• Коды компетенций по фгос учитель. Ключевые компетенции в образовании

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей

    дошкольного и младшего школьного возраста « Харатиргенская начальная школа –

    Детский сад

    669334, Россия, Иркутская область, Боханский район, д.Харатирген, ул.Ленина, 49

    e-mail:[email protected]

    «Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС.»

    (районный семинар учителей начальных классов 15.03.13)

    Работу выполнил учитель начальных классов И.М Нигаметзянова.

    2013г

    Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для образовательных систем большинства стран мирового сообщества, в том числе и России. Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Компетентностный подход в этом отношении и является одним из направлений трансформации оценки образовательных результатов, формирует новые цели в образовании детей.

    Под понятием "компетентностный подход" имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Компетентностный подход в образовании предполагает, что смысл образования заключается не в увеличении объёма информированности в различных предметных областях, а в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и социальный опыт обучащихся.

    Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии практически целесообразной деятельности учащихся, выдвигая на первый план общие и специальные умения, непосредственно востребуемые в жизни, и последующем профессиональном образовании выпускников школы. При таком подходе цели образования и цели применения компетентностного подхода не могут не совпадать, поскольку именно задачи социального развития, сочетания интеллектуально-информационной и «навыковой» составляющих образования лежат в основе тех педагогических технологий, которые характеризуют образовательный процесс.

    С позиций компетентностного подхода результатом образования должно стать формирование ключевых компетентностей – таких универсальных умений, которые «помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей»

    Компетентностный подход лежит в основе многих документов, формулирующих основные направления реформирования российской системы образования. Так, в Концепции модернизации российского образования (2010г.) сформулирована основная цель общеобразовательной школы, которая заключается в формировании целостной системы универсальных знаний, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.

    По словам педагога Хуторского необходимо различать понятия

    « компетентность» и « компетенция». Слово « компетентность» означает знание правил, законов, гипотез – т.е. прописных истин, а слово

    « компетенция» означает, не только знание этих правил и законов, но и их применение в повседневной жизни, со своим личным пониманием, отношением. Задача каждого думающего педагога, не только обучить ребёнка, но и создать такие условия, чтобы каждый обучающийся овладел именно компетенциями.

    В контексте этой концепции изменяются требования к ученику общеобразовательной школы: приоритетом становится «образованность» человека, а не его «обученность». Новые ФГОС второго поколения содержат в своей основе системно –деятельностный подход, при этом формирование универсальных учебных действий у учащихся прямо соотносится с формированием ключевых компетенций.

    Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Исследования показывают, качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучащихся. При обучении ученик усваивает:

    10 % прочитанного

    20 % услышанного

    30 % увиденного

    90 % того, что он сделал сам.

    Важный фактор успешного урока – структурированность, чёткость изложения материала, выделение главного. В то же время урок должен быть эмоциональным, увлекательным, мотивированным. Урок – это творчество! Педагогическое мастерство учителя как раз и заключается в том, чтобы каждого обучащегося сделать творцом современного урока. Вначале увлечь, а потом научить.

    В начальной школе мы выделяем следующие компетенции:

    1. Учебно-познавательные. Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действия в разных (нестандартных) ситуациях. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес. Учим выбирать из общего главное и приводить в систему.

    2. Ценностно - смысловые компетенции.

    Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Ребёнок должен знать права и свои обязанности, быть уверенным в себе.

    3. Коммуникативные компетенции.

    Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию.

    4. Информационные компетенции

    Известная истина, выраженная словами К. Д. Ушинского «Детская природа требует наглядности» сейчас легко может быть удовлетворена средствами компьютерных технологий. Но чтобы компьютер не стал средством только простой наглядности, учитель должен хорошо и правильно смоделировать урок.

    Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:

    Источник информации;

    повышают степень наглядности;

    Организуют и направляют восприятие;

    Наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;

    Создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию;

    Это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня.

    Информационные технологии, не только дополнительные возможности обучения и развития учеников, но помогают организовать работу маленьких детей в проектном режиме. Тем более что приоритетной педагогической задачей для учителя начальной школы является развитие способностей ребёнка. Учебная среда с интегрированными в неё информационными технологиями создаёт для учеников высокую мотивацию и условия для реализации их собственных идей, подготавливает их к комфортной жизни в условиях информационного общества.

    Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается:

    − Не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися;

    − Как источник дополнительной информации по предметам;

    − Как способ самообразования учителя и учащихся;

    5. Социально-трудовые компетенции

    За период обучения с 1 – 4 класс учащиеся приобретают начально-технические знания; умения конструирования и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.

    6. Здоровьесберегающие компетенции

    Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.

    Может быть, будет использоваться только одна группа ключевых компетенций на уроке, зато потом будет и другая, и третья. Главное, чтобы детям было интересно учить СЕБЯ, развивать СЕБЯ, ПОЗНАВАТЬ мир.

    Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе.

    Включая в свои уроки задания компетентностного характера, задания предполагающие от ученика способности к творческой деятельности.

    Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.

    Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю.

    Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

    • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
    • Оценивание для обеспечения возможности обучащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
    • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

    На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как :

    • Любознательный, интересующийся, - активно познающий мир
    • Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности
    • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа
    • Любящий свою Родину
    • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение
    • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
    • Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

    Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью.

    Для современного педагога является приоритетной задачей воспитание личности социально – адаптированной.

    Компетентенция (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось. Для того, чтобы развивать компетенции у обучающихся современный педагог, прежде всего должен сам обладать этими компетенциями.

