• Космонавтика ее настоящее и будущее. Почему космические исследования важны для каждого из нас Проблема мирного освоения космоса: пути решения

    Выход человека в космос - важный поворот в истории развития человеческого общества. Он расширяет сферу разума, сферу взаимодействия природы и общества. Несомненно, что в будущем человек еще больше освоит космическое пространство, включая все небесные тела Солнечной системы. Сбудется предсказание великого К. Э. Циолковского - космос принесет людям "горы хлеба и бездну могущества".

    Выход человека в космос изменил наши традиционные представления о взаимоотношениях природы и общества. Космонавтика самым непосредственным образом влияет на дела земные и уже сегодня помогает людям различных специальностей в их труде.

    Впервые в мире в СССР создана обитаемая орбитальная научная станция "Салют". Отработано надежное транспортное средство для доставки экипажей, научного оборудования, систем, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Возможность выполнять на станции профилактические и ремонтные работы позволяет надеяться, что человек сможет находиться на ней достаточно длительно. Это знаменует новый качественный этап в освоении космоса человеком.

    Одна из основных задач космонавтики ближайшего будущего - это исследование космического пространства и нашей планеты; но самая важная и самая сложная задача - выполнение прикладных работ в интересах многих отраслей народного хозяйства, и прежде всего работ по исследованию природных ресурсов Земли и метеорологии.

    Человек осваивает космос. И закономерное следствие общего прогресса космонавтики и вместе с тем непременное условие подлинного освоения космоса -увеличение продолжительности пилотируемых космических полетов. Естественно, основное средство освоения околоземного космического пространства -долговременная обитаемая орбитальная станция.

    Характерная черта современного социалистического общества - стремление максимально использовать науку для ускоренного развития производительных сил общества, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Генеральная линия советской программы космических исследований - это использование достижений космонавтики для нужд народного хозяйства, для научно-технического прогресса. Создание производительных сил общества в космосе - основная черта нынешнего этапа освоения космоса человеком, основная задача долговременных орбитальных пилотируемых станций.

    Что дадут людям Земли долговременные обитаемые орбитальные станции? Какие работы прикладного характера могут выполнять экипажи космонавтов, находясь на борту станции?

    Сейчас можно четко определить два направления таких работ. Во-первых, визуальный обзор лица планеты, в особенности неожиданно возникающих и быстро протекающих на ней процессов. Во-вторых, исследование и изучение природных ресурсов Земли.

    Наблюдения и фотографирование атмосферы помогают изучать структуру облаков, составлять прогнозы погоды, своевременно обнаруживать бури, штормы, циклоны.

    Не меньшее значение имеет использование таких станций для предупреждения катастрофических засух и наводнений. Космонавты помогают гидрологам изучать открытые и замкнутые водоемы, границы залегания и мощности снежного покрова в горах, колебания водного режима рек, а также составлять прогнозы маловодных и многоводных периодов. Такие прогнозы необходимы для строительства гидротехнических сооружений и их правильной эксплуатации, для предупреждения наводнений. Космонавты помогают гидрологам и уточнять карты гидрологических течений - переноса по поверхности Мирового океана водных масс. Эти карты необходимы для того, чтобы суда могли обойти мощные течения и сэкономить при этом время и топливо. Работы в космосе помогут гидрологам составить и карты термических зон и течений, в которых заинтересован рыболовный флот. Эти карты в будущем существенно сократят материальные затраты и время на поиски районов, пригодных для рыбного промысла.

    Космическое фотографирование важно для поиска полезных ископаемых, для изучения характера и интенсивности современных тектонических и физико-геологических процессов, для уточнения карт обширных и труднодоступных территорий Африки, Азии и горных массивов Антарктиды. Эти исследования помогают геологам выяснять закономерности образования геологических структур, определяющих распространение полезных ископаемых.

    С борта орбитальной станции географы могут изучать состояние различных видов природных образований Земли, поверхности суши, рельефа дна Мирового океана и в конечном счете смогут решить проблему происхождения материков. Современные географические карты на несколько лет отстают от реальной картины Земли. Космонавтика поможет существенно сократить этот разрыв. По космической фотографии можно также оценить состояние водных, лесных и земельных ресурсов отдельных географических районов Земли.

    Широкие перспективы открывает космонавтика перед сельским хозяйством. Наблюдения из космоса полей одновременно в различных климатических поясах и анализ эрозийности почв позволяют правильно использовать новые земли, размещать посевы и посадки на наиболее благоприятных по почвенным условиям и водоснабжению землях. Предотвращение эрозии почвы и катастрофических разрушений ее при пыльных бурях, прогнозирование урожаев, повышение эффективности использования новых земель -вот возможные результаты космических методов землеведения.

    С борта космического корабля можно будет передавать информацию о возникновении очагов пожаров.

    Развитие космонавтики создает прекрасную экспериментальную базу для решения фундаментальных задач науки и техники. Выполнение в космосе ряда технических, астрофизических и медико-биологических экспериментов вызвало целый комплекс научных открытий, принесло бесценную информацию о законах и явлениях природы. Разве мыслима современная физика без быстрых протонов и электронов, без глубочайшего вакуума, температур, близких к абсолютному нулю, без плазмы? Но ведь все это в естественном виде можно встретить только в космосе. Моделировать космические процессы на Земле можно, но эта возможность ограничена прежде всего самими условиями Земли. Поэтому, чтобы ускорить темпы развития науки и техники, необходимо выйти в космос и изучать условия и процессы, происходящие там.

    Космические исследования уже привели ко многим научным открытиям, существенно изменившим наши представления о космосе и о Земле. Космонавтика сделала объектами непосредственного изучения радиационные пояса, верхнюю атмосферу и магнитосферу Земли, межпланетный газ, околосолнечное пространство, Солнце, Луну, Венеру, Марс, звезды нашей Галактики, другие планеты Солнечной системы, туманности и т. д. Появились новые разделы науки: космическая физика, космическая химия, се-ленология, планетология, космическая геодезия, космическая метеорология, космическая биология и медицина и др. Освоение космоса способствует также развитию разных видов техники: криогенной (использующей сверхнизкие температуры), вакуумной, радиационной, высоких температур и давлений и др.

