• Кто такой пестов николай евграфович. Николай евграфович пестов и его книги

    Николай Евграфович Пестов (1892-1982), православный духовный писатель, профессор, доктор химических наук.

    Родился 4 августа 1892 года в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать - из купеческой семьи. В 1911 г. он поступил на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического Училища (теперь МВТУ им. Баумана), в котором учился с 1911 по 1914 год и с 1922 по 1924 годы. Первая Мировая война застала его на 4 курсе. Николай добровольно поступил в армию. Потом в своем дневнике он записал: "... спустя много лет я вижу в этом Промысел Божий, который на 8 лет вывел меня из стен училища, чтобы вновь вернуть в него, но уже совершенно другим человеком. Вышел Савл, вернулся Павел..."

    По окончании военного училища Николай Пестов был произведен в прапорщики с назначением в пехотный запасной батальон. В середине августа 1915 года он был переведен в Ригу в артиллерийский полк для организации противохимической защиты. На фронте получил слуховую контузию, последствия которой остались на всю жизнь. Награжден орденом Св. Станислава III степени и орденом Св. Анны III степени. В документах полка Пестов был аттестован как "выдающийся офицер".

    После февральской революции Пестов избирается членом Полкового Комитета, а затем в исполнительный комитет как председатель от полка и одновременно член Полкового Суда; в августе 1917 г. назначается полковым адъютантом.. 16 ноября 1917 г., оформив отпуск, он выехал на родину в Нижний Новгород, где после смены власти работал на государственной службе. В августе 1918 г. вместе с другими бывшими офицерами, дворянами и представителями буржуазии был арестован "в виду возможного выступления контрреволюционных белогвардейских элементов" (сорок человек были расстреляны). В ноябре, когда стало ясно, что белым не завладеть Нижним Новгородом, был отпущен на свободу. Все специалисты старой армии обязаны были встать на учет и служить на тех постах, на которые поставит их советская власть. Пестов был направлен на работу в органы Всевобуча. Не имея христианской веры, в декабре 1918 года он вступил в коммунистическую партию. После удачного доклада о положении дел в Нижегородском Всевобуче его оставили в Москве работать в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. Одновременно он был зачислен курсантом на Центральные Высшие курсы Всевобуча, по окончании которых ему было присвоено звание военного комиссара. Весной 1919 Николай Евграфович попал на Восточный фронт в Северную группу войск. В сентябре 1919 года ему присваивается звание окружного военного комиссара и назначается должность Начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа.

    В июле 1921 года Николай Евграфович увольняется из рядов РККА. Причиной оставления службы в армии послужило громадное духовное потрясение, происшедшее с ним в тот период. Постепенная стабилизация обстановки в России позволила ему демобилизоваться и вернуться в Москву для окончания образования.

    Поздней осенью 1921 года он попал на лекцию Марцинковского "Жил ли Христос?" для студентов МВТУ и других вузов. "Я впервые услышал такие глубокие и содержательные слова о Христе и Евангелии. В моей душе родилось чувство глубокого раскаяния о содеянном мною. Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Этот вечер стал поворотным пунктом... С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь. Новые силы, неизведанные ощущения ворвались в душу. Уже не скорбь и тоска, но неизреченная радость наполняла душу, давая силы жить, работать, учиться, - писал он в дневнике. - Путь Евангелия и осуществление в жизни заповедей Христа - вот теперь мой путь, моя жизнь!".

    Новые убеждения не позволяли оставаться в партии; он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию и был исключен из рядов РКП(б). В Москве Николай Пестов познакомился с организаторамм Христианского Кружка в МВТУ и стал помогать в организации лекций на духовные темы. Марцинковский очень скоро приметил Пестова и способствовал его деятельности в Христианском Студенческом Кружке. В 1921 г. Пестов принимал участие в борьбе с голодом и эпидемией сыпного тифа в Саратове, где он также посещал общины христиан-студентов. К концу лета 1922 года Пестов вернулся в Москву, восстановился в МВТУ и продолжил учебу, в свободное время посещая собрания Христианского Студенческого Кружка. В 1923 г. Марцинковскому было сообщено в ГПУ, что за его религиозную проповедь среди студентов он высылается за границу.

    В 1923 г. состоялась свадьба Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны, с которой он познакомился в христианском кружке. В 1925 г. Пестов поступил на службу в Московское Высшее Техническое Училище в должности научного сотрудника при кафедре технологии минеральных удобрений.

