• Кто разбил татар. Как закончилось татаро-монгольское иго

    Вопрос о дате начала и конца татаро-монгольского ига в отечественной историографии в целом не вызывал споров. Попытается в этом небольшом посте расставить все точки над i в этом вопросе по крайней мере для тех, кто готовится к ЕГЭ по истории, то есть в рамках школьной программы.

    Концепция «татаро-монгольского ига»

    Однако для начала стоит разобаться с самим понятием этого ига, которое представляет важное историческое явление в истории России. Если обратиться к древнерусским источникам («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщине» и пр.), то нашествие татар воспринимается как Богом данная данность. Само понятие «русская земля» исчезает из источников и возникают другие понятия: «Орда Залесская» («Задонщина»), например.

    Само же «иго» не называлось таким словом. Более встречаются слова «пленение». Таким образом в рамках средневекового провиденциального сознания нашествие монголов воспринималась как неизбежная кара Господня.

    Историк Игорь Данилевский, например, также считает, что такое восприятие обусловлено тем, что по своей халатности русские князья в период с 1223 года по 1237 годы: 1) не предприняли никаких мер по охране своих земель, и 2) продолжали сохранять раздробленное состояние и творить междоусобицы. Вот за раздробленность Бог и покарал русскую землю — в представлении современников.

    Само же понятие «татаро-монгольское иго» ввел Н.М. Карамзин в своем монументальном труде. Из него, кстати, он вывел и обосновал необходимость в России самодержавной формы правления. Появлении концепции ига было необходимо для того, чтобы, во-первых, обосновать отставание России от стран Европы, и, во-вторых, для обоснования необходимости этой европеизации.

    Если заглянуть в разные школьные учебники, то датировка этого исторического явления будет различной. Однако зачастую оно датируется с 1237 года по 1480 год: от начала первого похода Батыя на Русь и заканчивая Стоянием на реке Угре, когда хан Ахмат ушел и тем самым молчаливо признал независимость Московского государства. В принципе, это логичная датировка: Батый, захватив и разгромив Северо-восточную Русь, уже подчинил часть русских земель себе.

    Однако я всегда на своих занятиях определяю дату начала монгольского ига 1240 годом — после второго похода Батыя уже на Южную Русь. Смысл такого определения в том, что тогда уже вся Русская земля была подчинена Батыю и он уже обложил ее повинностями, в захваченных землях устроил баскаков и т.д.

    Если подумать, то дату начала ига можно также определить 1242 годом — когда в Орду стали приезжать русские князья с дарами, тем самым признавая зависимость от Золотой Орды. Довольно много школьных энциклопедий помещают дату начала ига именно под этим годом.

    Дату же конца монголо-татарского ига обычно помещают по 1480 годом после Стояния на р. Угре. Однако, важно понимать, что еще долго Московское царство беспокоили «осколки» Золотой Орды: Казанское ханство, Астраханское, Крымское... Крымское ханство так и вообще было ликвидировано в 1783 году. Поэтому да, говорить о формальной независимости можно. Но с оговорками.

    С уважением, Андрей Пучков

    Татаро-монгольским игом называют систему политической зависимости русских княжеств от Монгольской империи. В 2013 году в учебниках по истории России период татаро-монгольского ига стали называть «ордынским владычеством».

    В данной статье мы кратко рассмотрим особенности татаро-монгольского ига, его влияние на развитие Руси, а также вообще – место в .

    Годы татаро-монгольского ига

    Годы татаро-монгольского ига составили почти 250 лет: с 1237 по 1480 гг.

    Татаро-монгольское иго на Руси

    История Киевской Руси полна множеством случаев, когда ее князья, управлявшие разными городами, сражались между собой за право владеть бо́льшей территорией.

    В результате это приводило к раздробленности, истощению человеческих ресурсов и ослаблению государства. Кроме этого на Русь периодически нападали печенеги или по́ловцы, что еще больше ухудшало положение государства.

    Интересен факт, что незадолго до нашествия монголо-татарского ига, русские князья могли переломить ход истории. Около 1219 г. монголы впервые оказались неподалеку от Руси, поскольку собирались напасть на половцев.

    Чтобы увеличить свои шансы на победу, они попросили помощи у киевских князей и заверили их в том, что не собираются воевать с ними. Более того, монголы просили мира с русскими князьями, вследствие чего отправили к ним своих послов.

    Собравшись на вече, правители киевских княжеств решили не вступать в какие-либо соглашения с монголами, поскольку не доверяли им. Они убили послов и тем самым сделались врагами монголов.