    Научные открытия, сделанные в процессе освоения космоса, широко внедряются во многие отрасли производства. Уже несколько тысяч видов земной продукции обязаны своим существованием исследованиям внеземного пространства, разработкам ракет и космических аппаратов. Освоение космоса содействует автоматизации производства, микроминиатюризации, повышению надежности и высокой точности изделий. Появились генераторы энергии, которые при очень небольшом весе и высокой надежности обладают большими запасами энергии. Это радиоизотопные генераторы, атомные и солнечные батареи, топливные элементы, которые с успехом используются на Земле, например в районах пустынь. Появились новые материалы, в частности прозрачные, имеющие прочность стали, или так называемые композитные (составные), которые легче и прочнее алюминия, десятки видов сверхчистых металлов и сплавов, теплозащитных материалов, предназначенных для работы при высокой температуре, высокопрочные пластинки и т. п.

    Коренные изменения произошли также в сфере автоматического управления и организации производства. Опыт, приобретенный в организации космических программ, оказывается ценным и в решении проблем управления другими "большими системами" чисто земного характера. Таким образом, планомерное освоение космоса содействует развитию производительных сил, решению кардинальных проблем науки и народного хозяйства страны новыми средствами.

    Советская космическая программа предусматривает изучение космоса и автоматическими средствами, и с помощью пилотируемых космических кораблей. Выбор и осуществление того или иного космического проекта диктуются тем, какой вклад он вносит в решение коренных научных и народнохозяйственных проблем. В советской программе развития космических исследований на автоматические аппараты возложена исследовательская задача - изучение околоземного космического пространства, Луны, планет. Например, космические автоматы серии "Зонд", "Космос", "Венера", "Марс" успешно решают важные научные задачи. Не посылая своих представителей за пределы планеты, человечество при помощи технических средств получает из космоса очень ценную информацию о Земле и космических объектах. Кроме того, полеты автоматических "космонавтов" дешевле пилотируемых, размеры и вес автоматов могут быть меньше, чем пилотируемых кораблей, уже не говоря о том, что при таких полетах полностью исключен риск для жизни человека. Преимущества автоматов несомненны, особенно в исследовании планет Солнечной системы; по крайней мере в ближайшее время автоматы останутся вне конкуренции.

    Следует отметить, что автоматические космические аппараты, помогающие решать различные чисто научные вопросы, создают базу для серийных космических автоматов прикладного назначения: метеорологических спутников "Метеор", спутников связи "Молния-1" и "Молния-2", навигационных спутников, спутников для исследования природных ресурсов Земли и т. п. Эти автоматы уже многие годы служат человеку. Ныне почти 30 миллионов жителей Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии пользуются средствами космической дальней связи - смотрят программы Центрального телевидения, ретранслируемые через спутники "Молния-1" и сеть наземных станций "Орбита". Метеорологические спутники системы "Метеор" помогают делать точные прогнозы погоды на несколько дней вперед, что так важно для сельского хозяйства, транспорта, строительства и т. д.

    Создание и запуск автоматических аппаратов помогают также решать сложные технические вопросы и отрабатывать системы для пилотируемых кораблей. А использование автоматики на пилотируемых кораблях, в свою очередь, обеспечивает прогресс автоматических аппаратов исследовательского и прикладного назначения.

    Человек выходит в космос на пилотируемых космических кораблях. После того как автоматы проложат ему дорогу, он решает более сложную и более важную задачу - задачу освоения космоса. Космический корабль не просто транспортное средство, это лаборатория в космосе, и космонавт на ее борту должен выполнять обширную программу по исследованию космического пространства. Космонавт в полете должен быть максимально освобожден от обязанностей по управлению кораблем и большую часть времени проводить научные эксперименты и исследования. Поэтому управление космическим кораблем поручено различным автоматическим системам. Это верно и с точки зрения безопасности первых испытательных полетов нового космического корабля.

    При испытании пилотируемых космических кораблей существует незыблемое правило: вначале запускают несколько его беспилотных аналогов. Это увеличивает безопасность полета космонавтов и в то же время в полной мере обеспечивает прогресс автоматических космических аппаратов разных классов.

    Сложность космического корабля определяется сложностью задания, которое должны выполнять космонавты в полете, а также тем, насколько надежны все системы корабля.

    Современный космический корабль - это сложнейшее кибернетическое устройство. Управляя кораблем при выполнении различных операций (ориентация корабля, маневр, стыковка и т. д.), космонавт выдает системам корабля несколько сотен команд. Корабль оснащен уникальным научным оборудованием, имеет сложнейшие следящие системы и пульты управления. Поэтому управление космическим кораблем и научным оборудованием требует от космонавтов высокой технической культуры и научных знаний.

    К профессии космонавта предъявляют два основных требования.

    Первое: космонавт должен быть испытателем. Он обязан в полете контролировать и проводить испытания самого корабля и его бортовых систем - это необходимо для развития космической техники. Космонавт должен участвовать в создании космического корабля на всех этапах, начиная с проектирования, конструкторской разработки и кончая наземными испытаниями корабля и его систем. Конечно, это требует от него всесторонних технических знаний и проектно-испытательского опыта.

    И второе: космонавт должен быть исследователем. Он должен уметь получить и передать на Землю ценную научную информацию об окружающем космическом пространстве, атмосфере и поверхности Земли. А для этого ему необходимы обширные знания в различных областях науки и техники, знание новейших проблем, стоящих перед учеными и инженерами.

    Подготовка космонавтов к космическому полету требует очень большой работы на Земле. Космонавты проводят много времени в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, лабораториях, обсерваториях. Они вместе с учеными и инженерами создают методики выполнения экспериментов в космосе. Иногда они участвуют в создании научной аппаратуры, испытывают ее на Земле. Космический полет осуществляется только тогда, когда самым тщательным образом подготовлена его испытательная и исследовательская программа. Космонавт идет в полет полностью подготовленный к выполнению сложной программы научных исследований и экспериментов.