    После смерти Ленина отношение властей к студентам-христианам резко изменилось. Запрещено было проводить религиозно-философские собрания, закрывались религиозные кружки и общества. Христианский Студенческий Кружок в Москве также был ликвидирован властями, дом отобран, члены кружка подвергались всевозможным репрессиям, происходили обыски, аресты, ссылки. Пестов попал в тюрьму, сначала на Лубянку, потом в Бутырку. За два дня был арестован весь состав Христианского Студенческого Кружка. Спали на нарах вместе с уголовниками. Там же сидели и члены студенческого кружка теософов. Были сведения, что кружковцев спасла от высылки Н.К. Крупская. Вместо высылки им присудили 40 дней ареста, отделили от уголовников в особую камеру, где они проводили диспуты с теософами на религиозные и философские темы. В тюрьме Пестов познакомился с прихожанином церкви Святителя Николая на Маросейке (храм Николы в Кленниках). Настоятелем этой церкви был старец отец Алексий Мечев, в то время уже старый и больной человек. Духовное руководство в приходе после его смерти перешло к его сыну, о. Сергию Мечеву.

    Вернувшись из тюрьмы, Пестов перестал посещать обновленческие храмы, стал постоянным прихожанином Маросейской церкви и духовным сыном о. Сергия Мечева. По благословению духовного отца Пестов в 1926 г. совершил поездку в Саров и Дивеево, где еще действовали монастыри.

    В семье Пестовых подрастали два сына и дочь, их воспитанию Николай Евграфович уделял много внимания, борясь за их души, как и за свою собственную. Строго детей он никогда не наказывал: "Где действует любовь, там строгость не нужна".

    Пестов вел большую научную и педагогическую деятельность: преподавал в вузах, читал лекции на предприятиях, руководил аспирантами; ему принадлежит около 160 научно-исследовательских работ, монографий и статей. В 1937 г. на заседании кафедры в Менделеевском институте проф. Пестов Н.Е. выступил против осуждения как "врага народа" талантливого ученого, арестованного тогда ГПУ, и был исключен из штата.

    "Почти ежедневно, скорее еженощно, я ожидал ареста. Считаю, что только по молитвам моих детей, жены и духовного отца я в то время не был арестован и остался жив" - писал он позже.

    Летом 1939 г. был приглашен на работу в МИЭИ им.Орджоникидзе, зачислен по конкурсу на должность зав.кафедрой химической технологии; с октября 1943 г. он зам. директора по научной и учебной работе. После защиты докторской диссертации в 1941 г. в АН СССР приказом ВАК он был утвержден в степени доктора химических наук.

    Во время войны семья Пестовых из Москвы в эвакуацию не уезжала. Из-за бронхиальной астмы Пестов был освобожден от призыва в армию. Сыну Коле было 17 лет, его призвали только в сентябре 1942 г. А в октябре 1943 г. было получено сообщение, что он убит в бою. Николай Евграфович излил свое горе, написав книгу "Светлой памяти Колюши" или "Памятник над могилой сына". Позже он переименовал свой труд, назвав его "Жизнь для вечности".

    Годы войны явились для Н.Е.Пестова годами интенсивной научной и педагогической деятельности. Его работы печатались и у нас в стране, и за рубежом. Некоторые аспекты его научных трудов имели непосредственное отношение к оборонной промышленности. Награды: в 1944 г. - орден Трудового Красного Знамени; в 1946 г. - медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне"; в 1953 г. за выслугу лет и безупречную работу в числе работников науки высших учебных заведений г. Москвы - орден Ленина. К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения, снова ходил в храм, уже не боясь встретить там своих сослуживцев или студентов.

    Первые труды по богословию были написаны Пестовым в конце 50-х годов. Это были выдержки и цитаты из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединенные в два тома под названием: "Пути к совершенной радости". В те же годы была написана первая редакция книги о погибшем на фронте сыне, а также первая редакция книги "Над апокалипсисом".

    В последние годы своей служебной деятельности Пестов говорил: "Прошу Господа указать мне Свою Святую волю. Не пора ли мне отложить химию и физику, а остаток дней своих посвятить Господу?" Господь указал Свою волю следующим стечением обстоятельств. В эти времена (60-е годы) Пестов занимал должность зам. директора Инженерно-Экономического Института по научной части. Пришло распоряжение провести на всех кафедрах антирелигиозную работу, предписать всем профессорам и педагогам вклинивать атеистическую пропаганду во все предметы и предоставить соответствующий план. Т.к. делать все это Пестов отказался, его вызвали в кабинет директора института и в присутствии секретаря партбюро МИЭИ предложили уйти на пенсию. Когда после отпуска Пестов осенью пришел в институт, чтобы подать заявление об уходе на пенсию, ему сказали, что он уже отчислен приказом. Никаких торжественных проводов не было.