    Начало татаро-монгольского ига

    С 1237 по 1243 годы Батый беспрерывно совершал набеги на Русь. Его огромное войско, численностью в 200 000 человек, разоряло города, убивало и забирало в плен русских жителей.

    В конечном счете, ордынскому войску удалось подчинить себе и много других русских княжеств.

    Возможно заключив мир с монголами, Руси удалось бы избежать столь печальных последствий монгольского нашествия. Однако это, вероятнее всего, привело бы к изменению религии, культуры и языка.

    Структура власти при татаро-монгольском иге

    Киевская Русь развивалась по демократическому принципу. Главным органом власти было вече, на котором собирались все свободные мужчины. На нем обсуждались любые вопросы, касающиеся жизни горожан.

    Вече было в каждом городе, но с приходом татаро-монгольского ига все изменилось. Народные собрания перестали существовать практически везде, за исключением Новгорода (см. ), Пскова и некоторых других городов.

    Периодически монголы проводили перепись населения, чтобы контролировать сбор дани. Также они набирали призывников для службы в своем войске. Интересен факт, что даже после изгнания татаро-монгол на Руси продолжали производить перепись.

    Монголы ввели достаточно важное нововведение в отношении создания так называемых «ям». Ямы представляли собой постоялые дворы, где путники могли получить ночлег, или телегу. Благодаря этому ускорялась переписка между ханами и их наместниками.

    Местных жителей заставляли заботиться о нуждах смотрителей, кормить лошадей и выполнять распоряжения высокопоставленных лиц, находящихся в разъездах.

    Такая система позволяла эффективно контролировать не только русские княжества, находящиеся под татаро-монгольским игом, но и всю территорию Монгольской империи.

    Православная церковь и татаро-монгольское иго

    Во время своих набегов, татаро-монголы оскверняли и уничтожали православные церкви. Они убивали священнослужителей или забирали их в рабство.

    Интересен факт, что ордынское войско полагало, будто оно является карой Божьей для русского народа. Стоит отметить, что жители Руси также верили, что монголо-татарское иго является наказанием за их грехи. В связи с этим они еще больше обращались к церкви, ища поддержки у священников.

    В период царствования Менгу-Тимура ситуация изменилась. Православная церковь получила юридическую концепцию ярлыка (хартию иммунитета). Несмотря на то, что храмы находились под властью монголов, этот ярлык гарантировал им неприкосновенность.

    Он освобождал церковь от налогообложения, а также позволял священникам оставаться свободными и не состоять на службе.

    Таким образом, церковь оказалась практически независимой от князей и смогла сохранить в своем составе большие территории. Благодаря ярлыку никто из монгольских или русских воинов не имел права оказывать физического или духовного давления на церковь и ее представителей.

    Монахи получили возможность распространять христианство, обращая в него язычников. В одном месте за другим строились храмы, благодаря чему положение православной церкви еще более укреплялось.

    После разрушения Киева в 1299 г., церковный центр был перенесен во Владимир, а в 1322 г. переехал в .

    Изменение языка после татаро-монгольского ига

    Изменение языка в период татаро-монгольского ига коренным образом сказывалось на ведении торговли, военного дела и управления государственным аппаратом.

    В русском лексиконе появились тысячи новых слов, позаимствованных из монгольских и тюркских языков. Вот лишь некоторые слова, пришедшие к нам из восточных народов:

    • ямщик
    • деньги
    • ярлык
    • лошадь
    • тулуп

    Культура в период монголо-татарского ига

    Во время татаро-монгольского ига были депортированы многие деятели культуры и искусства, что привело к художественному возрождению.

    В 1370 суздальцы удачно вмешались в борьбу за власть в Орде (на средней Волге), а в 1376 московские войска взяли откуп с ордынских наместников средней Волги и посадили там русских таможенников.

    Битва на реке Воже – сражение между русской ратью под командованием и войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича (Бегиша) произошло 11 августа 1378 года. В результате ожесточенного сражения татарское войско было разгромлено. Это событие прославило русского князя и подняло дух угнетаемого народа.

    Куликовская битва

    Позже Мамай решил вновь пойти войной на русского князя, собрав войско численностью в 150 тысяч человек. Стоит отметить, что объединённое русское войско во главе с московским великим князем Дмитрием Донским насчитывало почти в два раза меньше воинов.

    Бой произошел у реки Дон на Куликовом поле в 1380 г. В кровопролитном сражении победа досталась русскому войску.

    Несмотря на то, что половина русских воинов погибла на поле брани, ордынское войско было истреблено практически полностью, а великий князь Дмитрий вошел в историю под прозвищем «Донской».