    Основные компетенции современного учителя

    • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
    • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучащихся (помогать обучащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
    • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
    • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных обучащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
    • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
    • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
    • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
    • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
    • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
    • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
    • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
    • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
    • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

    Конечно, эти советы только небольшая часть педагогической

    Мудрости, общего педагогического опыта многих поколений. Но

    Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими - это условие,

    Которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирование и развитие современной личности, социально –

    Адаптированной, что является важнейшей задачей реализации планов

    ФГОС.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Доклад «Формирование ключевых компетенций обучающихся начальных классов в рамках реализации ФГОС» Работу выполнил учитель начальных классов Нигаметзянова Ирина Михайловна 2013 г.

    Формирование ключевых компетенций в условиях ФГОС Учебно-познавательные компетенции: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; иметь опыт восприятия картины мира.

    Формирование ключевых компетенций в условиях ФГОС Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; овладеть навыками использования информационных устройств; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

    Формирование ключевых компетенций в условиях ФГОС Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление; уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

    Формирование ключевых компетенций в условиях ФГОС Социальные компетенции: владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

    Советы, при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования: главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете; помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться; необходимо часто использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения; помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике; приучайте учеников думать и действовать самостоятельно; творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаше практикуйте творческие задачи; в процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний; поощряйте исследовательскую работу учеников; учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью; объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

    Конечно, эти советы только небольшая часть педагогической мудрости, общего педагогического опыта многих поколений. Но помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими - это условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирование и развитие современной личности, социально – адаптированной, что является важнейшей задачей реализации планов ФГОС.

    Спасибо за внимание! Желаю всем здоровья, творчества, семейного благополучия, умных и благодарных учеников!





    Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа любознательный, проявляющий исследовательский интерес исследовательский интерес активно познающий мир доброжелательный,доброжелательный, умеющий слушать умеющий слушать и слышать партнера и слышать партнера Умеющий уважительно относится к окружающим, к иной точке зрения Умеющий уважительно относится к окружающим, к иной точке зрения умеющий учиться, способный к самоорганизации готов самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой Имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни готов к выбору выбору избирательность интересов интересов познающий себя, утверждающий себя как взрослый себя как взрослый умеет действовать с ориентацией на другую позицию готов нести ответственность перед самим собой, другими перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни и безопасного образа жизни


    Формирование знаний не является главной целью образования (знания ради знаний) знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения в конкретных ситуациях, для разрешения проблем, возникающих в реальной деятельности знания являются базой компетентности человека. Таким образом, можно сказать, что


    Исходя из поставленных целей, школа должна способствовать решению следующих методических задач: формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся формировать навыки работы в команде формировать навыки работы в команде развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить формировать навыки самоконтроля формировать навыки самоконтроля


    «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». ФГОС: НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


    Что такое компетенция и компетентность? Что такое компетенция и компетентность? Компетенция – Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, обладает авторитетностью, познанием, опытом; 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, обладает авторитетностью, познанием, опытом; 2) круг чьих-то полномочий, прав. 2) круг чьих-то полномочий, прав. Компетентный – Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью 2) специалист, владеющий компетентностью




    Классификация компетентностей ключевые компетентности - ключевые компетентности - относятся к общему (мета предметному) содержанию образования; общепредметные компетентности - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; общепредметные компетентности - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетентности предметные компетентности частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов




    К ключевым компетентностям относятся: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.


    Социальная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии социальных навыков: способность принимать ответственность; способность принимать ответственность; способность уважать других; способность уважать других; умение сотрудничать; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе. способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.


    Коммуникативная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии ряда коммуникативных навыков: слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).


    Информационная компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном прогрессе в развитии навыков поисковой и проектной деятельности: формулировать вопрос, ставить проблему; формулировать вопрос, ставить проблему; вести наблюдение; вести наблюдение; планировать работу, планировать работу, планировать время; планировать время; собрать данные; собрать данные; зафиксировать данные; зафиксировать данные; упорядочить и организовать данные; упорядочить и организовать данные; интерпретировать данные; интерпретировать данные; представить результаты или подготовленный продукт. представить результаты или подготовленный продукт.








    Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.


    Предметно - ориентированный подход в обучении Компетентностно - деятельностный подход в обучении ОСНОВА МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА Образ обученного человека Образ образованного человека ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ Научить на всю жизнь Научить учиться всю жизнь АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Преобладает активная деятельность учителя. Под деятельностью учащихся подразумевается – наблюдатель, пассивный исполнитель Преобладает самостоятельная, активная деятельность учащихся; деятельность учителя состоит в организации, коррекции, наблюдении, управлении деятельностью учащихся ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ (УРОКОВ) Академическая классно - урочная система Исследования; конференции; дискуссии, диспуты, деловые и имитационные игры; презентации, защиты; внеурочное проектирование; практикумы ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Современное – традиционное обучение; объяснительно - иллюстрированный метод Блочно – модульное обучение Метод проектов Информационные и коммуникационные Проблемно – диалогические


    Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования «мира труда».

    Образовательная деятельность в колледже организована на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Если прочитать стандарт, то станет совершенно очевидно, что главную партию играют в содержании стандарта государственные требования к результату образования.