    Последний год был мучительным. Николай Евграфович сознавал, что скоро умрет и готовился к этому великому моменту. Летом 1981 года он попросил его пособоровать. Во время Таинства он горячо молился; после соборования болезнь зримо отступила. Последние месяцы перед смертью он почти не вставал, еженедельно причащался Святых Таин и пребывал в непрестанной молитве. После Рождества 1982 года силы окончательно оставили его. Утром 11 января он впал в беспамятство и, не приходя в сознание, скончался в ночь на 14 января 1982 года в праздник Обрезания Господня и Святого Василия Великого, которого очень чтил. Погребен Николай Евграфович Пестов на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

    Духовный писатель, доктор химических наук, профессор, ученый и педагог. Николай Евграфович родился в Нижнем Новгороде 17 августа 1892 г. Его отец относился к мещанскому сословию, мать – к купеческому. В результате воздействия литературы марксистов и Ренана он был атеистом, став военным комиссаром в 1919 – 1921 годы.

    О том, что написано о периоде коммиссарства в дневнике писателя можно найти лишь эти заметки: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее... Весь этот кошмар... Все это было при отсутствии у меня христианской веры..». В 1921 году, первого марта во сне Николаю явился Христос. В ту ночь Господь вошёл в его сердце, и с тех пор, что бы ни делал Николай, что бы он ни чувствовал, он знал, что Христос всегда рядом с ним, и Божья помощь никогда не покидает его.

    Н.Е Пестов был известен как видный учёный, работающий в области минеральных удобрений. Он занимался преподавательской деятельностью во многих крупнейших вузах столицы. Январь 1941 года стал временем защиты докторской диссертации и началом написания ряда книг, до сих пор не утративших своего методического и научного значения.

    Деятельностью, связанной с написанием богословских трудов, он начал заниматься в военное время, после того, как осенью 1943 года в бою погиб Николай – его девятнадцатилетний сын.

    Первой книгой, положившей начало литературно-духовного периода Николая Евграфовича Пестова, стала книга с названием «Светлой памяти Колюши, или памятник на могиле сына». Эта книга основывалась на письмах Николая с фронта и различных документах. Через некоторое время эта повесть была переименована автором, получив название «Жизнь для вечности».

    Память о сыне послужила и продолжению трудов по нравственному богословию. Именно воспоминания о сыне стали главными мотивами для создания интереснейшего двухтомника «Пути к совершенной радости» для написания первой редакции книги «Над Апокалипсисом».

    Середина пятидесятых годов стала знаменательна для Николая Евграфовича Пестова тем, что именно тогда им была начата работа над своим главным философско-религиозным трудом. Это многотомная диссертация, имеющая объединяющее название «Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)». О том, чтобы обратиться в полиграфию для того, чтобы там напечатали что-либо подобное, в то время не могло быть и речи. Поэтому выпуск «самиздатом» был единственно возможным вариантом, и спрос на многотомник «Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)» был очень большим. Его многократно переписывали на пишущих машинках, а после в наше время этот труд стал жечужиной православной литературы.

    Семья, к которой принадлежал Николай, считалась вполне обеспеченной. Его отец был мещанского, а мать — купеческого происхождения.

    В детстве и юности он получил надлежащее образование, соответствовавшее его возрасту и социальному положению.

    В 1911 году был зачислен в Императорское Высшее Техническое училище в Москве (впоследствии — МВТУ имени Баумана), на химический факультет.

    Как студент, Николай выделялся среди однокурсников, подавал немалые надежды. Однако из-за начала Первой Мировой войны был вынужден оставить учёбу и отправиться добровольцем на фронт.

    Пройдя курс обучения в военном училище, получил звание прапорщика, а затем назначение в запасное пехотное подразделение.

    В августе 1915 года направлен в Ригу, в расположение артиллерийского полка, с целью организации защиты против химического оружия. На фронте служил отечеству не щадя живота своего, получил слуховую контузию, был представлен к наградам, заслужил отзыв со стороны воинского начальства, как выдающийся офицер.

    Деятельность Н. Пестова в послереволюционный период

    Наступил февраль 1917 года. С революцией изменилась гражданская и политическая ситуация в стране. Преобразования коснулись и армии.

    Вскоре Н. Пестов был избран членом Полкового Комитета, а затем — назначен в Исполнительный Комитет, как председатель от представителей полка и вместе — как член Полкового Суда.

    В августе 1917 года Николая Евграфовича определили в должность полкового адьютанта.

    Через несколько месяцев после Февральской последовала Октябрьская революция, названная впоследствии Великой Социалистической. Страна на несколько лет погрузилась в мрачное время кровавой неразберихи.

    Вскоре после октябрьских событий Н. Пестов выхлопотал у руководства отпуск и отправился на малую родину, в Нижний Новгород. По смене местных властей остался трудиться в родном для него городе, на государственной службе: сперва делопроизводителем, потом сотрудником Горпродкома.

    В связи с развитием общей подозрительности в отношении бывших царских чиновников и офицеров и развернутой против них волной притеснений, в августе 1918 года Николай Евграфович был арестован вместе с множеством прочих людей, не вызывавших доверия у властей. Представители новой власти подозревали их в возможном соучастии в контрреволюционном мятеже. Несколько десятков офицеров было тогда расстреляно.