    Князь Дмитрий Донской

    Однако в скором времени Москва снова была разорена ханом Тохтамышем, вследствие чего снова начала выплачивать дань татаро-монголам.

    Тем не менее, решающая победа русских войск в стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига.

    В эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, татаро-монгольское иго существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

    Конец татаро-монгольского ига

    С каждым годом Москва укрепляла свои позиции и оказывала серьезное влияние на другие княжества, в том числе и на Новгород.

    Позже Москва навсегда сбросила с себя оковы татаро-монгольского ига, в которых находилась на протяжении почти 250 лет.

    Официальной датой конца татаро-монгольского ига принято считать 1480 год.

    Итоги татаро-монгольского ига

    Итогом татаро-монгольского ига на Руси стали перемены в политическом, религиозном и социальном плане.

    По мнению одних историков татаро-монгольское иго привело русское государство к упадку. Сторонники такой точки зрения полагают, что именно по этой причине Россия начала отставать от стран Запада.

    В ней практически исчезли важные ремесла, вследствие чего Русь была отброшена на несколько веков назад. По мнению экспертов, татаро-монголы уничтожили примерно 2,5 млн. человек, что составляло около трети всего населения Древней Руси.

    Другие историки (в числе которых и ) считают, что татаро-монгольское иго наоборот сыграло положительную роль в эволюции русской государственности.

    Орда поспособствовала ее развитию, поскольку послужила поводом для окончания гражданских войн и междоусобиц.

    Как бы то ни было, но татаро-монгольское иго на Руси является важнейшим событием в истории России.

    Теперь вы знаете все самое необходимое про татаро-монгольское иго. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях и подписывайтесь на сайт .

    Понравился пост? Нажми любую кнопку.

    С давних времен по бескрайним просторам бродили многочисленные кочевники, славившиеся своей храбростью и воинственностью. Они не имели единого управления, у них не было командующего, под предводительством которого они могли бы стать едиными и непобедимыми. Но вот в начале 13 столетия объявился . Ему удалось объединить под своим началом большинство кочевых племен. Чингисхан не был широко известным кочевником, но в его душе царствовали идеи о мировом господстве. Для того чтобы их реализовать, ему необходимо было хорошо обученное войско, готовое пойти хоть на край Земли. Поэтому он приступил к подготовке своей армии. Всей своей мощью Чингисхан направился в Центральную Азию, Китай и Закавказье. Не встретив на своем пути серьезного сопротивления, он поработил их. Теперь в мыслях ярого монголо-татарского полководца стоит идея о ликвидации Руси, которая издавна славилась своими богатствами и красотами, из списка своих врагов.

    Монголо-татары на Руси

    Взяв небольшую передышку от предыдущих сражений и пополнив провизию, татарское полчище направилось к Русским землям. Организация наступления была тщательно продумана, предусматривала все плюсы и минусы, которые могли возникнуть в ходе ее выполнения. В 1223 году произошло первое вооруженное столкновение кочевых племен с русскими дружинниками и половецкими воинами. Битва состоялась на реке Калке. Несколько боевых отрядов под командованием ханских военачальников Джэбе и Субэдэ на протяжении трех дней вели бой с немногочисленной ратью русско-половецких воинов. Первыми на себя приняли удар половцы, за что тут же поплатились собственной жизнью. Не менее сильный удар пришелся и на основные русские силы. Исход битвы был предрешен. Татары разгромили русских.
    Важно! В этом сражении пало более девяти русских князей, среди которых находились Мстислав Старый, Мстислав Удатный, Мстислав Святославич.

    Рис. 2. Единственный портрет Чингисхана

    Смерть Чингисхана и воцарение Батыя

    Во время очередного похода в страны Центральной Азии Чингисхан скончался. После смерти предводителя между сыновьями начались усобицы, которые вызвали отсутствие единовластия. Сумел вновь воссоединить могущество армии внук Чингисхана - хан Батый. В 1237 году он принимает решение вновь идти на Северо-Восточную Русь. Осенью 1237 года ханский военачальник послал к рязанскому князю Юрию послов с требованием дани. Ответив гордым отказом, Юрий начал готовиться к сражению, надеясь на помощь владимирского князя, но тот ее оказать не смог. Тем временем, вступив в сражение с авангардом рязанцев, татары разбили его, и уже 16 декабря 1237 года город оказался осажденным. После девяти дней осады монголы пустили в ход стенобитные машины и ворвались в город, где устроили массовую резню. На этом героическое сопротивление русского народа не прекратилось. Появился Евпатий Коловрат. Он собрал из партизан и выживших людей отряд численностью около 1700 человек. Действуя в тылу врага, он наносил серьезный урон нападавшим. Татары, не понимая, что происходит, думали, что русские восстали из мертвых. Окружив горстку русских витязей, монголы перебили их. Пал и сам Евпатий Коловрат. Многие считают, что это вымысел, но на самом деле - это факты, так гласит летопись.

