГЛАСНОЙ в корне. ______________________________________________

    В3. Из предложений 30-31 выпишите слова, правописание приставки в

    которых зависит от глухости (звонкости) согласного, обозначенного

    следующей за приставкой буквой. _____________________________________

    В4. Из предложений 15-26 выпишите все ДЕЕПРИЧАСТИЯ. ______________

    __________________________________________________________________

    В5. Из предложения 18 выпишите словосочетание с видом связи

    УПРАВЛЕНИЕ._____________________________________________________

    В6. Среди предложений 13-17 найдите НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ

    предложение. Напишите его номер. ___________________________________

    8 КЛАСС. ТЕСТ № 5

    Внимательно прочитайте текст. Выполните задания А1-А4 и В1-В6.

    КАК ГОВОРИТЬ?

    (1) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в

    манерах, неряшливостью в одежде, - распространённейшее явление, и оно в

    основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о

    его слабости, а вовсе не о силе. (2) Говорящий стремится грубой шуткой,

    резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха,

    боязни, иногда просто опасения. (3) Грубыми прозвищами учителей именно

    слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (4) Это

    происходит полусознательно. (5) Я уже не говорю о том, что это признак

    невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. <…> (6) В

    основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.

    (7) «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к

    травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют,

    что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них.

    (8) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не

    будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять

    жаргонных слов. (9) Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

    (10) Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

    (11) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с

    кем мы имеем дело <…>

    (12) Учиться хорошей, спокойной интеллигентной речи надо долго и

    внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (13) Но

    хоть и трудно – это надо, надо. (14)Наша речь – важнейшая часть не только

    нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей

    способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

    А1. Какое из высказываний НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?

    1) Язык является важнейшей частью нашего общего поведения в жизни.

    2) Научиться хорошей, интеллигентной речи невозможно.

    3) Сильный, уравновешенный человек не будет без необходимости громко

    говорить, кричать, ругаться.

    4) Грубость в языке, в манерах – признак слабости, а не силы.

    1) 2; 2) 3; 3) 10; 4) 13

    А3. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?

    1) Ирония (2) – скрытая насмешка.

    2) Циничный (6) – наглый, грубый, неприличный.

    3) Интеллигентная (12) – культурная, выразительная, спокойная.

    4) Личность (14) – фамилия, имя, отчество человека.

    1) 2; 2) 3; 3) 5; 4) 6

    В1. Из предложений 1 – 5 выпишите существительное, которое не

    употребляется без НЕ. ____________________________________________

    В2. Из предложений 6 – 9 выпишите слово с непроизносимой согласной в

    корне. ___________________________________________________________

    В3.Из предложения 6 выпишите слово с НУЛЕВЫМ ОКОНЧАНИЕМ.

    _________________________________________________________________

    В4. ИЗ предложения 8 выпишите НАРЕЧИЯ. __________________________

    В5. Среди предложений 10 – 14 найдите такие, в которых тире ставится

    между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в

    В6. Определите вид связи слов в словосочетании УРАВНОВЕШЕННЫЙ

    ЧЕЛОВЕК (предложение 8).________________________________

    8 КЛАСС. ТЕСТ № 6

    Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А4 и В1-В6.

    (1) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

    (2) В сумерки луга похожи на море. (3) Как в море, садится солнце в травы

    и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. (4) Так же, как в море, над

    лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной

    зеленеющей чашей.

    (5) В лугах тянется на много километров старое русло Оки. (6) Его зовут

    (7) Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. (8)

    Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними

    ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

    (9) Один плёс на этой реке мы назвали «Фантастической Прорвой»,

    потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два

    человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы

    и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом

    (10) Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя

    высадиться на берег, - травы стоят непроходимой упругой стеной. (11) Они

    отталкивают человека. (12) Травы перевиты предательскими петлями

    ежевики, сотнями опасных и колких силков.

    (13) Над Прорвой часто стоит лёгкая дымка. (14) Цвет её меняется от

    времени дня.(15) Утром – это голубой туман, днём – белесая мгла, и лишь в

    сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. (16)

    Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах глухо бьются

    прорвинские щуки.

    А1. Почему один из плёсов на реке назвали «Фантастической Прорвой»?

    1) Этот плёс описан в научно-фантастическом __________романе.

    2) Травы, которые растут там, поражают своими размерами.

    3) В этом месте встречаются редкие животные.

    4) В этих местах происходили загадочные, необъяснимые события.

    А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

    1) Старое, заросшее русло Оки называют Прорвой.

    2) Из-за густоты трав на Прорве в некоторых местах трудно высадиться на

    3) Над Прорвой часто стоит лёгкий туман.