    В ноябре Н. Пестов был освобожден из-под стражи. Ему, как и другим бывшим офицерам, надлежало встать на особый учет (спасти их от гибели могла лояльность и помощь властям).

    Вскоре Николай Евграфович получил назначение на трудоустройство в органы Всевобуча. Не имея твердых христианских убеждений и, по-видимому, даже сочувствуя тем высоким идеям, которые декларировались с большевистских трибун, он вступил в ряды коммунистов.

    Через некоторое время его назначили на работу при Управлении Всевобуча, функционировавшего при Всеросглавштабе в Москве.

    Вскоре он был определен на Центральные Высшие курсы, курсантом, после чего получил звание и мандат военного комиссара.

    В 1919 году, весной, Н. Пестов попал в Северную группу войск, на Восточный фронт. Проявив себя как способный и талантливый руководитель, в сентябре, в том же году, удостоился звания окружного военного комиссара, был направлен работать начальником Управления Всевобуча при Уральском Военном округе.

    Несмотря на столь быстрое продвижение по службе, нельзя сказать, что Николай Евграфович принадлежал к кругу фанатично настроенных борцов за Советскую власть. Напротив, в этот период своей жизни он испытывал глубочайшие духовные сомнения.

    Летом 1921 года Н. Пестов, имея желание продолжить обучение, прерванное Первой Мировой войной, демобилизовался. Возможности увольнения из рядов РККА способствовала общая стабилизация политической ситуации в стране.

    Осенью того же года он присутствовал на лекции Марцинковского, которую тот читал для студентов. Содержание лекции «Жил ли Христос» глубоко тронуло душу бывшего комиссара. Как впоследствии признавался сам Н. Е. Пестов, с лекции он вышел другим человеком, христианином. В словах Евангелия, звучавших с трибуны, он нашёл ответ на многие мучившие его жизненно важные вопросы.

    Увлекаемый духом Святого Евангелия, Н. Пестов внутренне отказался от линии партии и уничтожил свой партийный билет. Не пройдя очередную регистрацию, был исключен из членства в РКП(б).

    Пребывая в Москве, Николай Евграфович сблизился с представителями христианского кружка в МВТУ и содействовал, в меру сил и возможностей, организации духовных встреч, лекций, бесед.

    В 1921 году жил в Саратове, помогая борьбе с эпидемией тифа и голодом.

    К концу лета 1922 года возвратился в Москву, и, восстановившись в студенчестве, продолжил учёбу в МВТУ. При этом, в свободное от занятий время, он посещал заседания христианского кружка.

    Здесь он познакомился со своей будущей супругой, Зоей Вениаминовной. В 1923 году состоялось их бракосочетание.

    Заключение под стражу

    В 1925 году Николай Евграфович был принят на должность научного сотрудника МВТУ, при кафедре, занимавшейся технологией производства минеральных удобрений.

    По смерти главного символа и идеолога русской революции, вождя мирового пролетариата В. И. Ульянова (Ленина) отношение государственного аппарата к деятельности студенческих христианских организаций резко ухудшилось. Собрания, конференции подпали под жесткий запрет.

    Московский Христианский Студенческий кружок в скором времени был закрыт, его здание перешло в распоряжение местных властей, а участники стали подвергаться гонениям, обыскам, репрессиям.

    В этой связи Н. Пестов был арестован и попал сперва на Лубянку, затем — в Бутырку. Единовременно с Пестовым были арестованы и другие члены кружка. Поначалу они размещались вместе с уголовными элементами. Всем им, казалось, грозили длительные сроки заключения, ссылки. Полагают, что большое значение в деле облегчения их участи сыграла Н. К. Крупская.

    Арестованным назначили по 40 суток ареста. При этом их перевели в отдельные от уголовников камеры. Здесь они могли вести беседы и диспуты по вопросам религии и философии.

    В заточении Н. Е. Пестов познакомился с одним христианином, прихожанином храма святителя Николая на Маросейке. Одно время настоятелем этой церкви был добродетельный старец, священник Алексей Мечев, а затем его место занял его сын, священник .

    Дальнейшая деятельность

    Освободившись из заключения, Николай Евграфович не уклонился от исполнения христианского долга. В этот период он стал прихожанином храма на Маросейке. В свою очередь отец стал ему духовным наставником и отцом.

    Между тем, в семье Николая Евграфовича подрастали трое детей: два брата и сестренка. Он любил их от всей души и воспитывая, старался избегать чрезмерной педагогической строгости.

    На научном поприще он сыскал себе широкую известность: преподавал в разных ВУЗах, обучал аспирантов, выступал с лекциями перед рабочими и служащими, публиковал научные работы.

    В 1937 году стараниями высшего государственного руководства развернулась очередная волна политических репрессий. В жернова карательной машины попали сотни известных людей. Многие из них стали жертвой надуманных подозрений или лукавых оговоров.