    Встреча монголо-татар и дружинников на Владимиро-Суздальской земле - хронология событий

    Стоило кочевникам с предводителем Батыем вступить на Владимиро-Суздальскую землю, как Юрий II отправляет им навстречу ратные полки под командованием своего сына Всеволода. Встретившись около Коломны, Батый победил их.

    Москва и Владимир

    Следующим пунктом на пути была Москва. В то время она являлась столичным городом и была обнесена высокими дубовыми стенами. Татары разнесли все, Москва была уничтожена, и путь на Владимир был открыт. 3 февраля 1238 года великокняжеская столица была осаждена. Юрий Всеволодович принимает решение об уходе из Владимира и отправляется на реку Сить, где начинает собирать новую рать. 7 февраля в город входят басурманы. Члены княжеской семьи и епископы, пытаясь скрыться в церкви, стали жертвой огня.

    Суздаль, Ростов и Великий Новгород

    Пока одни враги осаждали Владимир, другие - разорили Суздаль. Сметя по пути еще Переяславль и Ростов, захватчики разделились. Одна часть пошла к реке Сить, где позже состоялось сражение. Князь Юрий II был убит, а его армия разгромлена. Вторая часть направилась к Новгороду и Торжку. Тем временем новгородцы готовились к долгой обороне.
    Важно! Подойдя к Великому Новгороду, монголо-татарское начальство принимает неожиданное решение повернуть на юг, дабы не увязнуть в весенней распутице. Произошло это слишком неожиданно. Всего 100 верст спасли город от разорения.

    Чернигов

    Теперь под удар попали черниговские земли. Встретив на своем пути город Козельск, завоеватели задержались возле него почти на два месяца. По истечении этого времени город был захвачен и прозван “злым”.

    Киев

    Следующими в очереди на разгром стояли половецкие земли. Совершив разорительные набеги, на следующий год Батый вновь возвращается на северо-восток, и в 1240 году был захвачен Киев . На этом страдания Руси временно прекратились. Ослабленные непрерывными боями, войска Батыя ушли в Волынь, Польшу, Галицию, Венгрию. Основная тягость разорения и жестокости пала на русскую долю, зато другие страны получили жизненные позиции. Вся культура Древней Руси, все знания и открытия ушли в забытье на долгие годы.

    Чем была вызвана быстрая победа завоевателей?

    Победа монголо-татар заключалась вовсе не в том, что они были хорошими воинами и обладали прекрасным вооружением, которому не было равных. Дело было в том, что каждый из князей Киевской Руси желал выслужиться и побыть героем. Так и получалось, все становились героями, только посмертно. Главное было объединить силы в одно целое, и этой мощью нанести решающий удар по Золотой Орде (так назывались войска великого хана). Этого не случилось, тотальный контроль был установлен. Назначали князей только в Орде, контролировали их действия баскаки. Они по-прежнему платили дань. За решением глобальных вопросов необходимо было ехать к хану. Такую жизнь назвать свободной было никак нельзя.

    Рис. 4. "Дмитрий Донской на Куликовом поле". О. Кипренский. 1805 год

    Дмитрий Донской

    Но вот в 1359 году на свет появился Дмитрий Иванович, который позже получит прозвище Донской. Его отец, Иван Красный, правил своим княжеством мудро. На рожон не лез, все послушно выполнял, исправно платил дань Орде. Но вскоре он скончался, и власть перешла к его сыну. Однако до этого власть принадлежала его деду - Ивану Калите, который получил от хана право на сбор дани со всей Руси. Дмитрий Донской с детства не мог смотреть, как отец находится на побегушках у ордынского хана и выполнял все его требования, делал многочисленные переписи населения. Новый князь выявил открытое неповиновение Батыю, и, понимая, что за этим следует, начал собирать войско. Ордынский хан, увидев, что Дмитрий Иванович возгордился, решил его наказать, вновь повергнув в зависимость. Поспешно собрав огромную армию, он двинулся в поход. В это же время московскому князю удалось объединить под своим командованием дружины почти всех русских князей. История гласит, что такой силы на Руси еще никогда не было. Битва должна была состояться на Куликовом поле. Перед сражением великий князь обратился в монастырь к Сергию Радонежскому. Тот благословил его и дал в помощь двух монахов: Пересвета и Ослябю.