    Несомненно также, что космонавт должен иметь безукоризненное здоровье и высокие моральные и волевые качества, так как и подготовка к полету на Земле, и сам космический полет требуют напряжения всех его физических и моральных сил.

    Космонавт в полете испытывает и самого себя, и свой организм. Без инженерного опыта, без научных знаний, без всесторонней физической, психологической и моральной подготовки, без высокой культуры невозможно совершить космический полет.

    Сегодня профессия космонавта, пожалуй, самая молодая и самая редкая, но ей принадлежит будущее. Родоначальник этой профессии космонавт Юрий Гагарин - наш современник. Его подвиг навсегда останется в делах и памяти людей планеты Земля. И те пути, которые уже прокладываются и будут проложены в просторы Вселенной, станут памятником этому смелому и доброму Человеку - сыну голубой планеты. Идеалы коммунизма вели его в тот первый полет, они вели его служить Человечеству. Он говорил: "Главная сила в человеке - это сила духа, ею питает нас Партия..."

    Космическая техника за первое десятилетие продвинулась гораздо дальше, чем предполагали виднейшие ученые и специалисты разных стран мира. В начале второго десятилетия человек ступил на Луну. Несомненно, последующее десятилетие будет ознаменовано новыми достижениями человечества в исследовании Вселенной на благо нашей Земли. Развитие космонавтики требует постоянной и длительной работы человека в космосе, требует решения задач прикладного характера, а это, в свою очередь, способствует развитию различных отраслей народного хозяйства на благо человека.

    Понятно, что ни одно государство не сможет в одиночку реализовать все важные для человечества проекты познания и преобразования окружающих нас миров. Необходимо организовать и объединить усилия и средства человечества, достичь нового уровня международных отношений и связей. Только при решении этих проблем современное общество сможет выполнить завет К. Э. Циолковского, сможет "приготовить человечеству великое будущее и соединить его с покорением космоса".

    Говоря об освоении Большого космоса и об осуществлении полетов на другие планеты, причем не только нашей Солнечной системы, но и за пределами ее, человек забывает о том, что он, по сути, неотъемлемая частичка Земли. И как поведет наш организм за пределами родной голубой планеты, и какие воообще возникнут проблемы в освоении космоса - еще неизвестно. (сайт)

    Хотя можно даже догадаться - как. Не случайно российские космонавты в свое время шутили, что на орбите карандаш намного полезнее памяти, поскольку заметили, что последняя там начинает давать сбои в своей работе. И это еще на орбите Земли, а что говорить о полетах на другие планеты…

    Проблемы освоения космоса человеком

    В настоящее время НАСА проводит долгосрочный эксперимент, в котором участвуют астронавты - одноклеточные братья-близнецы . Первый провел на МКС целый год, а второй в это время спокойно жил на Земле. Обратите внимание, что сотрудники NASA, не смотря на возвращение Скотта с международной космической станции, не спешат с выводами, заявив, что окончательные результаты можно ожидать только в 2017 году.

    Однако исследователи многих стран давно уже изучают эту проблему, поскольку от решения ее во многом будет зависеть развитие космонавтики на Земле. И наука до сих пор не может дать ответ даже на такой вопрос, как долго человек может находиться вдали от Земли, не говоря уже о многих других.

    Во-первых, человек не может долго существовать без привычной для него , и пока эта проблема в освоении космоса не решена. Во-вторых, современные технологии не могут защитить астронавта от воздействия радиации и прочих космических излучений, которые буквально пронизывают все и вся. Космонавты на МКС, например, даже с закрытыми глазами «видят яркие вспышки», когда эти лучи воздействуют на их оптические нервы. А ведь такие излучения пронизывают весь организм человека, находящегося в космосе, могут влиять на иммунную систему и даже на ДНК. При этом любая защита астронавта автоматически сама становится источником вторичного излучения.

    Влияние космоса на здоровье человека

    Исследователи из Университета Колорадо недавно обследовали мышей, которые провели две недели на орбите (на борту шаттла «Атлантис»). Всего две недели! И за это короткое время в организме грызунов произошли неприятные перемены, все они вернулись на Землю с признаками поражения печени. До этого, замечает профессор Карен Йоншер, исследователи космоса даже не предполагали, что он так губителен для внутренних органов всего живущего на Земле, в том числе и для человека. Не случайно астронавты часто возвращаются с орбиты с симптомами, похожими на диабет. Конечно, на Земле их тут же подлечивают, однако что будет с человеком при длительном пребывании в космосе, да еще вдали от родной планеты? Будет ли полноценно решена проблема влияния космоса на человека?

    Кстати, ученых постоянно интересует и такой вопрос - зачатие и размножение в космосе, коли уж в планах людей долгосрочные, а то и пожизненные полеты на другие планеты. Оказывается, в условиях невесомости икринки, например, делятся совсем по другому, то есть не на две, четыре, восемь и так далее, а на две, три, пять… Для человека это равносильно отсутствию зачатия или прерыванию беременности на самых ранних стадиях.

    Правда, на днях китайские ученые выступили с «сенсационным заявлением», что им удалось добиться развития эмбриона млекопитающих в условиях микрогравитации. И хотя статья журналиста Cheng Yingqi звучит амбициозно - «Гигантский скачок в науке - эмбрионы растут в космосе», многие исследователи отнеслись к этой информации весьма скептически.

    Неутешительные итоги, касающиеся освоения Большого космоса человеком

    Итак, если подвести итоги, даже не дожидаясь результатов эксперимента НАСА с астронавтами-близнецами, можно сделать неутешительный вывод: человечество еще не готово к полетам в дальний космос, и еще неизвестно, когда это произойдет. Некоторые исследователи даже утверждают, что мы не готовы даже к полетам на Луну (отсюда можно сделать вывод, что американцы туда никогда не летали), не говоря уже о Марсе и прочих грандиозных космических замыслах.