    На одном из заседаний, проходившем в Менделеевском институте, Н. Пестов выступил с речью в защиту арестованного ученого. Результат оказался предсказуемым: Пестова исключили из штата сотрудников.

    Понимая, во что ввязался, Николаяй Евграфович ожидал скорого ареста. Однако очередного тюремного заключения не последовало. Сам он приписывал это Божественному заступничеству, осуществленному по молитвам его духовного отца, жены и детей.

    В 1939 году Н. Пестов получил приглашение от администрации МИЭИ. Выдержав конкурс, он занял место заведующего кафедрой химической технологии.

    В 1941 году был утвержден соответствующим определением в степени доктора химических наук.

    С началом Великиой Отечественной войны большая часть советской промышленности была переориентирована на нужды фронта. Н. Пестов был освобожден от призыва по причине болезни: бронхиальной астмы. Все его научные усилия были направлены на помощь стране.

    В 1942 году на фронт попал его сын, а годом позже на него пришла похоронка.

    В 1943 году Николай Евграфович получил должность заместителя руководителя по учебной и научной работе. За военные и послевоенные годы он был представлен к ряду правительственных наград.

    Богословская деятельность

    В 50-х годах стали появляться сочинения Николая Пестова как христианского писателя.

    В 60-х годах в ВУЗ, где он работал заместителем руководителя по научной части, пришло распоряжение по поводу необходимости усиления научно-атеистической пропаганды. Николай Евграфович высказал к этому негативное отношение.

    Руководство, вызвав его для объяснений, в присутствии секретаря парторганизации МИЭИ, предложило ему отказаться от должности и уйти на заслуженный отдых, на пенсию. Когда, по возвращении из отпуска, он пришёл в свой институт, ему сообщили, что он уже уволен специальным приказом: тихо, без лишнего шума и торжественных проводов.

    При конце жизни Николай Евграфович пребывал в молитве и скором ожидании смерти, регулярно причащался Святых Христовых Таин.

    11 января 1982 года он впал в беспамятсво, а 14-го числа того же месяца мирно почил о Господе.

    Судьбы христиан, прошедших через горнило советских времен, различны. Кому-то досталась более тяжкая доля, кому-то — менее. Жизнь Николая Евграфовича Пестова, известного духовного писателя, профессора, доктора химических наук, автора книг «Пути к совершенной радости» («Опыт построения христианского миросозерцания») и «Современная практика православного благочестия» — это путь благочестивого мирянина, примерного семьянина и вполне лояльного к власти гражданина. Однако за внешним благополучием его жизни в зрелые годы скрывается внутренняя глубина, напряженная работа над собственной душой… Поучительной является и молодость Пестова — годы блужданий и отпадения от Бога.

    Николай Евграфович Пестов родился 17 (4) августа в 1892 г. в Нижнем Новгороде и был последним, десятым, ребенком Евграфа Федоровича Пестова от его второго брака. Отец происходил из мещан, мать — из купеческого сословия. О родителях Николай Евграфович вспоминает, что они были очень добрые люди.

    В семье отмечались церковные праздники, однако к молитве мальчика не приучали, в семье молилась только няня. Отец умер, когда мальчику было 6 лет. С 7 лет Николай занимается с сестрами русским языком, литературой, арифметикой. Раз в неделю к нему приходит диакон из Ильинской церкви и занимается с ним Законом Божиим.

    Когда мальчику исполнилось 11 лет, мать и сестры решили отдать его в реальное училище. Там он увлекается астрономией, химией, языком эсперанто, участвует в театральных постановках. На эсперанто он даже перевел один из рассказов Чехова. Книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса» оказала негативное влияние на жизнь юноши — прочтя ее, он стал атеистом. В то же время юноша знакомится с марксистской литературой.

    После окончания реального училища Николай поступает на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического Училища. Живет в Москве у своего крестного отца, богатого купца, большей частью занимается самостоятельно в лабораториях и библиотеках, дает уроки школьникам. Посещает театр, ведет обычный для молодого человека образ жизни.

    В 1914 г. поступает в военное училище, становится прапорщиком. В качестве специалиста по химии попадает на фронт, где участвует в подготовке солдат к противохимической обороне. Был случай, когда Николаю пришлось обезвреживать бомбу: чтобы довезти ее до места назначения и избежать взрыва, пришлось взять смертоносный предмет на руки и так ехать в трясущемся на разбитой дороге грузовике. В 1916 г. молодого человека производят в подпоручики, в этом же году он женится на Руфине Дьячковой, дочери присяжного поверенного.

