• Как построить параболу? Что такое парабола? Как решаются квадратные уравнения? Урок «Функция y=ax2, ее график и свойства Линию являющуюся графиком функции y ax2 называют.

    Презентация и урок на тему:
    "График функции $y=ax^2+bx+c$. Свойства"

    Дополнительные материалы
    Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

    Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 8 класса
    Пособие к учебнику Дорофеева Г.В. Пособие к учебнику Никольского С.М.

    Ребята, на последних уроках мы строили большое количество графиков, в том числе много парабол. Сегодня мы обобщим полученные знания и научимся строить графики этой функции в самом общем виде.
    Давайте рассмотрим квадратный трехчлен $a*x^2+b*x+c$. $а, b, c$ называются коэффициентами. Они могут быть любыми числами, но $а≠0$. $a*x^2$ называется старшим членом, $а$ – старшим коэффициентом. Стоит заметить, что коэффициенты $b$ и $c$ могут быть равными нулю, то есть трехчлен будет состоять из двух членов, а третий равен нулю.

    Давайте рассмотрим функцию $y=a*x^2+b*x+c$. Это функция называется "квадратичной", потому что старшая степень вторая, то есть квадрат. Коэффициенты такие же, как определено выше.

    На прошлом уроке в последнем примере, мы разобрали построение графика схожей функции.
    Давайте докажем, что любую такую квадратичную функцию можно свести к виду: $y=a(x+l)^2+m$.

    График такой функции строится с использованием дополнительной системы координат. В большой математике, числа встречаются довольно редко. Практически любую задачу требуется доказать в самом общем случае. Сегодня мы разберем одно из таких доказательств. Ребята, вы сможете, увидеть всю силу математического аппарата, но так же и его сложность.

    Выделим полный квадрат из квадратного трехчлена:
    $a*x^2+b*x+c=(a*x^2+b*x)+c=a(x^2+\frac{b}{a}*x)+c=$ $=a(x^2+2\frac{b}{2a}*x+\frac{b^2}{4a})-\frac{b^2}{4a}+c=a(x+\frac{b}{2a})^2+\frac{4ac-b^2}{4a}$.
    Мы получили, то что хотели.
    Любую квадратичную функцию можно представить в виде:
    $y=a(x+l)^2+m$, где $l=\frac{b}{2a}$, $m=\frac{4ac-b^2}{4a}$.

    Для построения графика $y=a(x+l)^2+m$ нужно построить график функции $y=ax^2$. Причем вершина параболы будет находиться в точке с координатами $(-l;m)$.
    Итак, наша функция $y=a*x^2+b*x+c$ - парабола.
    Осью параболы будет являться прямая $x=-\frac{b}{2a}$, причем координаты вершины параболы по оси абсцисс, как мы можем заметить, вычисляется формулой: $x_{в}=-\frac{b}{2a}$.
    Для вычисления координаты вершины параболы по оси ординат, вы можете:

    • воспользоваться формулой: $y_{в}=\frac{4ac-b^2}{4a}$,
    • напрямую подставить в исходную функцию координату вершины по $х$: $y_{в}=ax_{в}^2+b*x_{в}+c$.
    Как вычислять ординату вершины? Опять же выбор за вами, но обычно вторым способом посчитать будет проще.
    Если требуется описать какие-то свойства или ответить на какие-то определенные вопросы, не всегда нужно строить график функции. Основные вопросы, на которые можно ответить без построения, рассмотрим в следующем примере.

    Пример 1.
    Без построения графика функции $y=4x^2-6x-3$ ответьте на следующие вопросы:


    Решение.
    а) Осью параболы служит прямая $x=-\frac{b}{2a}=-\frac{-6}{2*4}=\frac{6}{8}=\frac{3}{4}$.
    б) Абсциссу вершины мы нашли выше $x_{в}=\frac{3}{4}$.
    Ординату вершины найдем непосредственной подстановкой в исходную функцию:
    $y_{в}=4*(\frac{3}{4})^2-6*\frac{3}{4}-3=\frac{9}{4}-\frac{18}{4}-\frac{12}{4}=-\frac{21}{4}$.
    в) График, требуемой функции, получится параллельным переносом графика $y=4x^2$. Его ветви смотрят вверх, а значит и ветви параболы исходной функции также будет смотреть вверх.
    Вообще, если коэффициент $а>0$, то ветви смотрят вверх, если коэффициент $a
    Пример 2.
    Построить график функции: $y=2x^2+4x-6$.

