• Что запретил делать необразованным дворянам петр 1. Сетевая викторина «Когда Россия молодая мужала с гением Петра

    Сетевая викторина

    « КогдаРоссиямолодаямужаласгениемПетра »

    ЧАСТЬ 1. О, МОЩНЫЙ ВЛАСТЕЛИН СУДЬБЫ!!

    1. Почему Петр I образование получал не в учебном заведении, а у дьяка Никиты Зотова?

    Б) Не Петр должен был управлять впоследствии государством.

    2. Какое качество Петра I как правителя и человека часто мешало ему в делах важных, государственных?

    А) Неуравновешенность.

    3. Какое событие Петр I назвал «матерью Полтавской баталии»?

    Г) Победа под д. Лесной.

    4. Что запретил Петр I делать необразованным дворянам?

    Б) Жениться.

    5. Как называлась первая в России газета, которая стала печататься при Петре I?

    Г) «Ведомости…».

    6. При Петре I вместо приказов были учреждены…

    А) Коллегии.

    7. Сколькими ремеслами владел Петр I?

    8. Каких экзотических животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы?

    Б) Верблюдов.

    9.Как стали называться при Петре I отборные части русской армии?

    Г) Гвардия.

    10. С какой целью при Петре I была возведена в короткие сроки (всего 4 месяца) Петропавловская крепость?

    А) Защитить отвоеванные у шведов территории.

    11. Какое из ремесел так и не удалось освоить Петру I?

    В) Ремесло плетения лаптей.

    12. Почему Петр I, бывая в гостях у своего повара, всегда платил ему червонец за обед?

    В) Помогал своему повару жить в достатке.

    13. Что поразило Петра I при посещении Голландии, и он, вернувшись в Россию, учредил «Садовую контору»?

    Б) Обилие цветов в дворцовых садах и парках.

    14. С какого приказа начались реформы молодого монарха?


    А) Дворянам сбрить бороды.

    15. В 1722 году Петр I издал указ о систематическом…

    Г) Наблюдении за погодой.

    ЧАСТЬ 2. САМЫЕ-САМЫЕ БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ И СОРАТНИКИ

    1) Весельчак и гуляка в мирной жизни, лихой рубака и храбрец на войне, он стал ближайшим соратником Петра, несмотря на значительную разницу в возрасте. Его возвышение произошло стремительно и неожиданно для всех. Всего 9 лет находился он рядом с Петром, ему молодой монарх доверял, к его советам прислушивался…

    ФРАНЦ ЛЕФОРТ

    2) Говорят, что он в младенчестве пас свиней. Это до встречи с Петром. Но встреча с молодым царем его изменила. Всегда собран, в обхождении свободен, одарен высоким умом, рассудительностью и живостью. Владел несколькими иностранными языками : английским, немецким, испанским, французским, польским, литовским. Личный доверенный царя. Его считали вторым лицом государства.

    ЯГУЖИНСКИЙ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

    3) Торговец пирогами, взят в услужение к Лефорту. Умен, хитер, услужлив. После смерти своего господина становится денщиком у Петра. И тут-то и проявляются все его таланты: сумел завоевать расположение и любовь молодого царя, стать ему другом. Обладал прекрасной памятью и большой энергией, умел хранить тайны, мог смягчить вспыльчивость монарха. Добился высокого взлета в карьере. Имел множество титулов, в названии которых первое слово – первый…

    МЕНШИКОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ

    4) Закончил Киевскую академию, учился еще и еще… Всегда поддерживал Петра, прославляя монарха. Создал книгу «История императора Петра Великого». Создал школу для детей-сирот, где обучал их помимо математики и чтения рукоделию , музыке, рисованию. Был членом Синода, был блестящим оратором и публицистом.

    ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

    5) Соратник Петра, имел репутацию неподкупного человека, занимался политическим сыском. Командовал потешными полками, всегда кого-нибудь подозревал в неблаговидности, был жесток. Однако верен был Петру, как никто другой, поддерживал его во всем. Сам Петр уважал его за храбрость и верность.

    РОМОДАНОВСКИЙ ФЕДОР ЮРЬЕВИЧ

    ЧАСТЬ 3. ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ

    1. СКИПЕТР – НА РЫШКИНА

    2. ЖЕЗЛ – ПУШКИН

    3. ДЕРЖАВА – АЛЕКСЕ Й

    4. БАРМЫ – «МЕДНЫЙ ВС АДНИК»

    5. …АНЕКДОТ ОВ – ТРОН

    БАРМЫ – С

    ДЕРЖАВА – Е

    ЖЕЗЛ – Н

    СКИПЕТР – А

    ТРОН - Т

    КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: СЕНАТ.