    После февральской революции Николай Пестов избирается членом полкового комитета и полкового суда. В отзыве о нем говорится: «Службу знает хорошо и несет ее серьезно. Очень тактичный, дисциплинированный и выдержанный офицер. Обладает прекрасными способностями и знаниями. Прекрасный товарищ, отзывчивого и благородного сердца». За боевые отличия награжден орденом св. Станислава III степени и орденом св. Анны III степени.

    После Октябрьской революции возвращается в Нижний Новгород, поступает на работу в Нижегородский горпродком. В условиях наступления белогвардейских частей Пестова как бывшего офицера арестовывают. Он избегает смерти во время «красного террора», когда расстреливали каждого десятого из заключенных, предварительно выстроив всех в ряд. Десятым в ряду оказался тесть Пестова, стоявший с ним рядом.

    Для «большей возможности служить Родине» вступает в Коммунистическую партию. Работает во Всевобуче (Всеобщее военное образование), учится на Высших курсах. Получает звание военного комиссара. В партию вступает и его жена. В 1919 г. направлен на Восточный фронт, развернутый против Колчака. И здесь жена рядом с ним. В должности окружного военного комиссара Н. Е. Пестов назначен начальником Всевобуча Приуральского военного округа. Знакомится с Троцким, которого впоследствии назовет «демонической личностью». «За каждого убитого революционера убьем пять контрреволюционеров!» — говорил Троцкий. С горечью Пестов признавал позже, что заслужил расположение Троцкого.

    Во время своего последнего приезда в Екатеринбург Троцкий подарил Николаю Евграфовичу свою книгу с дарственной надписью: «Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий».

    В 1921 г. от Н. Е. Пестова уходит жена, в том же году он увольняется из Красной армии. Этому шагу способствовал глубокий внутренний перелом. Однажды во сне он видит, что находится в подземелье, сзади стоят сестры, а по коридору мимо него проходит Христос, обратив на него любящий и строгий взгляд. За Христом следует дядя Пестова. Николай Евграфович просыпается в смятении и тут же осознает, что он нераскаянный грешник, что вокруг грязь и кровь… Во сне он один поклонился Христу, сестры стояли, как бы ничего не видя. Николай Евграфович пишет, что в ту ночь Господь вошел в его сердце и с тех пор никогда не покидал его.

    После увольнения из армии Пестов переезжает в Москву, восстанавливается в МВТУ. Родственники не принимают его, за глаза называя «чекистом». Случайно он попадает на лекцию В. Марцинковского, лидера движения христианских кружков, под названием «Жил ли Христос». «Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы», — пишет Николай Евграфович. Слезы полились из глаз, и остаток вечера он проплакал. С лекции молодой человек вышел христианином. Он становится членом христианского кружка в МВТУ. В том же году посещает Поволжье, охваченное жутким голодом, видит все ужасы эпидемии тифа. В кружке знакомится с будущей женой, Зоей Вениаминовной, и вскоре, в 1923-м, они женятся. У них рождаются сын Николай, дочь Наталья и сын Сергей.

    Новые убеждения не позволяют Н. Е. Пестову оставаться в партии, он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию и был исключен из рядов РКП (б).

    В 1924 г. проводит 40 дней в Бутырках вместе с другими членами христианского кружка. В тюрьме он встречает человека, бывшего членом общины храма во имя свт. Николая на Маросейке. Выйдя из тюрьмы, поступает под духовное руководство о. Сергия (Мечева), становится членом маросейской общины. Этот храм становится его вторым родным домом. В нем тогда бывали всенощные службы, продолжавшиеся до утра. В храме Николай Евграфович становится кем-то вроде старосты. Здесь происходит его становление как христианина, он постепенно приучает себя к постоянной Иисусовой молитве, переживая всю глубину зла, в которую погружалась его душа, когда он не был христианином. К этому же времени относится его «генеральная» исповедь во всех грехах, совершенных в жизни. Он совершает паломничество в Дивеево, самостоятельно изучает богословскую и философскую литературу, в т. ч. Добротолюбие, книги В. Соловьева и П. Флоренского.

    По воспоминаниям дочери, «от папы всегда веяло лаской, тишиной и покоем». Он был со всеми сдержан и учтив, и его все любили. Наталья Николаевна пишет, что ее «чувства к отцу с годами перешли в чувства к Богу: чувство полного доверия, чувство счастья — быть вместе с Любимым; чувство надежды, что все уладится, все будет хорошо; чувство покоя и умиротворения души, находящейся в сильных и могучих руках Любимого». «Строго папа нас никогда не наказывал, а мама говорила: «Дети из тебя веревки вьют!» Но папа отвечал: «Где действует любовь, там строгость не нужна». Отец водил детей в церковь, особенно любила эти походы дочь, она пишет, что «быть в течение нескольких часов рядом с отцом было для меня счастьем». Но в 30-е годы все храмы позакрывали, ходить стало некуда, да и дома иконы попрятали в шкаф и закрыли занавесками. В семье под видом матери Николая Евграфовича жила монахиня матушка Евникия.