    Уфологи, в свою очередь, настаивают на не менее авторитетном мнении других ученых о том, что преодоление космического пространства, как это собираемся делать мы сейчас, - тупиковый путь. По их твердому убеждению, развитые путешествуют во Вселенной совсем иначе, например, используя кротовые норы - временно-пространственные дыры, позволяющие мгновенно перемещаться в любую точку Божественного мироздания. Возможно, есть и более совершенные способы, не доступные нашему пониманию. Земные космические ракеты пока претендуют лишь на освоение околоземной орбиты, причем исключительно по всем показателям, начиная от черепашьей (по меркам Большого космоса) скорости перемещения и кончая полной незащищенностью астронавтов в этих примитивных аппаратах…

    Мир науки в отношении космонавтики, несмотря на небольшие успехи в этой области, практически претерпевает застой вот уже последние 50 лет. На исследовательскую сферу хоть и тратятся колоссальные средства, но практических результатов человечеству это не приносит. Это свидетельствует о глубоком системном кризисе в мировой индустрии космической отрасли. Почему? Такая ситуация в первую очередь связана с тем, что мировое общество находится в состоянии культурно-нравственного и духовного системного кризиса, в мышлении современного человека доминирует потребительское отношение к жизни. Научное финансирование перешло из стадии «приносить пользу людям» на колею «престижно, что этим занимаются в нашей стране», а по факту происходит научный застой.

    Такое положение вещей касается и сферы исследования космоса. Слишком много нерешённых задач стоит перед миром науки, таких как: метеоритная опасность, здоровье космонавта в условиях космоса, космические излучения (радиация) и т.д.

    Неожиданная встреча космического корабля с метеоритом может трагично закончиться для летательного аппарата. Скорость движения метеоритов, которые мы видим на ночном небе, как «падающие звезды» в среднем в 50 раз выше скорости пули. Также немалую опасность представляют искусственные космические объекты, так называемый космический мусор, например, утерянные спутники, осколки взорвавшихся ракет, болты, кабеля, которые вращаются вокруг земли. Захламление космоса и нежелание людей совместно решать эти проблемы, создаёт угрозу углубления конфронтации между странами. Например, уникальной орбитой, единственной для всех активно работающих спутников связи является геостационарная орбита. Однако на сегодняшний день из 1200 всяких объектов, находящийся на ней, только несколько сот ‒ активно работающие спутники, остальное ‒ «космический мусор» цивилизации. Это говорит о том, что в ближайшие 20 лет, при сохранении такой же интенсивности вывода спутников на геостационарную орбиту в конечном итоге будет исчерпан и уникальный ресурс и многократно возрастёт конкуренция за необходимое место на данной орбите.

    Неспособность физического тела человека адаптироваться к условиям открытого космоса. Экспериментальные полеты показали, что отсутствие гравитации пагубно влияет на здоровье человека. Год на Земле не убирает последствий полёта, т.к. в условиях невесомости теряется костная масса, нарушается жировой обмен, мышцы слабеют, и человек вернувшись в обычные условия существования, не может стоять на ногах, а сознание, порой, не выдерживая перепада, попросту отключается. Специалисты утверждают, что последствия продолжительного пребывания в космосе могут быть для человека весьма печальными: это не только проблема с памятью, но и возможная потеря некоторых функций организма, связанных с процессом репродуктивности, возникновение раковых опухолей и многое другое.

    Высокий уровень радиоактивных излучений. Частицы, находящиеся на выходе в открытый космос, имеют огромный энергетический заряд более 10 20 эВ, что в миллионы превышает доступный для получения, к примеру, в Большом андронном коллайдере. А всё это происходит потому, что условия, в которых находятся элементарные частицы на Земле и в космосе имеют значительные различия. У современной науки слишком мало ответов касательно поведения и свойств элементарных частиц.

    Вывод в космос . Ныне космонавтика по-прежнему, как и 52 года назад опирается на ракетную технику, то есть выходит в космос человечество может пока только с помощью ракетных пусков. Сейчас космонавтика не имеет перспективных носителей, способных совершить новый эволюционный скачок в развитии этой отрасли.

    Но обществу под силу решить любые задачи, если перевести развитие человека с вектора эгоистического потребления в вектор духовного созидания. Всё в мире состоит из элементарных частиц. Но необходимы абсолютные, точные знания о том, из чего именно состоят элементарные частицы и как ими управлять. Только с помощью таких знаний можно создавать необходимые условия для достижения желаемых результатов, воспроизводить процессы в необходимом качестве и количестве. Уже сейчас, благодаря знаниям ИСКОННОЙ ФИЗИКИ АЛЛАТРА, ведутся научные исследования по многим направлениям, в том числе и в области новейших технологий по освоению космоса.

    , подготовленного интернациональной научно-исследовательской группой ALLATRA SCIENCE: « Знания ИСКОННОЙ ФИЗИКИ АЛЛАТРА открывают доступ к неисчерпаемому источнику энергии, которая есть везде, в том числе и в космическом пространстве. Это возобновляемая энергия, благодаря которой создаются элементарные частицы, происходит их движение и взаимодействие. Умение её получать и переводить из одного состояния в другое открывает новый, безопасный, легкодоступный для каждого человека источник альтернативной энергии». Учитывая, что видимый мир состоит из элементарных частиц, зная их комбинации можно искусственно создать в необходимом количестве, еду, воду, воздух, необходимую защиту от радиации и так далее, тем самым решая не только проблему выживания человека в условиях космоса, но и освоения других планет.