    Рис. 5. «Утро на куликовом поле». А. П. Бубнов. 1943–1947 годи

    Битва на Куликовом поле

    Рано утром 8 сентября 1380 года по обоим краям огромного поля выстроились две армии. Перед началом боя сразились два ратника. Русский - Пересвет и ханский - Челубей. Разогнавшись на своих конях, они проткнули друг друга копьями и замертво пали на сырую землю. Это послужило сигналом к началу сражения. Дмитрий Иванович, несмотря на свой возраст, был довольно опытным стратегом. Он разместил часть армии в лесу таким образом, чтобы ее не видели ордынцы, но чтобы в случае чего они могли изменить ход сражения. Их задача заключалась в строгом выполнении приказа. Ни раньше, ни позже. Эта карта была козырной. Так и произошло. В яростной схватке татары начали сминать русские полки один за другим, но те стойко держались. Не ожидая такого маневра, уже новый хан Мамай понял, что победы ему не одержать, и бросился прочь с поля боя. Факт появления свежих сил менял все. Оставшись без предводителя, монголо-татары растерялись и вслед за Мамаем бросились бежать. Русские войска догоняли их и убивали. В этом сражении орда потеряла почти всю армию, в то время, как русские около 20 тысяч человек. Окончание битвы ознаменовало, что главное в борьбе с врагом - это сплоченность действий. “Когда мы едины, мы сильны” - промолвил князь после сражения. Считается, что именно Дмитрий Донской освободил русские земли от многочисленных вражеских набегов. Еще целый век будут длиться боевые стычки русского народа и монгольских завоевателей, но теперь они уже не будут нести таких последствий, как прежде.

    Свержение ордынского ига

    Вскоре на московском троне воцарился Иван Васильевич Третий. Он так же, как и Дмитрий Иванович, напрочь отказался от уплаты дани и стал готовиться к последнему сражению. Осенью 1480 года два войска встали по обеим берегам реки Угры. Форсировать реку никто не решился. Были попытки у монголов переплыть ее, но безуспешно. Лишь изредка постреливая из орудий в сторону противника, противостояние закончилось. Именно стояние на реке Угре принято считать той точкой освобождения, когда Русь вновь обрела свою независимость и стала самостоятельной. Владычество Золотой Орды, которое длилось 2 века, было свергнуто до конца, поэтому эта дата стала священной для русского народа. Постепенно стали возвращаться утраченные умения и навыки, возрождались города и засевались поля. Жизнь стала набирать прежние обороты. Сколько бы горя ни выпало на долю русских людей, они всегда смогут вернуть себе былое счастье, пойдут против установлений, вопреки системе, но своего добьются. Рекомендуем посмотреть интересное видео о Татаро-монгольском иго:

    Как написано в большинстве учебников истории, в XIII-XV веках Русь страдала от монголо-татарского ига. Однако в последнее время все больше людей задаются вопросом: а было ли оно вообще? Действительно ли огромные полчища кочевников нахлынули на мирные княжества, порабощая их жителей? Давайте проанализируем исторические факты, многие из которых могут шокировать.

    Иго придумали поляки

    Сам по себе термин «монголо-татарское иго» придумали польские авторы. Хронист и дипломат Ян Длугош в 1479 году назвал так время существования Золотой Орды. За ним в 1517 году повторил историк Матвей Меховский, работавший в Краковском университете. Данную трактовку взаимоотношений Руси с монгольскими завоевателями быстро подхватили в Западной Европе, а уже оттуда она была заимствована отечественными историками.

    Причем, в ордынских войсках самих по себе татар практически не было. Просто в Европе хорошо знали название этого азиатского народа, поэтому оно распространилось и на монголов. Между тем, Чингисхан попытался истребить все татарское племя, разгромив их войско в 1202 году.

    Первая перепись населения Руси

    Ордынцы провели первую в истории Руси перепись населения. Они хотели получить точную информацию о жителях каждого княжества, их сословной принадлежности. Главной причиной такого интереса к статистике со стороны монголов являлась необходимость рассчитать размер налогов, которыми облагались подданные.

    Перепись прошла в Киеве и Чернигове в 1246 г., Рязанское княжество подверглось статистическому анализу в 1257 г., новгородцев пересчитали еще через два года, а население Смоленщины - в 1275 г.

    Причем жители Руси подняли народные восстания и прогнали со своей земли так называемых «бесерменов», собиравших дань для ханов Монголии. А вот наместники правителей Золотой Орды, именуемые «баскаками», долгое время жили и работали в русских княжествах, отправляя взысканные налоги в Сарай-Бату, а позднее - в Сарай-Берке.

