• Что доказал николай коперник. Научные и философские воззрения Н.Коперника и Г.Галилея

    Польский астроном Николай Коперник (1473–1543) прежде всего известен как автор гелиоцентрической теории строения мира. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях: орбиты и небесные сферы не имеют общего центра; центр Земли - не центр вселенной, но только центр масс и орбиты Луны; все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира; расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами; суточное движение Солнца - воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе; Земля обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) - не более чем эффект движения Земли; это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.

    Значение учения Коперника для развития науки безмерно велико: оно произвело настоящую революцию не только в астрономии, но и во всем человеческом мировоззрении. Действительно, со взглядом на строение Солнечной системы неразрывно связан вопрос о положении Земли, а с ней и человека во Вселенной. Следовательно, астрономия входит как существенный элемент в миропонимание, обнимающее как философские, так и религиозные вопросы. До Коперника, почти в течение 15 веков, Земля считалась единственным неподвижным телом Вселенной, центральной и важнейшей частью мироздания; все религии считали, что небесные светила созданы для Земли и человечества. Согласно же учению Коперника Земля - рядовая планета, движущаяся вокруг Солнца вместе с другими, ей подобными, телами. Поскольку Земля лишилась своего центрального положения и стала такой же, как и все остальные наблюдавшиеся на небе планеты, утверждение церковников о противоположности «земного» и «небесного» потеряло смысл. Возникла новая идея – о единстве мира, о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Человек перестал быть «венцом твоерения», а превратился в обитателя одной из планет Солнечной системы. Из учения Коперника следовал общий вывод о том, что видимость есть только одно из проявлений многогранной действительности, ее внешняя сторона, а истинный механизм явлений лежит гораздо глубже. После Коперника исследование природы, по существу, освободилось от религии и развитие науки пошло гигантскими шагами. В 1616 году декретом инквизиции книга «О вращении небесных сфер» была внесена «впредь до исправления» в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1832года.



    Галилео Галилей . Первый математик герцога Тосканского и это его спасло от фатального конца под судом инквизиции. Основал науку о сопротивлении материала, ввёл понятие момента силы, инерции. «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниканской», 1632 г. В 1609 г. создал телескоп с 30-кратным увеличением. Обнаружил на Луне горы, 4 спутника Юпитера, фазы лун Венеры, пятна на Солнце, Млечный Путь – скопление звёзд. Через год попал на суд инквизиции, требуют отречения от его взглядов. «И всё-таки она вертится!».

    Соотношение науки и религии. Позиция двойственной истины: человеку даны две книги – книга природы и книга спасения, они написаны разными языками. Разум не компетентен в вопросе религии, а религия не должна вмешиваться в познание природы. Священное Писание и Вера указывают путь, как попасть на Небо, а что такое это самое небо, они умалчивают. Библия – не источник фактических знаний о мире, она не решает задачу удовлетворения любопытства о мире. Автономии религиозного и научного познания. Наука и вера несоизмеримы, они идут параллельно. Критерий истинности в науке иной, нежели в религии. Книга природы написана на языке математики. Опора на опыт. Научное познание – описание реальной действительности, а не набор инструментов для овладения миром. Она должна чётко зафиксировать, что должна изучать. Можно познавать мир, так как всё, что в нём находится, поддаётся описанию. При изучении природы, объективной реальности надо начинать не с веры, а с чувственного опыта и доказательства. Не надо смущаться, если наши тезисы могут критиковаться в Писании. Сочетание чувственного опыта с необходимыми доказательствами образует научный опыт, или эксперимент . Одним из первых заговорил о мысленном эксперименте. Всё может и должно быть сведено к точному количественному исчислению, именно математика выражает порядок во Вселенной. «Где кончается математика, там кончается наука». Первый теоретик депатетико-дедуктивного метода науки.

    Николай Коперник.
    По оригиналу королевской обсерватории в Берлине.

    Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 год.

    Коперник (Kopernik, Copernicus), Николай (1473- 1543) - польский астроном и мыслитель. От критики и отрицания истинности канонизированной церковью геоцентрической системы мира Коперник постепенно пришел к утверждению новой системы мира, согласно которой Солнце занимает центральное положение, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси. Основной труд Коперника - «О вращениях небесных тел» (1543, русский перевод, 1964).

    Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 176.