    Так как в России принят компетентностный подход, то результат образования описывается и измеряется в КОМПЕТЕНЦИЯХ. В ФГОС СПО их может быть три вида – профессиональные (их формируют у студентов модули), специальные (они задаются вариативными модулями по заказу работодателей региона) и общие (они «отвечают» за наличие у студентов профессионально пригодных качеств к специальности, по которой идет подготовка)

    До недавнего времени все внимание преподавателей и студентов было сосредоточено на профессиональных компетенциях. Сейчас мы стали глубже понимать идеологию и требования стандарта, поэтому осознали, что каждая компетенция ФГОС СПО должна быть оценена. У каждой компетенции должен быть СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. Этому важному процессу способствуют и современные работодатели (на последнем круглом столе с ними в ХМТПК они просто скандировали хором: воспитайте нам преданного своей профессии и рабочей организации ответственного специалиста, способного учиться и меняться вместе с производством, а всему остальному мы его научим…)

    Поэтому воспитательный отдел колледжа вместе с кураторами обратили внимание на формирование общих компетенций у студентов ХМТПК. С апреля 2017 года берет старт новое направление в системе оценки образовательных достижений студентов – самооценка и оценка на собрании студенческой группы общих компетенций.

    Как понять, что такое ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ? Где про них прочитать?

    Перечень общих компетенций (их сейчас девять) содержится в ФГОС СПО всех специальностей и профессий, реализуемых в колледже. Звучат они так:

    Результаты

    (освоенные общие компетенции)

    ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    Это тот перечень обязательных личностных проявлений, которое заказало образовательной организации государство и именно при наличии этих качеств в выпускнике профессиональной образовательной организации дает ему документ государственного образца – ДИПЛОМ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

    Логично нам всем предположить, что выпускник профессиональной программы может быть допущен до выпускной квалификационной работы только в том случае, если педагоги рассмотрели у него сформированные общие компетенции.

    Как показать студенту педагогам, что он имеет профпригодные качества для работы по специальности (профессии) – ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ?

    Для этого надо прежде всего понять, что все девять компетенций могут быть сформированы за время реализации профессиональной программы (3 года 10 месяцев, 2 года 10 месяцев), что весь годовой план деятельности ХМТПК составляется Администрацией таким образом, чтобы обеспечить для всех студентов условия по формированию и предъявлению образовательному сообществу общих компетенций (все конкурсы, тренинги, деятельность органов студенческого самоуправления, выставки, общие собрания, контрольные акции, субботники и т.д.). Другими словами, если студент активен в плане работы колледжа, занимает субъектную позицию в собственном развитии, то он может без особого труда обеспечить себе зачет всех девяти общих компетенций. Чтобы помочь студенту увидеть идет ли процесс формирования компетенции, педагоги колледжа разработали критерии проявления компетенций, которые каждый обучающийся может сам определить или увидеть у себя:

    Результаты

    (освоенные общие компетенции)

    Критерии проявления компетенций

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    Стабильная или положительная динамика результатов учебной деятельности по профессиональной программе;

    Проявлена личная инициатива участия в профессионально ориентированных мероприятиях, чемпионатах и конкурсах;

    Обучается на программах дополнительного профессионального образования;

    Участвовал в волонтерских акциях и профориентационных мероприятиях, связанных с профессиональной деятельностью;

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    Положительный отзыв работодателей с производственной практики;

    Отсутствуют замечания о нарушении сроков выполнения учебных задач;

    Отсутствуют пропуски занятий по неуважительным причинам;

    Делает любую работу качественно и стремится получить высокую оценку;

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    Успешная деятельность старосты группы, общежития, студенческого актива в течение 1 семестра;

    Успехи в освоении УД «ОБЖ»: показана готовность действовать во внезапно сложившихся условиях;

    Имел опыт проведения эффективных совещаний;

    Обучающийся самостоятельно собрал в личном портфолио факты сформированности компетенции

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    Активный компьютерный пользователь;

    Пользователь библиотечного фонда (анализ формуляра);

    Пользователь справочно-правовых систем «Гарант» и «Консультант +»;

    Опыт участия в учебно-исследовательской деятельности

    Показал в ОП способность находить и усваивать профессионально нужную информацию;

    Способен правильно выражать свои мысли в письменном и устном виде;

    Умеет передавать информацию другому и входить в контакт;

    Показал умение анализировать, классифицировать, составлять техническую документацию;

    Обучающийся самостоятельно собрал в личном портфолио факты сформированности компетенции

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    Курсовые и контрольные работы выполнены качественно в электронном варианте с использованием разных программ;

    Подготовил качественную мультимедийную презентацию и успешно ее защитил;

    Члены редакции студенческой газеты, телевидения;

    Владеет специальным программным обеспечением по основной профессиональной программе;

    Обучающийся самостоятельно собрал в личном портфолио факты сформированности компетенции

    ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    Члены студсовета, актива группы, отработавшие 1 год;

    Имеет опыт разработки и защиты группового проекта;

    Участник творческого студенческого коллектива (спортивной команды), имеющие опыт успешной реализации проекта

    Участник тренингов (психологических, на сплочение и т.д.);

    Имеет опыт работы в группе (педагоги профессиональной программы использовали групповые методы работы);

    Для иногородних студентов положительный опыт проживания в общежитии (соблюдение норм и правил проживания);

    Обучающийся самостоятельно собрал в личном портфолио факты сформированности компетенции

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    Имел опыт формирования команды и работы в ней;

    Выходил с личными инициативами, рациональными предложениями;

    Имел опыт делегирования полномочий и контроля выполнения заданий;

    Ведет предпринимательскую деятельность, участие в работе обучающих семинаров по поддержке развития предпринимательства;

    Лидеры выборных органов и общественных объединений;

    Участники регионального проекта «Точка роста» и др.