    Задачи урока:

    • повторить и обобщить пройденный материал по теме: “Эпоха Петра Великого”;
    • способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач;
    • пробудить и развить интерес учащихся к изучению предмета;
    • воспитать у учащихся чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.

    Оборудование: учебник “История России” (авторы В.И.Буганов, П.Н.Зырянов), репродукции картин, посвященных данной теме, портреты Петра I и его сподвижников.

    Перед началом урока класс можно разделить на группы или вести турнир со всем классом, определяя персонального победителя. При проведении первого тура определяется команда или ученик, набравший наибольшее количество баллов, т.е. ответивший правильно на наибольшее количество вопросов. При проведении второго тура учитель постепенно зачитывает характеристики исторических деятелей петровской эпохи. Побеждает та команда или ученик, которые раньше других узнают имя героя. Задания третьего тура предполагают не только определить понятие, выпадающее из общего ряда, но объяснение выбора. Задачи четвертого и пятого тура позволяют развить смекалку учащихся, их кругозор. Количество баллов за каждый тур учитель определяет самостоятельно. В конце урока подводятся итоги, награждаются победители.

    ПЕРВЫЙ ТУР. “КТО БОЛЬШЕ”

    1. Какое событие Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? (Победу под деревней Лесной в конце сентября 1708 года)
    2. Какое должностное лицо Петр I называл “оком государевым”? (Генерал-прокурора)
    3. Какой документ в XVIII веке определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (“Табель о рангах”, 1722 г.)
    4. Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)
    5. Что запретил делать необразованным дворянам Петр I? (Жениться)
    6. Сколько лет Санкт-Петербург был столицей Российской империи? (206 лет – с 1712 г. по 1918 г.)
    7. Даты начала и окончания Северной войны? (1700–1721 гг.)
    8. Вечера, встречи, балы, проводимые с участием женщин в домах знати с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные Петром Великим? (Ассамблеи)
    9. В честь кого было дано название Санкт-Петербург? (Апостол Петр)
    10. Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)
    11. Первая в России газета называлась…? (“Ведомости”)
    12. Поэтические название Санкт-Петербурга? (“Северная Пальмира”, “Северная Венеция”)
    13. Два потешных полка положили начало отборной части русской армии …? (Гвардии)
    14. Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)
    15. Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)
    16. Первый учитель и наставник Петра I? (Дъяк Никита Зотов)
    17. На каком острове возведена Петропавловская крепость? (Заячий)
    18. Древнее название Невской земли? (Ижора)
    19. Назовите первый российский музей? (Кунсткамера)
    20. При Петре Великом вместо приказов были учреждены …? (Коллегии)
    21. Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчиненный патриарху, где покоятся останки одного из известнейших защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)
    22. Под каким именем в составе Великого посольства ехал царь Петр I? (Петр Михайлов)
    23. В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)
    24. С каким городом связаны и поражение и победа России в Северной войне? (Нарва)
    25. Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)
    26. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы? (Навигацкая школа)
    27. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловская крепость)
    28. Орган государственной власти, созданный Петром I и заменивший Боярскую Думу? (Сенат)
    29. Автор памятника Петру I на Сенатской площади? (Э. Фальконе)
    30. Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I? (Цитадель)
    31. В 1717 году вышла в свет книга о правилах хорошего тона. Как она называлась? (“Юности честное зерцало”)
    32. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)
    33. Каких “экзотических” животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюдов)
    34. Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)
    35. Назовите рост Петра I. (2 метра 4 сантиметра)
    36. Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)

    ВТОРОЙ ТУР. “ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА”

    А. Этот человек, образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:

    • сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтером в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;
    • с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трехлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;
    • именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;
    • участие в заговоре против Меншикова закончилось для него трагически – был заключен в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

    (Петр Андреевич Толстой)

    Б. Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:

    • в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;
    • выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;
    • был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;
    • пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление “на публике” при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.

    (Андрей Иванович Остерман)

    В. О происхождении этого человека нет единого мнения среди ученых, ясно только, что он незнатного рода:

    • образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;
    • он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;
    • известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадстсвом;
    • но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

    (Александр Данилович Меншиков)

    Г. До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя, хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве:

    • он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском;
    • современник этого человека князь Куракин так писал о нем: “Сей князь был характера партикулярного: собою видом как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по все дни; но его величеству верный так был, как никто другой”;
    • в марсовых и нептуновых играх Петра он фигурировал под именем “генералиссимуса Фридриха” и командовал потешными полками, которые всегда побеждали стрелецкие войска;
    • позднее он стал играть роль “князя-кесаря”, которому ближайшее к царю окружение и сам Петр отдавали царские почести.