    ИСКОННАЯ ФИЗИКА АЛЛАТРА строится на общечеловеческих моральных принципах, она способна дать исчерпывающие ответы и решить не только данные проблемы. Это наука, приводящая к эволюционным космическим прорывам, это огромный потенциал для создания новых исследований и научных направлений. Знания ИСКОННОЙ ФИЗИКИ АЛЛАТРА дают принципиально новое осознание ответов на вопросы: «На чём летать?», «Как далеко можно летать?», «В каких условиях летать и как создать искусственную гравитацию, приближенную к земным условиям, на борту космического корабля?», «Как автономно жить в космосе?», «Как защитить корабль от космической радиации?». Они также раскрывают понимание сути о самой Вселенной, которая является естественной «лабораторией» элементарных частиц и ставит «эксперименты» в условиях, которые невозможны на Земле.

    Яна Семёнова

    Как-то мы уже свыклись с тем, что, куда бы ни ступала нога чело­ века, вместе с благами цивилизации туда приходят и её недостатки. Ещё Тур Хейердал во время своего первого путешествия на плоту «Кон Тики» (а это были 50-е годы прошлого столетия) встречал на просторах Великого океана островки мусора антропогенного происхождения. А проще говоря, всяческого хлама, который выбрасывали за борт морские путешественники. Когда-то мы гово­рили о бескрайних просторах Вселенной, о безбрежном океане космоса.

    Шли годы. Количество созданных человеком космических аппаратов на околоземных орбитах постоянно увеличивалось. Ни у кого уже не вызы­вало сомнения, что искусственные спутники Земли выгодно использовать для средств связи, навигации, наблю­дения земной поверхности, для реше­ния других задач, в том числе военных.

    Cоветский Союз и США усердно и успешно начали осваивать космиче­скую целину, а вслед за ними туда устремились и другие страны. Искус­ тем, что, куда бы ни ступала нога чело­века, вместе с благами цивилизации туда приходят и её недостатки. Ещё Тур Хейердал во время своего первого путешествия на плоту «Кон Тики» (а это были 50-е годы прошлого столетия) встречал на просторах Великого океана островки мусора антропогенного происхождения.

    А проще говоря, всяческого хлама, кото­рый выбрасывали за борт морские путешественники. Когда-то мы гово­рили о бескрайних просторах Вселен­ной, о безбрежном океане космоса. Шли годы. Количество созданных человеком космических аппаратов на околоземных орбитах постоянно увеличивалось. Ни у кого уже не вызы­вало сомнения, что искусственные спутники Земли выгодно использовать для средств связи, навигации, наблю­дения земной поверхности, для реше­ния других задач, в том числе военных.

    Советский Союз и США усердно и успешно начали осваивать космиче­скую целину, а вслед за ними тудаустремились и другие страны. Искус­ственные спутники, исчерпав свой ресурс, продолжают кружить по около­земным орбитам. Не подчиняясь ника­ким командам, т.е. став практически неуправляемыми объектами, они усложняют жизнь другим, активно работающим космическим аппаратам.

    И с каждым годом эта проблема только усугубляется. Космос сейчас перегружен различными объектами, он засорён, - говорит­ главный баллистик Центра управления полётами член-корреспондент Рос­сийской академии наук Николай Иванов- Космический мусор - это серьёзная проблема современной космонавтики. Занесённых в каталог неуправляемых объектов размером более 20 санти­метров сейчас на околоземных орби­тах около 12 тысяч.

    Более мелких частиц (фрагментов, обломков) раз­мером до одного сантиметра - ещё примерно 100 тысяч. А ещё более мелких - вообще десятки миллионов. Если взять какую-то фитюльку массой несколько десятков граммов, то на такой скорости она обладает энергией, как гружёный КамАЗ, который несётся со скоростью больше 100 километров в час.

    Дорожно-транспортные проис­шествия (ДТП) стали у нас на Земле обыденным явлением. Наверняка каждый видел покорёженные автомо­били, не говоря уже о более серьёзных последствиях. Но мы же осваиваем космос и, как следствие, несём туда и наши земные проблемы. Уже не одно­ кратно космические аппараты сталки­вались с обломками космического мусора.

    Но вот 10 февраля 2009 года произошло настоящее ДТП на около­земной орбите. На высоте около 800 километров столкнулись два спутника: американский массой более 600 килограммов, входивший в орбиталь­ную группировку системы глобальной мобильной связи «Иридиум», и российский 900-килограммовый «Космос-2251».

    После их столкнове­ния средства контроля за околозем­ным космическим пространством зарегистрировали появление в космо­се 500-600 фрагментов размером более 5 сантиметров. А ведь в околоземном пространстве летает Международная космическая станция, на борту которой постоянноность экипажа - это главная задача любого пилотируемого полёта. Ежемесячно наши баллистики получа­ют несколько предупреждений об опасных сближениях с МКС космиче­ского мусора.

    На первый взгляд может показаться странным, что там, где речь идёт о космических скоростях, специалисты не торопятся с принятием решений. Слишком большой может оказаться

    цена ошибки. Поэтому всё тщательно анализируют, взвешивают, проверяют возможные последствия, и только тогда на борт закладываются необхо­димые команды. Казалось бы, самый

    простой выход - включить двигатели и перевести станцию на другую орбиту. Такие манёвры давно отработаны, и их техническая реализация не представ­ляет каких-то дополнительных трудно­стей. Но и здесь торопиться не следует. Прежде чем дать команду на проведе­ние манёвра, надо внимательно посмотреть, а не будет ли на той новой орбите ещё более худшей ситуации с каким-то другим объектом.

    Эти прави­ла неукоснительно соблюдаются в любом случае. С конца мая на МКС работает экипаж уже не из трёх, а из шести человек. Это российские космонавты Геннадий Падалка (командир экипажа) и Роман Романенко, американцы Майкл Барратт и Тимоти Копра, Майкл Барратт и Тимоти Копра, канадец Роберт Тирск и астронавт Европейско­го космического агентства бельгиец Франк Де Винн.