    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    Мониторинг фиксирует профессиональное развитие обучающегося (профессиональная направленность перешла в профессиональное становление и стремится к профессиональному совершенствованию);

    Определяет перспективы личностного и профессионального роста;

    Самостоятельно ведет портфолио;

    В установленные сроки и в полном объеме выполняют самостоятельную работу;

    Проявляет инициативу в собственном образовании;

    Обучается по программам дополнительного образования;

    Привлекался к проектной деятельности;

    Участие в мероприятиях, способствующих карьерному росту

    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    Фиксируется многоразовое обращение в библиотеку и читальный зал за периодическими профессиональными изданиями;

    Читает профессиональную литературу;

    Овладел навыками самопрезентации;

    Выступал с рационализаторскими предложениями;

    Обучающийся самостоятельно собрал в личном портфолио факты сформированности компетенций

    Уважаемые кураторы и студенты, ссылка на портфолио идет для студентов, обучающихся по индивидуальному учебному плану. Навыки педагогического наблюдения у преподавателей и коммуникативная компетентность студентов дают нам широкие возможности очного общения на собраниях студенческих групп по поводу проявления (зачета) общих компетенций.

    Точно так же, как для промежуточной аттестации по профессиональным компетенциям, сформирован пакет Протоколов, хранимый в личной папке каждой студенческой группы у заведующих отделениями, - для общих компетенций сформированы два вида Протоколов (общий по группе и индивидуальный).

    Сводная ведомость сформированности общих компетенций
    студентов гр. № 536 специальности «Музыкальное образование»

    Староста группы:

    Куратор группы:

    Индивидуальная ведомость сформированности общих компетенций (профессиональной пригодности) студентки гр. №536 «Музыкальное образование» Кох Н.Г.

    Сводная ведомость хранится в папке группы у заведующих отделениями и второй экземпляр у курирующего процесс заместителя директора – Федоровой Н.И.. Индивидуальная ведомость прикрепляется к Личному делу студента и является содержательным основанием для всех видов характеристик на него, запрашиваемых организациями у колледжа.

    Самым ценным в процедуре оценки общих компетенций является право на самооценку студентом своих продвижений в освоении специальности. Студент сам заявляет на собрании группы (апрель каждого учебного года) о тех общих компетенциях, которые уже все должны заметить и есть тому доказательства. Активную роль в этом процессе играет куратор группы и все педагоги, преподающие в группе, у них есть право согласиться с заявкой студента или отсрочить ее до более понятного состояния процесса (это в том случае, если доказательства не явные, сомнительные).

    Важно всем студентам и преподавателям понимать, что до защиты ВКР допускаются только те студенты, которые выполнили весь учебный план, то есть предъявили образовательному сообществу и профессиональные и общие компетенции.

    Качеством деятельности педагогов и студентов колледжа в оценке общих компетенций можно считать оперативность педагогического реагирования на проявление компетенции обучающихся и отсутствие конфликтных ситуаций методического объединения кураторов и педагогов, работающих на профессиональной программе, с обучающимися.

    Начался апрель 2017 года. Начался период оценки общих компетенций в ХМТПК.

    Положение колледжа «Об оценке общих компетенций» имеется на сайте.

    Удачи и педагогических интересных наблюдений нам всем!!!

    Большая часть исследователей, изучающая понятие компетенций и их виды, отмечают их многосторонний, системный и разноплановый характер. При этом проблема выбора наиболее универсальных из них считается одной из центральных. Рассмотрим далее, какие существуют виды и уровни развития компетенций.

    Общие сведения

    В настоящее время существует огромное разнообразие подходов к их классификации. При этом основные виды компетенций определяются с использованием как европейской, так и отечественной систем. В глоссарии ФГОС приводятся определения базовых категорий. В частности, указаны отличия компетенции от компетентности. Первая представляет собой комплекс определенных знаний, навыков и умений, в которых человек осведомлен и имеет практический опыт. Компетентностью именуют способность активно пользоваться полученными профессиональными и личными знаниями в ходе своей деятельности.

    Актуальность вопроса

    Следует сказать, что в настоящее время отсутствует единое семантическое пространство определения "ключевые компетенции". Более того, в различных источниках они именуются по-разному. Выделяя виды ключевых компетенций в образовании, исследователи обнаруживают размытость и нестрогость деления самих этих категорий. Примером может служить классификация Г. К. Селевко. По мнению исследователя, существуют такие виды компетенций, как:

    1. Коммуникативная.
    2. Математическая.
    3. Информационная.
    4. Продуктивная.
    5. Автономизационная.
    6. Нравственная.
    7. Социальная.

    Пересекаемость классов (нестрогость) выражена в этой классификации в том, что, к примеру, продуктивность можно рассматривать в качестве общего свойства любой деятельности: общения или решения математических заданий. Информационная категория пересекается с прочими, и так далее. Таким образом, эти виды компетенций не могут выделяться как обособленные. Пересекающиеся значения обнаруживаются также и в классификации А. В. Хуторского. Он определяет следующие виды компетенций:

    1. Учебно-познавательную.
    2. Ценностно-смысловую.
    3. Социально-трудовую.
    4. Коммуникативную.
    5. Общекультурную.
    6. Личностную.
    7. Информационную.

    Отечественная классификация

    Наиболее комплексно, по мнению экспертов, виды профессиональных компетенций определены И. А. Зимней. Ее классификация базируется на категории деятельности. Зимняя выделяет следующие виды профессиональных компетенций:

    1. Относящиеся к человеку как к личности, как к субъекту общения, деятельности.
    2. Касающиеся социального взаимодействия людей и окружающей среды.
    3. Относящиеся непосредственно к деятельности человека.

    Для каждой группы предусматриваются свои виды ключевых компетенций. Так, в первую включаются следующие категории:

    1. Здоровьесбережение.
    2. Ценностно-смысловая ориентация в мире.
    3. Гражданственность.
    4. Интеграция.
    5. Предметная и личная рефлексия.
    6. Саморазвитие.
    7. Саморегулирование.
    8. Профессиональное развитие.
    9. Речевое и языковое развитие.
    10. Смысл жизни.
    11. Владение культурой родного языка.