    Решение.
    Найдем координаты вершины параболы:
    $x_{в}=-\frac{b}{2a}=-\frac{4}{4}=-1$.
    $y_{в}=2*(-1)^2+4(-1)-6=2-4-6=-8$.
    Отметим координату вершины на оси координат. В этой точке, как будто в новой системе координат построим параболу $y=2x^2$.

    Существует множество способов, упрощающих построение графиков параболы.

    • Мы можем найти две симметричные точки, вычислить значение функции в этих точках, отметить их на координатной плоскости и соединить их с вершиной кривой, описывающей параболу.
    • Мы можем построить ветвь параболы правее или левее вершины и потом ее отразить.
    • Мы можем строить по точкам.

    Пример 3.
    Найти наибольшее и наименьшее значение функции: $y=-x^2+6x+4$ на отрезке $[-1;6]$.

    Решение.
    Построим график данной функции, выделим требуемый промежуток и найдем самую нижнюю и самую высокую точки нашего графика.
    Найдем координаты вершины параболы:
    $x_{в}=-\frac{b}{2a}=-\frac{6}{-2}=3$.
    $y_{в}=-1*(3)^2+6*3+4=-9+18+4=13$.
    В точке с координатами $(3;13)$ построим параболу $y=-x^2$. Выделим требуемый промежуток. Самая нижняя точка имеет координату -3, самая высокая точка - координату 13.
    $y_{наим}=-3$; $y_{наиб}=13$.

    Задачи для самостоятельного решения

    1. Без построения графика функции $y=-3x^2+12x-4$ ответьте на следующие вопросы:
    а) Укажите прямую, служащую осью параболы.
    б) Найдите координаты вершины.
    в) Куда смотрит парабола (вверх или вниз)?
    2. Построить график функции: $y=2x^2-6x+2$.
    3. Построить график функции: $y=-x^2+8x-4$.
    4. Найти наибольшее и наименьшее значение функции: $y=x^2+4x-3$ на отрезке $[-5;2]$. Методическая разработка урока алгебры в 9 классе.

    Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её добывать.

    А.Дистервег

    Учитель : Нетикова Маргарита Анатольевна, учитель математики ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт- Петербурга.

    Тема урока: «График функции y = ax 2 »

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Цель: научить учащихся строить график функцииy = ax 2 .

    Задачи:

    Обучающие: сформировать умение строить параболу y = ax 2 и установить закономерность между графиком функции y = ax 2

    и коэффициентом а.

    Развивающие: развитие познавательных умений, аналитического и сравнительного мышления, математической грамотности, способности обобщать и делать выводы.

    Воспитывающие: воспитание интереса к предмету, аккуратности, ответственности, требовательности к себе и другим.

    Планируемые результаты:

    Предметные: уметь по формуле определять направление ветвей параболы и строить её с помощью таблицы.

    Личностные: уметь отстаивать свою точку зрения и работать в парах, в коллективе.

    Метапредметные: уметь планировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, обрабатывать информацию.

    Педагогические технологии: элементы проблемного и опережающего обучения.

    Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточные материалы.

    1.Формула корней квадратного уравнения и разложение квадратного трёхчлена на множители.

    2.Сокращение алгебраических дробей.

    3.Свойства и график функции y = ax 2 , зависимость направления ветвей параболы, её «растяжения» и «сжатия» вдоль оси ординат от коэффициента a .

    Структура урока.

    1.Организационная часть.

    2.Актуализация знаний:

    Проверка домашнего задания

    Устная работа по готовым чертежам

    3.Самостоятельная работа

    4.Объяснение нового материала

    Подготовка к изучению нового материала (создание проблемной ситуации)

    Первичное усвоение новых знаний

    5.Закрепление

    Применение знаний и умений в новой ситуации.

    6.Подведение итогов урока.

    7.Домашнее задание.

    8.Рефлексия урока.

    Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: «График функции y = ax 2 »


    Этапы урока

    Задачи этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Организационная часть

    1 минута


    Создание рабочего настроения в начале урока

    Здоровается с учениками,

    проверяет их подготовку к уроку, отмечает отсутствующих, записывает на доске дату.


    Готовятся к работе на уроке, приветствуют учителя

    Регулятивные:

    организация учебной деятельности.


    2.Актуализация знаний

    4 минуты


    Проверить выполнение домашнего задания, повторить и обобщить изученный на прошлых уроках материал и создать условия для успешного выполнения самостоятельной работы.

    Собирает тетради у шести учеников (выборочно по два с каждого ряда) для проверки домашнего задания на оценку (приложение 1), затем работает с классом на интерактивной доске

    (приложение 2) .


    Шесть учащихся сдают на проверку тетради с домашним заданием, затем отвечают на вопросы фронтального опроса (приложение 2) .