    Пятеро членов экипа­жа прибыли на станцию на российских кораблях «Союз ТМА-14» и «Союз ТМА-15». А Тимати Копра прилетел на шаттле «Индевор» и сменил работав­шего на станции японского астронавта Коити Вакату. И, кстати, об этом шаттле. Его запуск обещали ещё 13 июня. Но потом всё сдвигали и сдвигали, да так, что, стар­товав 16 июля, он «наехал» на полёт нашего грузового корабля «Прогресс М-67».

    Наш грузовик стартовал по графику - 24 июля, и его стыковка с МКС планировалась 27 июля. Но прибыть на станцию в намеченный срок он не мог, поскольку там в это время ещё был пристыкован «Инде­вор». А в данной ситуации на другие

    стыковки налагался запрет. Вот такая получилась «пробка» на космической орбите. И пришлось нашему грузовику летать лишних двое суток в ожидании разрешения на парковку у причала МКС. Но если на Земле в «пробке» можно просто посто­ять, то в космосе потребовалось решать дополнительные задачи. По баллистическим условиям последний корректирующий импульс грузовик должен был выдать ещё до расстыковки шаттла со станцией, рассказывает руководитель полёта российского сегмента МКС Владимир Соловьёв.

    То есть надо было заранее учесть те возмущения орбиты станции, которые возникнут при расстыковке шаттла. С этой задачей наши специалисты справились успешно. Но главная проблема сейчас, считает руководи­тель полёта, это неопределённость со сроками стартов шаттлов.

    «Индевор» стартовал лишь с шестой попытки. И каждый раз приходилось перекраи­вать программу работы экипажа, менять согласованные ранее планы. Так, например, запланированную на 20 июля перестыковку корабля «Союз ТМА-14» перенесли на 3 июля. А иначе, если бы ждали «у моря погоды», не смогли бы вовремя освободить причал для стыковки «Прогресса М-67».

    И тогда бы ломался график полётов наших кораблей. Ведь с помощью этого грузовика, его двига­телей будет строиться рабочая орбита станции для прихода следующей длительной экспедиции, для обеспе­чения возвращения экипажа корабля «Союз ТМА-14» в заданный район. Как известно, эксплуатация шаттлов должна прекратиться в сентябре следующего года. А для выполнения принятых на себя обязательств перед партнёрами американцам надо совершить ещё семь полётов к МКС. Смогут ли они это сделать за остав­шееся время?

    Намечавшийся на 8 августа полёт очередного шаттла сначала «уехал» на 18-е число, теперь уже речь идёт о последних числах месяца. В начале сентября, японцы готовятся запустить к МКС свой первый грузовой корабль.

    А 30 сентября - дата старта корабля «Союз ТМА-16». Как видно, график полётов довольно плотный. А чем грозит плотное движение автотранспорта по земным дорогам? Не полу­чится ли это равносильным тому, что если бы мы захотели поток машин с Ярославского шоссе беспрепят­ственно пропустить через улицу Пионерскую?..
    В.Лындин

    «Завоевание нами космоса — это замечательная веха в развитии человечества. В этой победе - новое торжество ленинских идей, подтверждение правильности марксистско-ленинского учения».

    Н. С. Хрущев


    Статья печатается в сокращении.

    Отмечая славный праздник - День космонавтики, мы пригласили на наши страницы один из самых молодых журналов - «Авиация и космонавтика», родившийся вместе с появлением новой профессии во многовековой истории человечества - профессии космонавтов.

    На протяжении тысячелетий пытливая мысль лучших умов человечества упорно стремилась познать строение Вселенной и роль Земли в мироздании. Полеты к звездам - это неистребимая мечта человека, яркий свет которой светит нам из глубины веков со страниц индусской поэмы «Рамаяна», восточных и греческих преданий и мифов. На крыльях Икара человек стремился к Солнцу. Проходили века мучительных раздумий об окружающем мире и Вселенной. И нередко могучий свет истины вспыхивал вместе с чудовищными кострами инквизиции, на которых сжигались безыменные следопыты. На пути развития науки о Вселенной стояли мрачные силы средневековья, и только гений Коперника и Галилея положил начало подлинному ее изучению. Исследование правильно понятых движений планет привело сначала к открытию все еще описательных законов Кеплера, а затем и знаменитого закона тяготения Ньютона.

    В борьбе с природой человек стал находить все новые источники энергии. Мускульная сила уступила место энергии пара, электричества и в наши дни - гигантской энергии расщепления атома. Человек смело шел в неизведанное, открывая на Земле новые материки, моря и океаны, а в космосе - новые планеты солнечной системы, созвездия, туманности, проникая все глубже в тайны мироздания. И от наивных мечтаний, окутанных преданиями, люди, вооруженные могучими законами жизни, пришли к реальному осознанию возможности полетов в космос.

    Но чтобы понять, почему так упорно, несмотря ни на какие трудности и даже жертвы, человек стремился к проникновению в космос, необходимо рассмотреть, какую роль играет изучение космического пространства в развитии науки и какие практические возможности оно открывает перед нами.

    Роль изучения космоса не ограничилась тем первым толчком, который оно дало естествознанию в период его возникновения. Наши «земные» представления часто оказываются совершенно недостаточными для правильного понимания окружающего мира.

    В космосе протекают процессы, огромные по своим масштабам и времени, начиная от рождения целых миров до термоядерных реакции, создающих энергию звезд. Физики находят там все новые и новые лаборатории природы, где можно наблюдать и исследовать процессы, еще не воспроизведенные на Земле. В недрах некоторых звезд вещество имеет плотность в миллионы раз большую, чем самое плотное из встречающихся на Земле, а в межпланетном пространстве плотность газа в миллиард раз меньше, чем в условиях самого лучшего лабораторного вакуума. Только в глубинах космоса способны рождаться частицы, обладающие энергией, в сотни раз превышающей ту, которую может сообщить самый мощный в мире ускоритель, и достигающие скорости света.