    В рамках второй группы к основным видам компетенций относятся навыки:

    1. Общения.
    2. Социального взаимодействия.

    В последний блок включены компетенции:

    1. Деятельности.
    2. Информационных технологий.
    3. Познавательные.

    Структурные элементы

    Если анализировать выделенные авторами виды компетенций в образовании, то обнаружить принципиальные различия между ними достаточно сложно. В этой связи, целесообразно рассматривать категории в качестве взаимоподчиненных компонентов активности субъекта. В рамках какой-либо сферы деятельности компетенция включает в себя следующие компоненты:


    Важный момент

    Виды компетенций учителя, по мнению ряда исследователей, должны включать в себя два базовых элемента. Первым выступает социально-психологический аспект. Он предполагает стремление и готовность сосуществовать в гармонии с другими и собой. Второй элемент - профессиональный. Он предусматривает готовность и стремление работать в конкретной сфере деятельности. Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, можно разделить на определенные виды компетенций. В педагогическом процессе присутствуют базовые и специальные элементы. Первые относятся к выпускникам всех вузов. Вторые являются важными для конкретной специальности.

    Компетенции (виды в педагогике)

    Для будущих специалистов разработана система, состоящая из 4-х блоков. В каждом из них определены виды педагога:

    1. Общая социально-психологическая.
    2. Специальная профессиональная.
    3. Специальная социально-психологическая.
    4. Общая профессиональная.

    Последняя определяется, как базовые навыки, знания, способности, умения и готовность к их актуализации в рамках группы специальностей. В этот блок могут включаться такие виды компетенций учащихся, как:

    1. Административно-управленческая.
    2. Научно-исследовательская.
    3. Производственная.
    4. Проектно-конструктивная.
    5. Педагогическая.

    Специальная категория предполагает уровень и тип подготовки выпускника, наличие у него стремления и готовности, необходимых для осуществления конкретной деятельности. Их содержание определяется в соответствии с государственными квалификационными показателями. Общие социально-психологические компетенции представляют собой стремление и готовность к эффективному взаимодействию с окружающими, способность понимать других и себя на фоне постоянно изменяющихся психических состояний, условий среды, межличностных отношений. В соответствии с этим, выделяют базовые категории, составляющие данный блок. В него входят такие виды компетенций, как:


    Специальные социально-психологические компетенции предполагают наличие умений мобилизовать важные, с профессиональной точки зрения, качества, которыми обеспечивается продуктивность непосредственной работы.

    Базовые навыки

    Виды компетенций учащихся выступают в качестве главных критериев качества их подготовки, степени сформированности базовых умений. В числе последних присутствуют следующие навыки:

    • самоуправления;
    • коммуникации;
    • социальные и гражданские;
    • предпринимательские;
    • управленческие;
    • анализаторские.

    В базовый блок также включаются:

    • психомоторные умения;
    • познавательные способности;
    • общетрудовые качества;
    • социальные способности;
    • индивидуально-ориентированные умения.

    Здесь же присутствуют:

    • персональные и сенсомоторные квалификации;
    • социально-профессиональные навыки;
    • поливалентная компетентность;
    • специальные и пр.

    Характеристики

    Анализируя навыки, указанные выше, можно отметить, что с ними согласуются базовые виды компетенций в образовании. Так, социальный блок состоит из способности принимать на себя ответственность, совместно прорабатывать решения и участвовать в их реализации. К относят и толерантность к разнообразным религиям и этнокультурам, проявление сопряженности индивидуальных интересов с нуждами общества и предприятия. В когнитивный блок входят готовность к повышению уровня знаний, потребность в реализации и актуализации личного опыта, потребность в изучении новой информации и приобретении новых навыков, способность к самосовершенствованию.

    Уровни развития компетенций

    Характеристика поведенческих индикаторов, несомненно, имеет большое значение при оценке навыков субъекта. Однако немаловажно также выделить уровни развития существующих компетенций. Наиболее универсальной считается система описания, используемая в некоторых западных компаниях. В рамках этой классификации можно определить важные качества, поместив их на соответствующие ступени. В классическом варианте для каждой компетенции предусматривается 5 уровней:

    1. Лидерский - А.
    2. Сильный - В.
    3. Базовый - С.
    4. Недостаточный - D.
    5. Неудовлетворительный - Е.

    Последняя степень показывает, что субъект не обладает необходимыми навыками. Более того, он даже не пытается их развить. Этот уровень считается неудовлетворительным, так как человек не только не использует никаких навыков, но и не понимает их важность. Недостаточная степень отражает частичное проявление умений. Субъект стремится, пытается использовать необходимые навыки, включенные в компетенцию, понимает их важность, однако эффект от этого наступает не во всех случаях. Базовая степень считается достаточной и необходимой для человека. Этот уровень показывает, какие конкретно способности и поведенческие акты свойственны данной компетенции. Базовая степень считается оптимальной для осуществления эффективной деятельности. Сильный уровень развития компетенций необходим для руководящих кадров среднего звена. Он предполагает очень хорошую сформированность навыков. Субъект, владеющий сложными умениями, может оказывать активное воздействие на происходящее, решать оперативные вопросы в критических ситуациях. Этот уровень также предполагает способность предвидеть и предупреждать негативные явления. Самая высокая степень сформированности навыков необходима для топ-менеджеров. Лидерский уровень требуется для руководителей, принимающих стратегически важные решения. Эта ступень предполагает, что субъект не только в состоянии самостоятельно применять имеющиеся необходимые навыки, но и может формировать для других лиц соответствующие возможности. Человек, обладающий лидерским уровнем развития компетенций, организует мероприятия, формулирует правила, нормы, порядок, способствующие проявлению умений и способностей.