    Совместные походы

    Княжеские дружины и ордынцы часто совершали совместные военные походы, как против других русичей, так и против жителей Восточной Европы. Так, с 1258 по 1287 годы войска монголов и галицких князей регулярно нападали на Польшу, Венгрию, Литву. А в 1277 году русские участвовали в военной кампании монголов на Северном Кавказе, помогая своим союзникам завоевать Аланию.

    В 1333 г. москвичи напали на новгородцев, в следующем году брянская дружина - на смоленцев. Каждый раз в этих междоусобных набегах участвовали и ордынские войска. Кроме того, они регулярно помогали великим князьям тверским, считавшимся в те времена главными правителями Руси, усмирять непокорные соседние земли.

    Основу орды составляли русские

    Арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший город Сарай-Берке в 1334 году, в своем сочинении «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» написал, что в столице Золотой Орды много русских. Причем, они составляют основную массу жителей: как работающих, так и вооруженных.

    Этот факт упомянул и белоэмигрантский автор Андрей Гордеев в книге «История казаков», которая была написана во Франции в конце 20-х годов ХХ века. По мнению исследователя, большую часть ордынских войск составляли так называемые «бродники» - этнические славяне, населявшие Приазовье и донские степи. Эти предшественники казаков не желали подчиняться князьям, поэтому перебирались на юг ради вольной жизни. Название данной этносоциальной группы, вероятно, произошло от русского слова «бродить» (скитаться).

    Как известно из летописных источников, в битве на Калке 1223 года на стороне монгольских войск сражались бродники, которыми руководил воевода Плоскыня. Возможно, его знание тактики и стратегии княжеских дружин имело большое значение для победы над объединенными русско-половецкими силами.

    Кроме того, именно Плоскыня хитростью выманил правителя Киева Мстислава Романовича вместе с двумя турово-пинскими князьями и передал их монголам для казни.

    Однако большинство историков полагают, что монголы заставляли русских служить в их армии. То есть, захватчики насильно вооружали представителей порабощенного народа, что кажется неправдоподобным.

    А старший научный сотрудник Института археологии РАН Марина Полубояринова в книге «Русские люди в Золотой Орде» (Москва, 1978 год) написала: «Вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска».

    Захватчики-европеоиды

    Есугэй-багатур, отец Чингисхана, был представителем рода «борджигин» монгольского племени «кият». По описаниям многих очевидцев, и он сам, и его легендарный сын, были высокими светлокожими людьми с рыжеватыми волосами.

    Персидский ученый Рашид-ад-Дин в своем труде «Сборник летописей» (начало XIV века) написал, что все потомки великого завоевателя были, в основном, белокурыми и сероглазыми.

    Мы привыкли считать, что в XIII веке Русь заполонили несметные полчища монголо-татар. Некоторые историки упоминают о 500-тысячном войске. Однако, это не так. Ведь даже население современной Монголии едва превышает 3 миллиона человек, а если учесть жесточайший геноцид соплеменников, устроенный Чингисханом на пути к власти, его армия не могла быть такой внушительной.

    Сложно представить, как прокормить полумиллионное войско, к тому же, передвигавшееся на лошадях. Животным просто не хватило бы подножного корма. А ведь каждый монгольский всадник вел с собой, как минимум, трех скакунов. Теперь представьте себе 1,5-миллионный табун. Кони воинов, едущих в авангарде армии, съели бы и вытоптали все, что только могли. Остальные лошади пали бы от голода.

    По самым смелым подсчетам, армия Чингисхана и Батыя никак не могла превышать 30 тысяч всадников. Тогда как численность населения Древней Руси, по оценке историка Георгия Вернадского (1887-1973 гг.), перед началом нашествия составляла около 7,5 миллиона человек.

    Бескровные казни

    Людей незнатных или неуважаемых монголы, как и большинство народов того времени, казнили, отрубая им головы. Однако если приговоренный пользовался авторитетом, то ему переламывали позвоночник и оставляли медленно умирать.

    Ордынцы были уверены, что кровь - это вместилище души. Пролить ее - значит усложнить загробный путь покойного в иные миры. Бескровную казнь применяли к правителям, политическим и военным деятелям, шаманам.

    Поводом для смертного приговора в Золотой Орде могло послужить любое преступление: от дезертирства с поля боя до мелкого воровства.

    Тела покойников бросали в степи

    Способ захоронения монгола тоже напрямую зависел от его социального статуса. Богатые и влиятельные люди находили покой в специальных погребениях, в которые вместе с телами умерших зарывали ценности, золотые и серебряные украшения, предметы быта. А бедняков и погибших в бою рядовых воинов часто просто оставляли в степи, там где закончился жизненный путь конкретного человека.