    Открытие и изучение так называемых античастиц привело ученых к мысли о возможности существования во Вселенной антимиров, то есть совершенно новой формы образования материи, целиком построенной из античастиц. В космосе впервые были обнаружены особые формы взаимодействия заряженных частиц с магнитными полями, что послужило основанием для развития новой области физики - магнитной гидродинамики. Сложные совместные движения материи и магнитного поля, наличие у Земли своеобразной «магнитной ловушки», собирающей и удерживающей заряженные частицы, движение в пространстве сгустков плазмы, неразрывно связанных с магнитным полем, как бы «вмороженным» в сгусток, особые магнитно-гидродинамические волны - все эти явления могут дать богатый материал как для познания окружающего нас мира, так и для решения различных прикладных задач науки и техники.

    Науке еще предстоит изучить те, пока что малоизвестные состояния вещества, которые наблюдаются в космосе. В этой связи заманчивые перспективы открываются в изучении физики нейтрино и его роли в астрофизике, что, в свою очередь, может привести к совершенно новому методу познания процессов, протекающих внутри звезд и в космосе вообще.

    Сверхплотное вещество некоторых звезд, могучие термоядерные взрывы и сложные вихревые процессы на Солнце, радиоизлучения звезд и туманностей - все эти явления содержат множество загадок, раскрытие которых окажет огромное влияние на развитие науки и техники. Даже поверхность ближайшего к нам небесного тела - Луны, подвергавшейся в течение миллионов веков воздействию космических, ультрафиолетовых и рентгеновых лучей, находится в состоянии, не имеющем аналогии среди земных минералов и земных пород. Поверхность Луны, ее породы представляют значительную ценность для изучения поведения материалов в условиях космического пространства, для конструирования межпланетных кораблей.

    Изучение биологических форм материи в космосе, ее распространения, а также возможности установления связи с обитателями других планет делает изучение космического пространства одной из самых волнующих проблем современности.

    До сих пор мы говорили о научных аспектах космонавтики. Однако ее значение не только в этом. Многие процессы на Земле требуют глобального охвата, и их изучение возможно только путем создания средств, с помощью которых будут проводиться исследования по всему земному шару одновременно. Для решения практических задач метеорологии, в частности прогноза погоды, необходимо знать распределение облачных систем и ледовитости по всему земному шару, а также изучать тепловой баланс в системе Земля - атмосфера. Изучение динамики атмосферы, общих закономерностей в циркуляции воздушных масс - все это важные этапы в практическом решении задачи управления погодой.

    С созданием постоянной системы метеорологических искусственных спутников Земли появится самая надежная служба прогноза погоды.

    Среди многих современных задач важное место занимает установление радиосвязи между различными континентами. Запуск одного-двух стационарных неподвижных спутников, то есть спутников, выведенных на так называемую стационарную орбиту, период вращения которых равен периоду обращения Земли вокруг своей оси, позволил бы решить многие проблемы современной радиосвязи.

    Запуски навигационных спутников, по которым можно определять свое местоположение в море и в воздухе, во многом облегчат вождение кораблей и самолетов.

    Знание законов распространения радиоволн имеет огромное народнохозяйственное значение. Однако распространение радиоволн в большой мере зависит от состояния ионосферы. Поэтому изучение ионосферы с помощью искусственных спутников Земли также представляет задачу, важную для практических целей.

    Наконец, постоянная служба Солнца. Известно, какую роль играет Солнце в жизни нашей планеты, и в первую очередь в изменении атмосферы. Вспышки космического излучения на Солнце достигают грандиозных размеров, способных убить все живое, не защищенное атмосферой Земли. Поэтому для полетов в космическое пространство человека совершенно необходимо знать «погоду» на Солнце. И здесь помогут нам искусственные спутники Земли. Изучение верхней атмосферы и космического пространства благодаря бурному развитию ракетной техники становится одним из основных направлений современной науки.

    В течение последних лет в Советском Союзе проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по подготовке полета человека в космос. Создав мощные ракеты-носители и искусственные спутники Земли больших весов и размеров, советские ученые и конструкторы приступили к созданию и испытаниям космического корабля-спутника для полетов человека.

    Полет человека в космос имеет огромное не только научное, но и практическое значение. Открываются перспективы непосредственного изучения космического пространства. Эта проблема настолько грандиозна в научно-техническом отношении, что она, по существу, отражает национальные возможности государства: его экономику, технический и научный уровень, культурный прогресс страны в целом.

    Как одна из категорий познания проблема космического полета неотделима от развития общей культуры человечества, его борьбы за расширение границ окружающего мира. Жизнь, как наивысшая форма развития материи, всегда стремилась к выживанию и расширению сферы своего существования. Зародившись в глубинах океанов, жизнь покорила сушу и воздушное пространство. И там, где она остановилась в своем распространении, очевидно, сказались условия, с которыми жизнь продолжает борьбу по настоящее время. К этим условиям прежде всего следует отнести пустоту, холод и излучения космического пространства.

    В космическом пространстве человек встретится с целым рядом необычных факторов, которые приближенно можно разбить на три группы. Первые зависят от физических условий космоса: крайне низкая степень барометрического давления, отсутствие молекулярного кислорода, необходимого для дыхания, различные излучения (космическая, ультрафиолетовая, корпускулярная радиация и т. д.), низкая температура, метеорные потоки. Наиболее существенна радиационная опасность.

    Ко второй группе факторов следует отнести те, которые обусловлены самим космическим полетом: шум, вибрации, перегрузки на активном участке спуска, невесомость при полете на орбите.

    И, наконец, третья группа - искусственная атмосфера корабля, особенности питания в полете, режим труда и отдыха, резкое сокращение раздражителей, ограничение движения, эмоциональное напряжение и пребывание в защитных средствах, затрудняющих личную гигиену.

    Помимо всего перечисленного, важнейшим условием полета человека в космическое пространство является безопасность спуска при возвращении на Землю. Для этого потребовалось решить ряд принципиальных задач, связанных с выполнением заданного маневра космического корабля на орбите, его ориентацией, созданием тормозных двигательных установок, обеспечением катапультирования космонавта из корабля во время спуска на землю.