    Условия реализации

    Для эффективного применения компетенций они должны обладать рядом обязательных признаков. В частности, они должны быть:

    1. Исчерпывающими . Перечнем компетенций должны охватываться все элементы деятельности.
    2. Дискретными . Конкретная компетенция должна соответствовать определенной деятельности, четко обособленной от других. В случае, когда навыки перекрываются, возникают сложности при оценке работы или субъектов.
    3. Сфокусированными . Компетенции должны иметь четкие определения. Нет необходимости стремиться к охвату в одном навыке максимального количества сфер деятельности.
    4. Доступными . Формулировка каждой компетенции должна быть такой, чтобы ее можно было универсально использовать.
    5. Конкретными . Компетенции призваны укреплять организационную систему и усиливать цели в долгосрочном периоде. Если они будут абстрактными, то должного эффекта от них не будет.
    6. Современными . Комплекс компетенций должен постоянно пересматриваться и корректироваться, в соответствии с действительностью. В них должны учитываться как текущие, так и предстоящие потребности субъекта, общества, предприятия, государства.

    Особенности формирования

    В рамках компетентностного подхода в качестве непосредственного результата педагогической деятельности выступает формирование базовых навыков. К ним относят способности:

    1. Объяснять текущие явления, их суть, причины, взаимосвязи между ними, используя при этом соответствующие знания.
    2. Учиться - решать проблемы в области учебной деятельности.
    3. Ориентироваться в актуальных проблемах современности. К ним, в частности, относят политические, экологические, межкультурные вопросы.
    4. Решать задачи, являющиеся общими для различных видов профессиональной и прочей деятельности.
    5. Ориентироваться в духовной сфере.
    6. Решать проблемы, касающиеся реализации конкретных социальных ролей.

    Задачи преподавателей

    Формирование компетенций обуславливается реализацией не только нового содержания образования, но и технологий и методов обучения, адекватных современным условиям. Их перечень достаточно широк, а возможности весьма разноплановы. В этой связи следует определить ключевые стратегические направления. К примеру, достаточно высок потенциал продуктивных технологий и методик. Его реализация воздействует на достижение компетентности и приобретение компетенций. В перечень базовых задач преподавателей, таким образом, входят:


    Для реализации указанных выше задач следует руководствоваться некоторыми правилами:

    1. В первую очередь, преподаватель должен понимать, что главным в его деятельности выступает не предмет, а личность, которая формируется при его участии.
    2. Не следует жалеть времени и сил на воспитание активности. Необходимо помогать детям в освоении наиболее продуктивных методов образовательно-познавательной деятельности.
    3. Для развития мыслительного процесса следует чаще применять вопрос "Почему?". Понимание причинно-следственной связи выступает в качестве неотъемлемого условия эффективной работы.
    4. Развитие творческого потенциала осуществляется посредством всестороннего анализа проблем.
    5. При решении познавательных задач следует использовать несколько способов.
    6. Ученики должны понимать перспективы своего обучения. В этой связи им чаще необходимо разъяснять последствия тех или иных действий, результаты, которые они принесут.
    7. Для лучшего усвоения системы знаний целесообразно использовать планы и схемы.
    8. В ходе образовательного процесса обязательно необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Для облегчения решения воспитательных задач следует условно объединять их в дифференцированные группы. В них целесообразно включать детей с примерно одинаковыми знаниями. Для лучшего понимания индивидуальных особенностей целесообразно беседовать с родителями и другими преподавателями.
    9. Необходимо учитывать жизненный опыт каждого ребенка, его интересы, специфику развития. Школа должна тесно взаимодействовать с семьей.
    10. Исследовательская работа детей должна поощряться. Необходимо найти возможность познакомить учеников с техникой экспериментальной деятельности, алгоритмами, которые используются при решении задач или обработке информации из различных источников.
    11. Следует объяснять детям, что для каждого человека найдется место в жизни, если он овладеет всем, что в будущем будет способствовать реализации его планов.
    12. Обучать нужно так, чтобы каждый ребенок понимал, что знание для него - жизненная потребность.

    Все эти правила и рекомендации - только незначительная часть преподавательской мудрости и мастерства, опыта предыдущих поколений. Их использование, тем не менее, существенно облегчает процесс реализации задач и способствует более быстрому достижению целей образования, состоящих в формировании и развитии личности. Несомненно, все эти правила необходимо адаптировать под современные условия. Быстро меняющаяся жизнь предъявляет новые требования к качеству образования, квалификации, профессионализму, личным качествам всех участников процесса. При планировании своей деятельности преподаватель должен При соблюдении этого условия его деятельность принесет ожидаемый результат.

    Ключевые компетенции в образовательном процессе.

    Мировые тенденции в сфере школьного образования показывают, что сегодня приоритетными становятся такие формы обучения, при которых во главу угла ставятся способы получения знаний.

    Для современной ситуации,- отмечает Е.В.Коротаева,- характерна смена «образовательной парадигмы: от безличностной к личностно ориентированной, от унифицированной к вариативной, от адаптивной к развивающей, от знаниевой к деятельностной».

    Современный процесс обучения – это «ознакомление ученика с неизвестными ему понятиями, уже устоявшимися в культуре человечества с целью выработать у школьника умения самостоятельно переводить мифы, возникающие в сознании на основе спонтанно приобретаемого опыта, в понятия, полученные в результате обучения, которое является искусственно организованной ситуацией воздействия на ребёнка при помощи научно обоснованных доказательств», - пишет Е.С.Антонова, доктор педагогических наук.