    А3. Какому из слов дано НЕВЕРНОЕ толкование?

    1) Русло (5) – углубление в почве, по которому течёт водный поток.

    2) Плёс (9) – широкий, со спокойным течением участок русла равнинной

    реки, расположенный между перекатами или островами.

    3) Мгла (13) – отсвет далёкого пожара.

    4) Заливные (луга) (1) – затопляемые водой при разливе.

    А4. Какое из средств художественной выразительности использовано

    1) эпитеты; 3) сравнения;

    2) метафоры; 4) олицетворение

    В1.Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне -

    __________________________________________________________________

    В2. Из предложения 10 выпишите слово, в состав которого входят ДВЕ

    ПРИСТАВКИ - _____________________________________________________

    В3. Из предложения 13 выпишите словосочетание с видом связи

    ПРИМЫКАНИЕ ___________________________________________________

    В4. Среди ____________предложений 5-8 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ

    НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ. Напишите его номер - ___________________

    В5. Из предложения 16 выпишите основы - ____________________________

    __________________________________________________________________

    их - _______________________________________________________________

    8 КЛАСС. ТЕСТ № 7

    Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А4 и В1-В6.

    (1) Третьякова навсегда останется среди имён

    с художниками русскую живопись вперёд. (2) Его горячая вера в будущность

    народного искусства, его действенная и постоянная поддержка укрепляли

    художников в сознании необходимости дела, которое они делают.

    (3) Третьяков не был «покровителем искусств», меценатом того толка,

    какими были в своё время многие родовитые вельможи в России. (4) Он не

    красовался, не тешил собственное тщеславие, не выбирал себе любимцев

    среди художников и не швырял деньги по-княжески. (5) Он был

    рассудителен, расчётлив и не скрывал этого.<…>

    (6) С первой же выставки передвижников он приобрёл около десятка

    картин, и среди них такие, как «Грачи прилетели» Саврасова, «Сосновый

    бор» Шишкина и «Майская ночь» Крамского.<…>

    (7) Третьяков известен был своим удивительным чутьём. (8) Тихий,

    молчаливый, сдержанный, он появлялся в мастерских, где ещё только

    заканчивались будущие шедевры живописи, и, случалось, покупал их для

    своей галереи прежде, чем они успевали появиться на выставке.

    (9) Бескорыстие его было беспримерным. (10) Приобретя у Верещагина

    предложил её в качестве дара Московскому художественному училищу. (11)

    Свою галерею он с самого начала задумал как музей национального

    искусства и ещё при жизни своей передал в дар городу Москве.

    (12) И лишь спустя шесть лет (как раз в год смерти)

    открылся первый государственный русский музей в столичном Петербурге,

    да и то куда уступавший «Третьяковке», ставшей уже к тому времени местом

    паломничества многих тысяч людей, приезжавших в Москву со всех концов

    А1. О каком качестве характера Третьякова говорится в предложениях 10-

    1) о честолюбии; 3) о бескорыстии;

    2) о сдержанности; 4) о расчётливости

    А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

    1) Третьяков не любил по-княжески «швырять» деньги.

    2) Для своей галереи Третьяков покупал картины только зарубежных

    художников.

    3) Для своей галереи Третьяков купил картину Саврасова «Грачи прилетели».

    4) Свою галерею Третьяков передал в дар Москве.

    А3. Какое из слов толкуется НЕВЕРНО?

    1) Коллекция (10) – собрание каких-либо предметов, представляющее

    обычно научный, художественный или исторический интерес.

    2) Меценат (3) – богатый покровитель наук и искусств.

    3) Шедевр (8) – музыкальное произведение для скрипки с оркестром.

    4) Этюд (10) – подготовительный набросок для будущей картины,

    выполняемый с натуры.

    А4. Сколько ПРИЧАСТИЙ в предложении 12?

    1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5

    В1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередованием гласных в корне -

    __________________________________________________________________

    В2. Среди предложений 7-11 найдите предложение с деепричастным

    оборотом. Напишите его номер. - ____________________________________

    В3. Среди предложений 9-12 найдите предложение, в состав которого

    входит ВСТАВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ. Напишите его номер. - _____________

    В4. Из предложения 9 выпишите его основу. -

    __________________________________________________________________

    В5. Определите вид связи слов в словосочетании ПОКУПАЛ ИХ

    (предложение 8) - __________________________________________________

    В6. Среди предложений 7-11 найдите предложение, в котором обособлены

    определения, относящиеся к личному местоимению . Напишите его номер. -

    __________________________________________________________________

    8 КЛАСС. ТЕСТ № 8

    Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы А1-А4 и В1-В6.