    В тревожных условиях кочевой жизни, состоящей из регулярных стычек с врагами, сложно устраивать похоронные обряды. Монголам часто было необходимо спешить, ведь любое промедление в степи могло плохо закончиться.

    Считалось, что труп достойного человека быстро съедят животные-падальщики и стервятники. А вот если птицы и звери не притрагиваются к телу долгое время, по народным поверьям это означало, что за душой покойного числится тяжкий грех.

    Миф о монголо-татарском иге настолько крепко заложен в сознание каждого из нас официальной историографией, что доказать то, что никакого ига на самом деле не было, чрезвычайно сложно. Но все же попробую. При этом буду использовать не умозрительные утверждения, а факты, приводимые в своих книгах великим историком Львом Николаевичем Гумилевым.

    Начнем с того, что самим древним русичам слово «иго» не было знакомо. Впервые оно употреблено в грамоте запорожских казаков Петру I, содержащей жалобу на одного из воевод.

    Далее. Исторические факты свидетельствуют о том, что монголы никогда не собирались завоевывать Русь. Появление монголов на Руси связано с их войной с половцами, которых монголы, обеспечивая безопасность своих границ, загнали за Карпаты. Ради этого и был совершен глубокий кавалерийский рейд через Русь. Но русские земли к своему государству монголы не присоединяли и гарнизонов в городах не оставляли.

    Не критично воспринимая антимонгольские летописи, историки утверждают о страшных разорениях, причиненных татарами, но не могут объяснить, почему церкви во Владимире, Киеве и многих других городах не были разрушены и сохранились до наших дней.

    Мало известно, что Александр Невский был приемным сыном хана Батыя. Еще меньше известно, что именно союз Александра Невского с Батыем, а впоследствии с сыном Батыя Берку остановил натиск на Русь крестоносцев. Договор Александра с монголами был, по сути, военно-политическим союзом, а «дань» - взносом в общую казну на содержание армии.

    Мало известно и то, что Батый (Бату) вышел победителем из противостояния с другим монгольским ханом, Гуюком, во многом благодаря поддержке, которую ему оказали сыновья великого князя Ярослава - Александр Невский и Андрей. Эта поддержка была продиктована глубоким политическим расчетом. С начала XIII века католическая церковь начала крестовый поход против православных: греков и русских. В 1204 году крестоносцы захватили столицу Византии Константинополь. Были покорены и обращены в крепостных латыши и эсты. Подобная участь ожидала и Русь, но Александру Невскому удалось разбить крестоносцев в 1240 г. на Неве, в 1242 году - на Чудском озере и тем самым остановить первый натиск. Но война продолжалась, и, чтобы иметь надежных союзников, Александр побратался с сыном Бату, Спартаком, получил монгольские войска для борьбы с немцами. Этот союз сохранился и после смерти Александра Невского. В 1269 году немцы, узнав о появлении в Новгороде монгольского отряда, запросили мира: «Немцы замиришася по всей воле новогородской, зело бояхуся и имени татарского». Так, благодаря поддержке монголов русская земля была спасена от нашествия крестоносцев.

    Следует отметить, что первый так называемый поход монголов на Русь был в 1237 году, а дань русские князья начали платить лишь через двадцать лет, когда Римский папа объявил крестовый поход против православных. Чтобы защитить Русь от натиска немцев, Александр Невский признал суверенитет хана Золотой Орды и согласился выплачивать своеобразный налог на военную помощь татар, который был назван данью.

    Бесспорно то, что там, где русские князья шли на союз с монголами, и выросла великая держава - Россия. Там, где князья отказались от такого союза, а это Белая Русь, Галиция, Волынь, Киев и Чернигов, их княжества стали жертвами Литвы и Польши.

    Чуть позже, во времена так называемого монголо-татарского ига, Россия испытывала угрозу и с Востока от Великого Хромого (Тимура) и с Запада от Витовта, и только союз с монголами позволил защитить Россию от вторжения.

    Монголо-татары виноваты в запустении Руси

    Вот общепринятая версия. В XII веке Киевская Русь была страной богатой, с великолепным ремеслом и блестящей архитектурой. К XIV веку эта страна запустела настолько, что в XV веке стала заселяться заново выходцами с севера. В промежутке между эпохами расцвета и упадка через эти земли прошла армия Батыя, следовательно, именно монголо-татары являются виновниками упадка Киевской Руси.

    Но на самом деле все не так просто. Дело в том, что упадок Киевской Руси начался во второй половине XII века или даже в XI веке, когда торговый путь «из варяг в греки» утратил значение из-за того, что крестовые походы открыли более легкую дорогу к богатствам Востока. А нашествие татар лишь способствовало запустению края, начавшемуся 200 лет назад.