    Чтобы правильно организовать преподавание, учитель должен понимать, что те сведения по предмету, которые он передаёт ученику на уроке, являются лишь информацией, т.е. сырьём для будущего знания или умения.

    Успех процесса обучения обусловлен формированием у школьников умения преобразовывать получаемую информацию в знание. Открытие педагогами и психологами этого дидактического закона позволило увидеть перспективы использования теории развивающего обучения (работы П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.И.Айдаровой, В.В.Репкина и др.) и технологии деятельностного подхода к изучению русского языка и литературы на основе психологии усвоения учебных действий. Это поможет развивать у учеников умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций в современном мире ускорения темпов развития общества. Мы должны готовить ребят к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Он присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения. Под результатом образования в этом документе наряду с традиционными знаниями, умениями, навыками понимаются и компетентности как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.

    Впервые идея формирования ключевых компетенций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996г. в «Европейском проекте» по вопросам образования.

    Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает знаниями и опытом.

    Трудно представить себе человека, сведущего в какой-либо области, но не имеющего знаний, умений и навыков, позволяющих ему достичь профессионализма в этой области. Однако наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и благодаря которым они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня. Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»:

    Извлекать пользу из опыта;

    Организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;

    Организовать свои собственные приёмы обучения;

    Уметь решать проблемы;

    Самостоятельно заниматься своим обучением.

    Компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

    Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций, то это будет выглядеть так:

    Искать : опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию.

    Думать : устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать произведения искусства и литературы.

    Сотрудничать : уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности.

    Приниматься за дело : включаться в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться моделирующими приборами.

    Адаптироваться : использовать новые технологии информации и коммуникации; противостоять трудностям; находить новые решения.

    Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.

    Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, выделяет ключевые, общепредметные, предметные компетенции.

    I . Основополагающими, или ключевыми , компетенциями в образовании (по В.А.Хуторскому) являются следующие:

      Ценностно-смысловые,

      Общекультурные,

      Учебно-познавательные,

      Информационные,

      Коммуникативные,

      Социально-трудовые,

      Компетенции личностного самосовершенствования.

    Как формировать данные компетенции на уроках словесности? Представим некоторые из них.

    Ценностно-смысловая компетенция – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик чётко для себя представлял: что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности применяются следующие приёмы: перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чём», далее совместно с учениками оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы ни один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним.

    Данный приём позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а следовательно, и место материала этого урока во всей теме. Иногда учитель предоставляет ученикам право самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект его в качестве домашнего задания. Перед учениками ставится задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить, на какие из ранее изученных свойств они опираются. В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя. Используются тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными. Важно вовлекать учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

    Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

    Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций

    Ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, овладение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

    Информационная компетенция при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данные компетенции также обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. При планировании информационного поиска ученик ищет необходимую информацию, привлекая дополнительные источники. Мы часто даём такие задания, для выполнения которых необходимо привлечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т. д. Например, при изучении темы «Фразеологизмы», «Этимология слов» учащимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации, чтобы узнать о происхождении слов и фразеологизмов. Очень интересный аспект информационной компетенции – вторичное извлечение информации, когда она представлена несколькими источниками. При изучении темы «Образные средства языка» учащимся даются тексты стихотворений разных поэтов, а перед выполнением работы задаётся стимул. Например: ты – член лингвистического кружка и составляешь для своих одноклассников памятку «Образные средства языка» или тебе предстоит написать сочинение-рассуждение по представленной в исходном тексте проблеме. Задача учащихся – подобрать примеры таких тропов и стилистических фигур, как метафора, сравнение, олицетворение, анафора, эпитет и т.д. Кроме того, через их анализ увидеть позицию автора данного текста. Ученикам необходимо сориентироваться в большом объёме информации и сделать правильный выбор.

    Коммуникативная компетенция – это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего они совмещаются на уроке. Приведём примеры такой работы в среднем звене. Класс делится на группы. Каждой из них даётся задание: создать диалог и выступить с ним (можно в игровой форме). Погружаем учеников в реальную жизненную ситуацию: ты позвонил по телефону другу, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подошёл либо друг, либо его родители, либо незнакомый человек (если ты ошибся номером). Поговори с ними, соблюдая необходимые нормы этикета. Учащиеся работают в группах, затем представляют результаты своей работы, выступая перед одноклассниками. При изучении тем по культуре речи необходимо составить диалоги: разговор с продавцом в магазине, с врачом в больнице, с кондуктором в автобусе и т.д. Учащиеся представляют работу в виде публичного выступления. Когда ученики при выполнении задания оказываются в реальной жизненной ситуации, это повышает их мотивацию к учению. Они с удовольствием составляют рецепты для школьной столовой (при изучении темы «Повелительное наклонение глагола»). При изучении темы «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий» составляют меню для турпохода, для столовой, для ужина в семье, для приёма гостей и т.д., образуя от предложенных существительных нужные причастия и прилагательные и включая их в названия блюд.

    Социально-трудовые компетенции – означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

    Компетенции личного самосовершенствования. С целью формирования данной компетенции учителем применяется такой вид деятельности на уроках, как выполнение заданий с «лишними данными» (четвёртый – лишний). С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приёмов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определённых волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.

    II . Общепредметные компетенции . Относятся к любому кругу учебных предметов и образовательных областей. Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей. Например: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;монологической контекстной речью и др.