    (1) Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (2) Это

    бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (3) Дом стоит в густом

    саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. (4) Этот частокол

    – западня для деревенских котов, любителей рыбы. (5) Каждый раз, когда я

    возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с

    подпалинами – берут дом в осаду. (6) Они шныряют вокруг, сидят на заборе,

    на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. (7)

    Все они смотрят не отрываясь на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой

    яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно.

    (8) Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под

    куканом. (9) Они поднимаются на задние лапы, а передними делают

    стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. (10) Издали

    кажется, что коты играют в волейбол. (11) Потом какой-нибудь наглый кот

    подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и

    старается оторвать рыбу. (12) Остальные коты бьют от досады друг друга по

    усатым мордам. (13) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. (14)

    Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают

    перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. (15)

    Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать,

    прося пощады.

    3) Коты не могут достать кукан с рыбой, потому что он подвешен высоко.

    4) Коты разбегаются, когда из дома выходит автор с фонарём.

    А2. Какому из слов дано НЕВЕРНОЕ толкование?

    1) Частокол (3) – забор, изгородь из кольев, жердей, вбитых в землю близко

    друг к другу часто, один подле другого.

    2) Кукан (7) – бечёвка, на которую нанизывают рыбу.

    3) Тёс (2) – тонкие доски (тёсаные или пиленые).

    4) Западня (4) – широкая просёлочная дорога.

    А3. В каком из предложений есть АНТОНИМЫ?

    1) 7; 2) 9; 3) 12; 4) 15

    А4. В каком из предложений есть ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ?

    1) 2; 2) 6; 3) 9; 4) 13

    В1. Из предложений 6-8 выпишите слово с чередованием гласных в корне. -

    __________________________________________________________________

    В2. Из предложений 8-12 выпишите слова, правописание приставок в

    которых зависит от глухости (звонкости) согласных, обозначенных

    следующими за приставками буквами. - ________________________________

    В3. Из предложений 8-10 выпишите НАРЕЧИЯ. -

    __________________________________________________________________

    В4. Определите вид связи слов в словосочетании ВЫХОЖУ ИЗ БАНИ

    (предложение 13)? _________________________________________________

    В5. Из предложения 4 выпишите основу. - _____________________________

    В6. Среди предложений 11-15 найдите простое, осложнённое

    ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ и ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ.

    Напишите его номер. - ______________________________________________

    8 КЛАСС. ТЕСТ № 9

    Внимательно прочитайте текст, выполните задания А1-А4 и В1-В6.

    О ВОСПИТАННОСТИ

    (1) Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в

    школе, но и… у самого себя.

    (2) Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

    (3) Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не

    считаю образцово воспитанным. (4) Но кое-какими мыслями я хотел бы

    (5) Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется

    прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

    (6) Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину

    (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой

    жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек.

    (7) Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по

    каждому поводу, - он невоспитанный человек.

    (8) Если он не считается с характером, психологией, привычками и

    желаниями своих близких, - он невоспитанный человек.

    (9) Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь

    родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он

    невоспитанный человек.<…>

    (10) Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их

    самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!)

    просто глуп.

    (11) Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с

    другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка,

    но и приятна. (12) Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с

    младшими годами и по положению.

    (13) Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко»,

    экономит время других <…>, строго выполняет данные обещания, не

    важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в

    институте, на работе, в магазине и в автобусе.

    А1. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

    1) Прежде всего воспитанность проявляется в отношениях с членами своей

    2) Воспитанный человек – тот, кто хочет и умеет считаться с другими

    3) Быть вежливым с младшими по возрасту необязательно.

    4) Воспитанный человек всегда выполняет свои обещания.

    А2. В каком из предложений есть АНТОНИМЫ?

    1) 3; 2) 5; 3) 11; 4) 12

    А3. Предложение 1 является простым односоставным

    1) определённо-личным; 3) безличным;

    2) неопределённо-личным; 4) назывным

    А4. В каком из предложений НЕТ однородных членов?

    1) 4; 2) 6; 3) 8; 4) 13

    В1. Из предложения 13 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. -

    __________________________________________________________________

    В2. Из предложений 9-11 выпишите слово, в состав которого входят ДВА

    КОРНЯ. - _________________________________________________________

    В3. Из предложений 2-6 выпишите ОДНОКОРЕННЫЕ (РОДСТВЕННЫЕ)

    слова. - ___________________________________________________________

    В4. Из предложения 2 выпишите словосочетание с видом связи

    СОГЛАСОВАНИЕ. - ________________________________________________

    В5. Из предложения 4 выпишите ОСНОВУ. - __________________________

    В6. Среди предложений 8-12 найдите такое, в состав которого входит

    ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Напишите его номер. - ___________________

    Стилистические функции союзов и союзных слов

    Большую смысловую и стилистическую роль в сложном прдл играют союзы и союзные слова. Они могут иметь разные стилистические характеристики.