    (Федор Юрьевич Ромодановский)

    Д. Этого человека можно назвать едва ли не самым образованным для своего времени:

    • окончил Киевскую академию, затем учился в Кракове, Львове и Риме:
    • он поддерживал все начинания Петра I, помогал императору и прославлял его деяния; написал книгу “История императора Петра Великого”;
    • создал школу для детей – сирот, которая располагалась за городом, в живописной местности и в которой обучение сочеталось с занятиями музыкой, рисованием, рукоделием;
    • Петром I он замечен был в Киеве благодаря своим ярким и образным проповедям, в 1716 году царь перевел его в Петербург;
    • был членом Синода, оставил о себе память блестящего оратора и не менее блестящего публициста.

    (Феофан Прокопович)

    ТРЕТИЙ ТУР. ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ

    1. Помещичьи крестьяне, государственные крестьяне, экономические крестьяне, монастырские крестьяне. (Перечислены категории крестьян начала XVIII века, в этот период еще не существовали экономические крестьяне, так станут называть монастырских крестьян после реформы 1764 года.)
    2. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне. (Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин “бояре”, т.к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами.)
    3. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия. (Названы коллегии, созданные Петром I, они имели распорядительные и судебные функции, поэтому Судебной коллегии не существовало.)
    4. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. (Перечислены церковные иерархи начала XVIII века, лишним является патриарх, т.к. с 1700 года такой должности в Русской православной церкви уже не существовало.)
    5. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена. (Названы европейские города, через которые лежал путь “Великого посольства”. Лишним в этом списке является Париж, куда русская делегация не заезжала, поэтому данный город следует вычеркнуть.)

    ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР. “ЭРУДИЦИОН”

    1. В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: “За доблесть”, “За отвагу”, “За храбрость” и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Петр I, учредив орден, девизом которого стали слова “За любовь и Отечество”? (Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 году подкупила турецкого визиря и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск.)
    2. В XVIII веке широкое распространение получила так называемая “служба без жалования”. Это означало, что дворяне только числились на государственной службе, не выполняя никаких служебных обязанностей. А как, по-вашему, объяснил А.Д.Меншиков отмену жалования всем мелким чиновникам, которые, тем не менее, продолжали свою служебную деятельность? (Меншиков отменил чиновникам жалование, заявив, что они и так берут много взяток.)
    3. В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)
    4. В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, куда оно выходит. Какое “окно” было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли? (Санкт-Петербург – “окно в Европу” – был построен как крепость, охраняющая западные границы России.)
    5. Этот монолит был найден на берегу залива. Понадобилось 400 работников, чтобы в течение нескольких месяцев вырубить его из скалы. Затем камень погрузили на огромную площадку и откатили к воде на медных шарах. После этого построили специальный плот, т.к. ни одно судно не могло взять такой груз на борт, и отбуксировать камень к месту назначения. Куда был привезен камень? (Огромный монолит был отбуксирован в Санкт – Петербург, чтобы стать постаментом для памятника Петру I работы скульптора Фальконе.)
    6. Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)
    7. Какой год в истории России был самым коротким и почему? (Самым коротким был 1699 год в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января 1700 года.)
    8. В период строительства корабля “Предестинация” к Петру I прибыл прусский посол фон Принц. Что, если верить молве, пришлось сделать послу, чтобы вручить русскому царю верительные грамоты? (Посол, как утверждает молва, вынужден был взобраться на верхушку корабельной мачты, где в это время находился Петр, увлеченный оснасткой корабля.)

    ПЯТЫЙ ТУР. “КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ”

    1. “Награда по заслугам”. Именно для него накануне Полтавской битвы по приказу Петра I была приготовлена серебряная медаль весом в 10 фунтов на цепи весом в 2 фунта. (Мазепа)
    2. “Новый Ахиллес”. Об этой армии саксонский генерал Шуленберг писал: “Пехота поражала порядком, дисциплиной и набожностью. Хотя состояла она из разных наций, дезертиры были в ней неизвестны”. Предводитель ее “одевался как простой драгун и так же просто обедал”. До этой всем известной битвы в Европе его сравнивали с Александром Македонским, а после нее – с Ахиллесом, т.к. он (еще до ее начала) был ранен в пятку. (Карл XII и его армия в Полтавской битве)
    3. “Дорогие подарки Петра”. Именно эти, очень “дорогостоящие” подарки любил дарить Петр I проворовавшимся вельможам. (Корабли; вельможи должны были содержать “подаренный” корабль)
    4. “Всегда первый”. Должность генерал-губернатора он ухитрился получить за 8 лет до реформы, после которой в России были учреждены губернии. Он же стал первым русским генералом от кавалерии, будучи неграмотным. Он первым из русских стал членом иностранной академии наук, причем извещение об этом ему направил не кто иной, как сэр Исаак Ньютон. (А.Д.Меншиков)

    При Петре были введены некоторые ограничения для женитьбы, причем они коснулись практически всех сословий. Запрещено было вступать в брак неграмотным дворянам, а военные и гражданские чиновники не могли вступать в брак без согласия начальства.