    Когда дети подросли, родители стали нанимать гувернанток-немок, и вскоре дети свободно объяснялись по-немецки. Одна из гувернанток оказалась сектанткой, и на адрес Пестовых стали приходили сектантские письма, что привело к аресту Зои Вениаминовны. Следователи говорили ей, что муж арестован, дети — в детдоме, на вопрос «за что?» отвечали: «Скажите сами», провоцируя женщину. Все это происходило с ней в Самаре, мужа в тот момент рядом не было. Узнав о случившемся, Николай Евграфович отправился в Самару. Бродя вечером по городу, он прочитал трижды тропарь преподобному Серафиму и попросился на ночлег в третий по счету дом. Оказалось, что одна из живших в нем девушек работает в тюремной больнице, где как раз лежала Зоя Вениаминовна, и могла рассказать ему о ней. К счастью, жену вскоре выпустили на свободу.

    Однажды Николай Евграфович ехал в поезде, думал о своем и не участвовал в разговоре попутчиков. Один из них, как многие в то время, охваченный бесом подозрительности, заявил, что неразговорчивый пассажир — враг народа и его следует сдать соответствующим органам. С Пестовым была Библия — ее обнаружение при обыске повлекло бы арест. К счастью, один из участников компании пообещал напоить угрожавшего перед прибытием поезда и Николаю Евграфовичу удалось вовремя покинуть вагон.

    Иногда в доме Пестовых служились литургии. Собравшиеся разговаривали шепотом, а пели тихо — «как комарики жужжат».

    Профессиональная карьера Николая Евграфовича развивается успешно, он получает благодарности и грамоты за ударный труд, работая преподавателем и научным сотрудником в различных московских институтах и специализируясь в области технологии производства химических удобрений. Без неприятностей дело, правда, не обходится. Пестов выступил против ареста проф. Юшкевича, заведующего одной из кафедр Менделеевского института, и его увольняют из института. Семья ждет дальнейших репрессий, но Пестова даже не арестовывают. В 1941 г. он защищает докторскую диссертацию. Всего за свою жизнь Николай Евграфович написал около 160 научных работ, монографий и статей. В 1944-м его награждают орденом Красного Знамени, в 1953-м — орденом Ленина, который ему вручал Калинин на президиуме Верховного совета СССР.

    Однако работа не мешает ему много времени посвящать детям. Он проводил с ними все свои отпуска — играл с ними в теннис, крокет, волейбол, учил плавать, катал на лодке. Зимой он ходил с ними на каток и сам катался на коньках. Вообще атмосфера в семье была аскетической, и, если бы не дети, было бы грустно. Отец строго постился, и между ним и мамой постоянно возникали скандалы, когда она просила его поесть скоромного. Отец стремился к святости, и его аскетическая жизнь была не под силу супруге. Это вызывало напряжение в семье, дети молились о мире между родителями и были очень рады, когда заставали их прильнувшими друг к другу и веселыми.

    Узнав о начале войны, Зоя Вениаминовна задрожала и стала повторять: «Убьют Колю, убьют…» — что впоследствии и произошло. Семья не поехала в эвакуацию, осталась в Москве. Дети не бегали в убежище во время бомбежки, а ложились спать, помолившись и с твердой верой, что без воли Всевышнего «не пропадет и волос с головы».

    В 1943 г. в бою погибает старший сын Николай.

    К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения. Все стены кабинета он завесил иконами и религиозными картинами Васнецова и Нестерова. Он снова ходил в храм и не боялся встретить там своих сослуживцев или студентов.

    Студенты любили профессора Пестова. Он не заставлял их зазубривать формулы, не боролся со шпаргалками, поэтому ими никто не пользовался. На экзамены и зачеты он разрешал студентам приносить с собой и держать открыто на столе какие угодно учебники, тетради и записи.

    В конце 50-х годов Николаем Евграфовичем были написаны первые труды по богословию. Он объединил их в два тома под названием: «Пути к совершенной радости, или Опыт построения христианского миросозерцания». В те же годы была написана первая редакция книги о погибшем на фронте сыне, а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом». В 68 лет Пестов уходит на пенсию, точнее — его увольняют за отказ вести атеистическую пропаганду в учебной работе. С этих пор он посвящает себя богословию, изучает отцов Церкви, знакомится с католической и протестантской теологией и говорит даже, что это сроднило его душу с западным христианством. После ознакомления с западными религиозно-философскими работами он стал воспринимать всю христианскую Церковь как целое, как единое древо с ветвями.

    Николай Евграфович получал много благодарных отзывов, в т. ч. и от патриарха: «Ваши труды очень и очень нужны людям. Спасибо Вам… Господь да благословит Вас во всех Ваших делах…» (Патриарх Московский и всея Руси Пимен, 14 мая 1977 года).