    1. Стилистически нейтральные союзы: что, чтобы, потому что, как, если

    2. Разговорные: соединительный и противительный союз ДА, разделительные ЛИБО, НЕ ТО, присоединительные союзы ДА И, А ТО, НЕ ТО: Близок локоть, да не укусишь; союзчтобы, стоящий не в начале предложения: Твой двор чтобы видеть вновь, армянских двух царевен отвергли мы любовь . РАЗ (в значении если ) Раз сказал - сделай; что (в значении как ) Людская молва что морская волна

    3. Книжные: вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, в силу того что, благодаря тому что, с тем чтобы, ибо, правда .

    4. Устарелые: коли, доколе, коль скоро, кабы, покамест, дабы, затем, чтобы, поелику и пр. Использование их придает речи просторечный характер. В условиях контекста некоторые из этих союзов приобретают канцелярский характер (ежели, дабы, буде).

    Союзные слова который и какой могут выступать как синонимы, поэтому возможна их взаимозаменяемость. Но у них разные оттенки в значениях: который – вносит в придаточное предложение общее значение определительности, а слово какой – добавочный оттенок уподобления, сравнения, качественного или количественного подчеркивания: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов.

    Стилистически мотивированное и грамматически точное употребление союзов делает речь ясной и убедительной.

    О речевых недостатках можно говорить лишь в тех случаях, когда отход от принятых в ЛЯ норм не оправдан стилистическим заданием.

    1. Загромождение сложного предложения придаточными, когда затемняется связь между частями сложного целого, иногда выпадает какой-либо конструктивный элемент, соединительное звено, что затрудняет понимание предложения.

    2. Разнотипность частей сложного прдл: Докладчик выдвинул два положения: 1) Все большее значение приобретает пропаганда научных знаний; 2) роль в этой работе учителей средних школ. Нумерованные части, выступающие как своего рода однородные члены предложения при обобщающем члене предложения, имеют разную структуру: первая часть – двусоставное прдл, вторая – односоставное номинативное.

    Иногда разнотипность связана с неодинаковым порядком слов в соподчиненных однородных придаточных прдл. Обычно в этих случаях сохраняется одинаковый (прямой или обратный) порядок главных членов прдл, хотя это и необязательно: К числу достижений педагогического коллектива следует отнести то, что в школе успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся (во 2-м прдл нужен тоже обратный порядок слов).



    3. Смещение конструкции: Последнее, на чем я остановлюсь, - это на вопросе об использовании цитат (в главном прдл при подлежащем последнее составное именное сказуемое, присоединенное посредством слова ЭТО без вспомогательного глагола, должно было бы стоять в форме именительного падежа): Последнее… это вопрос об использовании цитат . К смещению конструкций относится и такой случай: Кто нуждается в консультации, необходимо ему обеспечить ее. Не вызывает возражения перебой конструкции, носящий хар-р присоединения: Мир и дружба – с этими словами мы всегда принимаем гостей .

    4. Неправильное употребление союзов и союзных слов, например, употребление одного союза или союзного слова вместо другого: Вопрос обсуждался на специальном совещании, где было принято развернутое решение. – нет оснований для замены слова который словом где .

    Неправильно также плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов): однако тем не менее , но тем не менее однако и т.п: Газета настойчиво подчеркивала, что будто бы США переживают в настоящее время переживают разгар большой полемики по вопросам внешней политики . Сочетание что будто (бы ) встречается в тех случаях, когда изъяснительное значение осложняется оттенком модальности: Захар сделал вид что будто шагнул, а сам остался на месте .

    Нередко лишний союз оказывается после вводного слова или предложения, которое ошибочно принимают за часть главного предложения (сказуемое): Иногда встречаешь на улице незнакомых людей, которых, кажется, что уже где-то видел . Лишним здесь может оказаться соотносительное слово (указательное местоимение): Мы любовались теми звездами, которые сияли на ночном небе .

    5. Неправильный порядок слов. Часто он нарушен в придаточных определительных. Так, слова союзные слова который, чей, какой заменяют ближайшее предшествующее существительное. Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной . При невозможности или нецелесообразности замены придаточного причастным оборотом или затруднительности перестановки слов можно ввести в главное предложение указательное слово тот или такой , соотносительное союзному слову который или какой , другой прием – повторение определяемого слова.