    Не хочу учиться - хочу жениться

    20 января 1714 Петром был издан указ, запрещающий дворянам мужского пола вступать в брак, не постигнув основ знаний, необходимых для службы. По распоряжению императора юные дворяне отправлялись на обучение за границу за счёт государства. В России, на тот момент, катастрофически не хватало образованных кадров – управленцев, военных, государственных деятелей.

    В 1722 году, Пётр издает ещё один указ, не позволяющий дворянским недорослям жениться до получения образования и до получения государственной службы, а про нарушивших указ сообщалось в Сенат. Документ был направлен против дворянских семей, которые не желали отдавать своих наследников на государственную службу.

    В документе подход императора обосновывается, тем что нельзя женить людей, негодных «ни в какую науку и службу», наследники таких родителей вряд ли будут полезны для государства. Также в указе запрещается женить психически больных и умалишённых. Отстранялись от государственной службы и управления имениями люди, не имеющие способностей к административной деятельности.

    Девушки - потом

    Коснулись реформы брака и военного сословия. Регламент об управлении Адмиралтейства и флота от 1722 года запрещал гардемаринам жениться без указа вышестоящего начальства. Если офицер все же женился, то его наказывали 3 годами каторги. Также существовало возрастное ограничение: в Адмиралтейской коллегии запрещалось жениться раньше 25 лет. Проверялись также документы и свидетельства о рождении, чтобы избежать их фальсификации.

    Император полагал, что офицер флота, на обучение которого расходовались большие средства, выделенные государством, сперва должен сформироваться как личность, быть хорошим специалистом и послужить Родине как военный, чтобы принести пользу стране. Брак и личные интересы военный должен ставить на второе место.

    Также военное законодательство при Петре снизило ответственность отца, в случае зачатия незаконнорожденного ребёнка. В петровском воинском уставе, говорилось, что неженатый мужчина должен вступить в брак с беременной или родившей женщиной, если ранее он ей супружество обещал. Если нет – то служивого человека нельзя было принудить к женитьбе. В таком случае, «провинившийся» оплачивал штраф в пользу государства.

    Жениться по любви

    Император Пётр был противником браков по принуждению, поэтому издал указ 22 апреля 1722 года, где обязал Сенат и Синод запретить практику договорных и принудительных браков. В первую очередь, это коснулось дворянских семей, где родители и опекуны молодых вынуждали их вступать в брак. Это также коснулось крестьянства России, до этого помещики женили своих крепостных крестьян, без каких-либо ограничений со стороны государства.

    Этот законодательный акт оспаривался в Сенате и не одобрялся элитой. Недовольство вызывал пункт, касающийся зависимых крестьян. Пётр Великий не принял во внимание мнение сенаторов и 5 января 1724 года подписал Указ, содержавший все ранее подготовленные пункты.

    Естественно, чтобы преобразовать правила вступления в брак, Петру было необходимо вмешаться в церковные дела. Семейное право полностью находилось в юрисдикции Церкви. Первое преобразование императора – изменение характера процедуры обручения. Церковь превратила этот обряд в обязательное священнодейство.

    Обручение до реформы выполняло функцию нерасторжимого договора между семьями жениха и невесты. Его проводили родные или опекуны, часто обручали совсем маленьких детей. В 1702 Пётр запретил выплачивать неустойку за несостоявшийся брак, это лишило обручение имущественного аспекта и упростило жизнь молодым людям.

    Изменился и срок обручения – при Петре оно могло состояться не ранее чем за 6 недель до свадьбы. Разрешалось расторжение помолвки, если жених и невеста не видели друг друга раньше, а при встрече друг другу не приглянулись. До реформы, были распространены подмены на смотринах, то есть родственники заменяли некрасивую или больную девушку на её красивую служанку или сестру.

    Возраст для женитьбы был прописан в указе о единонаследии 1722 года. Жениться запрещалось до 20 лет, девушки могли выйти замуж только после 17. Самым важным, было согласие на женитьбу молодых, а также их родителей или опекунов.

    В указе 1924 года говорится, что родителям запрещено принуждать своих детей к браку под страхом «тяжкого наказания». Перед венчанием молодых близкие должны были поклясться, что они не заставляют детей жениться или выходить замуж. Если этот запрет нарушался, то за ним следовало покаяние.