    Неверно и широко распространенное мнение, что чуть ли не все города («им же несть числа») на Руси были взяты татарами. Татары не могли останавливаться у каждого города, чтобы его разрушить. Многие крепости они обошли стороной, а леса, овраги, реки, болота укрывали от татарской конницы и деревни, и людей.

    Монголо-татары - примитивный, нецивилизованный народ

    Мнение о том, что татары были дикими и нецивилизованными, широко распространено из-за того, что это было официальное мнение советской историографии. Но, как мы уже не раз убеждались, официальное вовсе не тождественно верному.

    Для развенчания мифа об отсталости и примитивности монголо-татар в очередной раз воспользуемся трудами Льва Николаевича Гумилева. Он отмечает, что монголы, действительно, убивали, грабили, отгоняли скот, увозили невест и совершали множество таких деяний, которые принято осуждать в любой хрестоматии для детей младшего возраста.

    Их действия были далеко не беспричинны. При расширении среды обитания монголы наталкивались на соперников. Война с ними была вполне естественным соперничеством. Отгон скота - это своеобразный спорт, связанный с риском для жизни, прежде всего, конокрада. Умыкание невест объяснялось заботой о потомстве, поскольку с украденными женами обходились не менее деликатно, чем со сватанными по согласию обеих семей.

    Все это, конечно, приносило много крови и горя, но, как отмечает Гумилев, в отличие от прочих называемых цивилизованными регионов, в Великой степи не было лжи и обмана доверившегося.

    Говоря о нецивилизованности монголов, мы их «упрекаем» в том, что у них не было городов и замков. На самом деле то, что люди жили в войлочных юртах - герах, никак нельзя считать признаком нецивилизованности, ведь это экономия даров природы, от которой брали только необходимое. Стоит отметить, что зверей убивали ровно столько, сколько нужно было для утоления голода (в отличие от «цивилизованных» европейцев, охотившихся ради развлечения). Немаловажно и то, что одежда, дома, седла и конские сбруи делались из нестойких материалов, возвращающихся обратно в Природу вместе с телами монголов. Культура же монголов, по словам Л.Н. Гумилева, «кристаллизовывалась не в вещах, а в слове, в информации о предках».

    Тщательное изучение образа жизни монголов позволяет Гумилеву сделать, может быть, несколько преувеличенный, но по сути верный вывод: «Подумать только… монголы жили в сфере земного греха, но вне сферы потустороннего зла! А прочие народы тонули и в том, и в другом».

    Монголы - разрушители культурных оазисов Средней Азии

    По устоявшемуся мнению, жестокие монголо-татары разрушили культурные оазисы земледельческих городов. Но было ли так в действительности? Ведь официальная версия построена на легендах, созданных придворными мусульманскими историографами. О том, чего стоят эти легенды, рассказывает в своей книге «От Руси к России» Лев Николаевич Гумилев. Он пишет, что о падении Герата исламские историки сообщали, как о бедствии, при котором в городе было истреблено все население, кроме нескольких мужчин, сумевших спастись в мечети. Город был полностью опустошен, и лишь дикие звери бродили по улицам и терзали мертвецов. Отсидевшись некоторое время и придя в себя, спасшиеся жители Герата отправились в дальние края грабить караваны, руководимые «благородной» целью - вернуть себе утраченное богатство.

    Далее Гумилев продолжает: «Это характерный образчик мифотворчества. Ведь если бы все население большого города было истреблено и лежало трупами на улицах, то внутри города, в частности в мечети, воздух был бы заражен трупным ядом, и спрятавшиеся там просто умерли бы. Никакие хищники, кроме шакалов, возле города не обитают, а в город и они проникают очень редко. Измученным людям двинуться грабить караваны за несколько сот километров от Герата было просто невозможно, поскольку им пришлось бы идти пешком, неся на себе тяжести - воду и провизию. Такой «разбойник», встретив караван, не смог бы его ограбить, поскольку сил хватило бы лишь на то, чтобы попросить воды».

    Еще более нелепы сообщения исламских историков о падении Мерва. Монголы взяли его в 1219 г. и якобы истребили там всех жителей города до последнего человека. Тем не менее уже в 1220 г. Мерв восстал, и монголам пришлось взять город снова (и снова всех истребить). Но еще через два года Мерв выставил для борьбы с монголами отряд в 10 тысяч человек.

    Подобных примеров множество. Они еще раз наглядно показывают, насколько можно доверять историческим источникам.