    III . Предметные компетенции. Имеют конкретное описаниеи возможность формирования в рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета. Предметная компетенция, приобретаемая в процессе изучения языка как учебного предмета и характеризующая определённый уровень владения языком, включает следующие виды компетенции: лингвистическую (языковую), речевую, коммуникативную, социокультурную, а также профессиональную, если изучаемый язык используется в качестве средства профессиональной деятельности. Уже в начальной школе необходимо вводить в уроки элементы лингвистического анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам, практиковать тематические речевые уроки, для развития коммуникативных умений и навыков включать ситуативные упражнения и игры по культуре речи. Замечено, что работа с текстом позволяет не только улучшить правописные умения и навыки обучаемых, но и повысить их речевую компетентность. В подростковой школе необходимо углублять работу над развитием речи, уделяя внимание работе с текстом как средству речевого развития учащихся. Практике текстоориентированного подхода в обучении русскому языку способствуют учебно-методические комплексы под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта в средних классах, А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, А.Д,Дейкиной и Т.М.Пахновой в старших классах.

    Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы).

    Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом: комплексная работа с текстом;

    лингвистический анализ текста; тематические (речевые) уроки; «самодиктанты»; лексические разминки; сочинения-рассуждения, мини-изложения и мини-сочинения; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; сравнения двух текстов; коммуникативные и игровые ситуации.

    Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например: лингвистическая лаборатория; урок-практикум; урок-исследование; урок-творческая мастерская; урок-тест; урок-конкурс; урок-игра.

    Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения; технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские), а также игровых технологий, информационных технологий.

    Структура уроков, выстроенных в рамках этих технологий такова, что последовательно, через ряд этапов ребёнок получает возможность осознать то, что он делает, обосновать свою деятельность, выстроить систему аргументов, доказывающих истинность сделанных выводов, разумность выбранного плана работы, правильность отбора средств исследования.

    При компетентностном подходе основная особенность преподавания заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определённой суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию.

    Одной из современных технологий, побуждающих учащихся к активному действию, является технология проблемного обучения, которая имеет свои методы и приёмы. Методических приёмов создания проблемных ситуаций множество:

    Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

    Сталкивает противоречия практической деятельности;

    Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

    Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

    Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;

    Ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;

    Определяет проблемные теоретические и практические задания;

    Ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

    Выделяется несколько методов поиска решения учебной проблемы. Это побуждающий к гипотезам диалог, подводящий диалог, который разворачивается как от сформулированной учебной проблемы, так и без неё.

    Учебной проблемой может быть вопрос или тема урока.

    Ученик по-своему, сам должен выразить знания формулированием темы урока, вопросов, созданием опорных сигналов, таблиц, созданием художественного образа (написать сочинение, сказку и т.п.).

    На основе полученных знаний о технологии проблемного обучения можно проследить следующие этапы урока:

    постановка – формулирование вопроса учебной проблемы или темы урока,

    поиск решения – открытие субъективно нового знания,

    выражение – выражение нового знания, решения в доступной форме,

    реализация – представление продукта учителю и классу.

    Учебную проблему можно поставить тремя методами:

    Первый – побуждающий от проблемной ситуации диалог (он представляет собой отдельные фразы, для сильных детей).

    Второй – подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, т.е. логическая цепочка, для слабых детей).

    Третий – сообщение темы с мотивирующим приёмом.

    Итак, на уроке возможны три метода поиска решения УП:

      побуждающий к гипотезам диалог, который развивает творческие способности и речь учеников;

      подводящий диалог, который разворачивается от сформулированной УП – он развивает логическое мышление и речь;

      подводящий диалог, который разворачивается без УП – он развивает логическое мышление и речь.

    Таким образом, лучший способ обеспечить выдвижение и проверку гипотез на уроке – это побуждающий диалог.

    При развитии диалога возможно появление неточных или ошибочных формулировок. Важно, чтобы учитель отреагировал нейтрально – кивком головы, словом «так» - и предложил учащимся переформулировать проблему.

    Современный проблемный урок преследует развивающие цели, которые ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, воспитания, памяти, мышления, речи, способностей. Воспитательные цели прививают моральные ценности, нравственные установки, нормы поведения, корректируют в лучшую сторону черты характера.

    Если сопоставить традиционный урок и урок по технологии проблемного обучения, то можно увидеть, что на проблемном уроке больше возможностей для развития речи, мышления, творческих способностей учащихся. Иными словами, «системообразующими, ключевыми понятиями инновационной методики являются у ч е н и к как формирующаяся языковая личность, его индивидуальная картина мира как основа собственной «мысли о мире» (М.Бахтин) и личностный коцепт как её структурообразующий элемент». 1 1

    Литература

    Антонова Е.С. «Где искать ресурсы для обновления школьной методики?»

    Журнал «Русский язык в школе» №6, 2007г.

    Гузеев В.В. «Образовательная технология от приёма до философии»

    М., Сентябрь, 1996г.

    Денисова Л.О. «Развитие творческих способностей школьников»

    «Русский язык в школе» №3, 2007г.

    Коротаева Е.В. «О личностно развивающих технологиях в образовательном

    процессе». «Русский язык в школе» №5, 2008г.

    Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками»

    М., «Народное образование», 1998г.

    Мишатина Н.Л. «Современная методика: инновационный путь развития».

    «Русский язык в школе» №2, 2009г.

    Переляева В.В. «Формирование ключевых и предметных компетенций у

    учащихся». Интернетресурс

    Хуторской А.В. «Классификация компетенций». Интернетресурс

    1 Мишатина Н.Л. «Современная методика: инновационный путь развития» РЯШ №2, 2009г.