    Познавательные:

    приведение знаний в систему.

    Коммуникативные:

    умение прислушиваться к мнению окружающих.

    Регулятивные:

    оценивание результатов своей деятельности.

    Личностные:

    оценивание уровня усвоения материала.


    3.Самостоятельная работа

    10 минут


    Проверить умение раскладывать на множители квадратный трёхчлен, сокращать алгебраические дроби и описывать некоторые свойства функций по её графику.

    Раздаёт учащимся карточки с индивидуальным дифференцированным заданием (приложение 3) .

    и листочки для решения.


    Выполняют самостоятельную работу, самостоятельно выбирая уровень сложности упражнений по баллам.

    Познавательные:

    Личностные:

    оценивание уровня усвоения материала и своих возможностей.


    4.Объяснение нового материала

    Подготовка к изучению нового материала

    Первичное усвоение новых знаний


    Создание благоприятной обстановки для выхода из проблемной ситуации,

    восприятия и осмысления нового материала,

    самостоятельного

    прихода к правильному выводу


    Итак, вы умеете строить график функции y = x 2 (графики заранее построены на трёх досках). Назовите основные свойства этой функции:

    3. Координаты вершины

    5. Промежутки монотонности

    Чему в данном случае равен коэффициент при x 2 ?

    На примере квадратного трёхчлена вы видели, что это совершенно не обязательно. Каким он может быть по знаку?

    Приведите примеры.

    Как будут выглядеть параболы с другими коэффициентами, вам предстоит узнать самим.

    Лучший способ изучить

    что-либо–это открыть самому.

    Д.Пойа

    Делимся на три команды (по рядам), выбираем капитанов, которые выходят к доске. Задание для команд написано на трёх досках, соревнование начинается!

    В одной системе координат построить графики функций

    1 команда:

    а)y=x 2 б)y= 2x 2 в)y= x 2

    2 команда:

    а)y= - x 2 б)y=-2x 2 в)y= - x 2

    3 команда:

    а)y=x 2 б)y=4x 2 в)y=-x 2

    Задание выполнено!

    (приложение 4) .

    Найдите функции, обладающие одинаковыми свойствами.

    Капитаны советуются со своими командами.

    От чего это зависит?

    А чем же эти параболы всё-таки различаются и почему?

    От чего зависит «толщина» параболы?

    От чего зависит направление ветвей параболы?

    Будем условно называть график а) «исходным». Представьте себе резинку: если её растягивать, она становится тоньше. Значит, график б) получен растяжением исходного графика вдоль оси ординат.

    Как получен график в)?

    Значит, при x 2 может стоять любой коэффициент, который влияет на конфигурацию параболы.

    Вот и тема нашего урока звучит так:

    «График функции y = ax 2 »


    1. R

    4. Ветви вверх

    5. Убывает на (-

    Возрастает на , а возрастание функции выполняется на промежутке. Значения данной функции охватывают всю положительную часть действительной оси, нулю она равна в точке, а наибольшего значения не имеет.

    На слайде 15 описываются свойства функции y=ax 2 , если отрицательный. Отмечается, что ее график также проходит через начало координат, но все его точки, кроме, лежат в нижней полуплоскости. Отмечена симметричность графика относительно оси, и противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции. Возрастает функция на промежутке, убывает на. Значения данной функции лежат в промежутке, нулю она равна в точке, а наименьшего значения не имеет.


    Обобщая рассмотренные характеристики, на слайде 16 выводится, что ветви параболы направлены вниз при, а вверх - при. Парабола симметрична относительно оси, а вершина параболы располагается в точке ее пересечения с осью. У параболы y=ax 2 вершина - начало координат.

    Также важный вывод о преобразованиях параболы отображается на слайде 17. На нем представлены варианты преобразований графика квадратичной функции. Отмечено, что график функции y=ax 2 преобразуется симметричным отображением графика относительно оси. Также возможно сжатие или растяжение графика относительно оси.

    На последнем слайде делаются обобщающие выводы о преобразованиях графика функции. Представлены выводы о том, что график функции получается симметрическим преобразованием относительно оси. А график функции получается из сжатием или растяжением исходного графика от оси. При этом растяжение от оси в раз наблюдается в случае, когда. Сжатием к оси в 1/a раз график образуется в случае.


    Презентация «Функция y=ax 2 , ее график и свойства» может быть использована учителем в качестве наглядного пособия на уроке алгебры. Также данное пособие хорошо раскрывает тему, давая углубленное понимание предмета, поэтому может быть предложена для самостоятельного изучения учениками. Также данный материал поможет учителю дать объяснение в ходе дистанционного обучения.