    Зоя Вениаминовна тоже была человеком удивительных дарований. Она знала и помнила массу исторических событий, имен, и ее можно было слушать часами. Она захватывающе читала наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Надсона и многих других поэтов. Она жила духом апостольства: могла подойти к любому в храме и спросить: «А понимаете ли, что поют, что читают?». И тут же готова была не просто объяснить, а зажечь душу собеседника такой же верой, какую имела сама. Особенно это часто случалось с молодежью. Ее слушали с удовольствием, часто уже после службы где-нибудь в сквере она продолжала делиться с человеком самым дорогим. Так случилось и за несколько дней до ее кончины. Она еще долго просвещала молоденьких девушек-студенток после службы на улице в Сокольниках. Было холодно, Зоя Вениаминовна простудилась, получила воспаление легких и умерла. Произошло это в 1973 г.

    В вечную жизнь Николай Евграфович провожал супругу горячей слезной молитвой. Он больше года без конца читал акафисты и каноны об упокоении души супруги, часто сидел отрешенный от жизни, не замечая времени, забывая обо всем… Но время исцелило его душу; в 75-м он переехал на новую квартиру, жизнь вокруг него била ключом, и он снова стал живым и радостным.

    С годами жизненный подвиг Николая Евграфовича не слабел, но только усиливался. Дети пишут, что отец настроил себя на такой четкий и жесткий режим, что порой приходилось только удивляться его выносливости. Весь день пожилого человека был четко расписан — буквально по минутам. Он считал своим долгом приготовить внукам завтрак и проследить, чтобы они не опоздали на занятия.

    Большая часть времени после увольнения с работы уходила на прием посетителей. Люди тянулись к нему, как мотыльки на свет. Это были и старые друзья, бывшие члены христианского студенческого кружка, и «маросейские», но было среди приходивших и много молодежи. Николай Евграфович не жалел и не боялся давать им редчайшие книги из каталога духовной литературы, всегда помня, что книга только тогда приносит пользу, когда ее читают. В последние годы жизни он преимущественно сосредоточил всю свою работу на размножении духовной литературы, не издававшейся государственными издательствами. Литературу увозили во все концы в немалых количествах, что весьма радовало «издателя» и придавало ему новые силы.

    Вот как пишет в своих воспоминаниях о Николае Евграфовиче один близкий ему человек: «Больше всего я в нем ценила понимание души людей без долгих разговоров, порой совсем без слов, даже без взгляда, а просто одним присутствием…» Провожая посетителя, если тому предстояла дорога, он непременно молился с уходящим о предстоящем путешествии.

    Каждую неделю Николай Евграфович причащался Святых Христовых Таин за ранней воскресной литургией. Всенощные, акафисты, Великий канон св. Андрея Критского, службы Страстной седмицы он обычно вычитывал келейно. Не спеша, умилительно и с глубокой сосредоточенностью проходили часы этих молитвословий в его комнате. Принимали участие в этих молитвах и внуки, читая Трисвятое, шестопсалмие и тихонько подпевая за дедушкой знакомые ирмосы.

    Внуки еще при жизни его служили иподиаконами в Ильинской церкви в Обыденном переулке на Кропоткинской, где служил и патриарх. Хиротонию его внука (монаха Сергия) во диакона совершал сам Патриарх Пимен.

    Последние месяцы перед смертью Николай Евграфович почти не вставал. Давала о себе знать тяжелая болезнь желудка. После Рождества 1982 года силы окончательно оставили его. Он скончался в ночь на 14 января 1982 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святого Василия Великого, которого очень чтил.

    В заключение приведем сжатые формулировки-девизы, составленные Николаем Евграфовичем Пестовым на все случаи жизни.

    1. Богу — трепет, ожидание смерти, страшного суда, непрестанная молитва.
    2. Людям — любовь, приветливость, ласковость, неосуждение и быть всем слугой.
    3. Молитве — тщательность.
    4. Поступкам — волю Господню.
    5. Словам — большую осторожность.
    6. Мыслям — беседу с Господом (непрестанную молитву) и память о смерти.
    7. Телу — суровость.
    8. Пище — умеренность.
    9. Внешности — бодрость, жизнедеятельность и услужливость.
    10. Душе и памяти — плач о грехах.
    11. Времени — бережливость.
    12. Труду — тщательность и усердие.
    13. Деньгам и материальным благам — щедрость.
    14. Просьбам — внимание и выполнение.
    15. Своим личным интересам — забвение.
    16. Обидчикам и укорителям — благодарение.
    17. Похвалам — молчание и внутреннее самоуничижение.
    18. Соблазнам — бегство.
    19. Смеху — воздержание.
    20. Памяти — бездну грехов совершенных.
    21. Отношению к окружающим — терпение.
    22. Болезням — терпение с благодарением. у христиан нет слова «несчастье», но «воля Божия».