    Запуск первого советского корабля-спутника, общий вес которого после отделения от последней ступени ракеты-носителя составил 4 540 килограммов, стал началом большой и сложной работы по созданию надежных космических летательных аппаратов, предназначенных для полета человека.

    По этой программе прошли полеты еще пяти кораблей. Она предусматривала проведение медико-биологических экспериментов и научных исследований космического пространства. В ходе экспериментов было установлено, что такие важные задачи, как управление полетом корабля и спуск его в заданный район, обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности живых существ в космическом полете, надежная радио- и телевизионная связь с космическим кораблем и другие, успешно разрешены.

    12 апреля 1961 года по праву называют утром космической эры. В этот день в Советском Союзе впервые в истории человечества был совершен полет человека в космическое пространство. Космический корабль «Восток» с летчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным на борту был выведен на орбиту спутника Земли. 108. минут космического полета Ю. А. Гагарина потрясли мир. Этот полет знаменовал событие эпохального значения. Триумф науки и техники, дерзновение человеческого разума, величие духа и смелости человека - все соединилось в осуществлении грандиозного эксперимента, ставшего величайшим памятником прогресса человеческой культуры.

    Военный летчик коммунист Ю. А. Гагарин стал первым человеком, открывшим дорогу к звездам. В его подвиге сконцентрировано все прекрасное, чем богата человеческая жизнь: идеалы гуманизма великая любовь к Родине, вдохновение творчества, неистребимая вера в безграничные возможности человека в покорении сил природы. Полет Ю. А. Гагарина был первым аккордом в величественной симфонии покорения космоса.

    6 августа 1961 года на орбиту вышел космический корабль «Восток-2», пилотируемый летчиком-космонавтом Г. С. Титовым. Это было продолжение подвига. Суточный полет Г. С. Титова дал науке неопровержимые доказательства возможности длительного пребывания человека в космосе.

    После завершения полетов Ю. А. Гагарина и Г. С. Титова советские ученые и инженеры приступили к подготовке групповых полетов человека в космическое пространство. 11 и 12 августа 1962 года на орбиту вокруг Земли были выведены космические корабли «Восток-3» и «Восток-4», которые пилотировали А. Г. Николаев и П. Р. Попович. Начался новый этап в освоении космического пространства.

    Групповой полет А. Г. Николаева и П. Р. Поповича является преддверием посылки в космос целых научных экспедиций. В этом полете проверялась возможность расчетного сближения двух космических кораблей, установления между ними двухсторонней радиосвязи, а также одновременного приземления с высокой точностью в заданном районе.

    14 июня и 16 июня 1963 года начались исторические полеты космических кораблей «Восток-5» и «Восток-6», пилотируемых В. Ф. Быковским и первой в мире женщиной летчиком-космонавтом В. В. Терешковой. Трехсуточный полет В. В. Терешковой и пятисуточный полет В. Ф. Быковского завершили первый этап грандиозной программы научных исследований влияния условий космического пространства на организм человека. Наука получила в свое распоряжение огромный экспериментальный материал.

    Выводы, которые сейчас сделаны на его основе, с убедительностью доказывают фундаментальное научное положение: человек может жить в условиях космического полета, сохраняя свою работоспособность. Это положение делает космонавтику не только наукой о Вселенной, но и областью практической деятельности человека, ибо человек сможет проникнуть в самые ее удаленные уголки, неся с собой Жизнь.

    Полет советских космических кораблей - это беспримерная победа человека над силами природы, воплощение в жизнь идей новой науки - космонавтики. Пришло время для претворения казавшихся ранее фантастическими проектов - время создания внеземных научных станций, космических путешествий человека к Луне, Марсу и Венере, к другим планетам солнечной системы, а затем и за ее пределы.

    Можно полагать, что в ближайшие годы продолжительность полетов к Марсу и Венере и возвращение обратно на Землю при оптимальных условиях составит около 2-3 лет. Такой же полет, например, к планете Юпитер потребует около 6 лет, а более дальние маршруты будут достигнуты по мере принципиального совершенствования энергетики и роста скоростей полета.

    Поставлена на повестку дня космонавтики и проблема встречи и соединения космических кораблей, или так называемой стыковки. Ее решение дает очень многое. Прежде всего появится возможность сборки на орбите крупных космических станций, которые будут служить как для исследовательских целей, так и в качестве промежуточных станций или своеобразных пристаней для межпланетных кораблей, где будут пополняться запасы топлива, продовольствия, снаряжения и т. д. Появится возможность использования более высоких орбит, раздвинутся границы космоплавания.

    Новым большим вкладом в исследование космоса явился запуск маневрирующего космического аппарата «Полет-1». Запуск «Полета-1» является первым шагом на пути создания управляемых космических кораблей для полета на Луну и к планетам солнечной системы. Маневрирующие космические корабли позволят осуществлять посадку с любой орбиты на заданный космодром, встречи в космосе кораблей, летающих по разным орбитам, а также выбирать подходящее место посадки.

    Сборка тяжелых орбитальных станций, смена обслуживающего персонала, оборудования возможны только с помощью маневрирующих космических аппаратов.

    Способность летательных космических аппаратов совершать широкие маневры значительно расширяет наши возможности по исследованию космического пространства и дальних космических полетов.

    Уже сейчас ученые принимают радиоизлучения, приходящие к нам из далекого космоса. Появились возможности и другого плана - послать с Земли радиосигналы на расстояние до 30 световых лет. Человечество попытается связаться с помощью радиосигналов с обитателями других миров Вселенной.

    Если в любой отрасли знания открываются возможности проникнуть в новую, девственную область исследования, то это надо обязательно сделать, так как история науки учит, что проникновение в новые области, как правило, и ведет к открытию тех важнейших явлений природы, которые наиболее значительно расширяют пути развития человеческой культуры.

    Не подлежит сомнению, что эту мысль с полным правом можно отнести и к космонавтике.

    Г. Скуридин, доктор физико-математических наук