    Коперник Николай (1473 1543) - польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, экономист. В истории науки учение Коперника было революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями о Земле как «избранной богом» арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, нанесла удар церковной легенде о рае и аде, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие Коперником между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточенной борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знаменем, развивали дальше (Бруно , Галилей и др.), устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звезд на единой «сфере» и Солнца в центре вселенной. Основные произведения Коперника, «Об обращениях небесных сфер» (1543), свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних (Гелиоцентрическая и геоцентрическая системы мира).

    Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 204.

    Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (19 февраля 1473, Торунь, Польша - 24 мая 1543, Фромборк) - польский астроном и мыслитель, возродивший и научно обосновавший гелиоцентрическую систему мира. Изучал математику, теоретические основы астрономии, медицину в Краковском университете (1491-95), учился на факультете церковного права Болонского университета (1496-1501), где изучал также астрономию и участвовал в исследованиях знаменитого астронома Доменико де Новара. Обучался медицине в Падуанском университете, в Ферраре получил степень доктора канонических прав (1503). Исполнял многочисленные обязанности: каноник во Фромборке, канцлер Вармийского капитула, инициатор денежной реформы. Кроме того, он организовал защиту от нападения воинов Тевтонского ордена, как врач участвовал в борьбе с эпидемией 1519, читал лекции по математике, издавал переводы. Одновременно Коперник постоянно занимался астрономическими наблюдениями и математическими расчетами движения планет и к 1532 завершил работу «Об обращении небесных сфер», на издание которой он долго не решался, хотя был убежден в ошибочности системы Птолемея и истинности гелиоцентрической модели Вселенной. Работа вышла лишь в 1543, в год его смерти. С 1616 по 1882 по требованию Ватикана труд Коперника был в Индексе запрещенных изданий. Основному труду предшествовал «Малый комментарий» (1505-07), в котором излагались основные допущения гелиоцентризма. Все сферы движутся вокруг Солнца как центра мира, центр Земли - это центр тяготения и лунной орбиты, все движения «небесной тверди», Солнца и планет принадлежат не им, а Земле. Эти положения детально разработаны в главном труде Коперника, где обосновано, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца в плоскости эклиптики, вокруг своей оси, перпендикулярной к плоскости эклиптики, и вокруг собственной оси, перпендикулярной плоскости экватора. Кроме того, доказывается, что мир и Земля сферичны, движение небесных тел круговое и постоянное, Земля занимает лишь малую часть бесконечно большого пространства небес. По Т. Куну, нововведение Коперника не было просто указанием на движение Земли, но составляло новый способ видения проблем физики и астрономии, при котором необходимо изменился смысл понятий «земля» и «движение» (см. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, с. 190).

    Л. А. Микешина

    Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 309-310.

    Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (19.2. 1473, Торунь, -24.5.1543, Фромборк), польский астроном и мыслитель. В основном труде Коперника «О вращениях небесных сфер» (1543, рус. пер., 1964) давно и прочно забытая древняя идея гелиоцентризма (Аристарх Самосский, 3 век до н. э.) возрождается, развивается, доказывается и обосновывается в качестве научной истины. С научной точки зрения преимущества гелиоцентризма обнаруживаются сразу же: впервые в истории астрономии оказывается возможным определение из наблюдений фактических планетных расстояний; ясный физический смысл получают специфические математико-геометрические особенности схемы Птолемея (которые ранее носили непонятный и случайный характер); новая система мира производит сильное эстетическое впечатление, устанавливая действительную «форму мира и точную соразмерность его частей» («О вращениях...», с. 13). Учение Коперника опровергало многовековую геоцентрическую традицию Аристотеля - Птолемея, нанесло решающий удар по религиозно-теологических представлениям о Вселенной и месте человека в ней, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики (в трудах Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона). Энгельс назвал издание основного труда Коперника «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 347). В философском плане переход к гелиоцентризму означает переворот в гносеологии, основе естественнонаучного познания. Вплоть до Коперника господствовала гносеология, установка, согласно которой видимое отождествлялось с действительным. В учении Коперника впервые реализуется противоположный принцип - видимое не есть достоверность, но «перевёрнутое» отражение скрытой за явлениями действительности. В дальнейшем этот принцип становится гносеология, основой всей классической науки.

    Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

    Сочинения: Opera omnia, t. l-2, Warsz., 1972-75; в рус. пер.- в сб.: Польск. мыслители эпохи Возрождения, М., I960, с. 35-68.

    Литература: Николай Коперник. [Сб.]. К 500-летию со дня рождения.1473-1973, М., 1973 (лит. о К. опубл. n России и в Сов. Союзе); Веселовский И. И., Белый Ю. А., Николай К., М., 1974; Идельсон Н. И., Этюды по истории небесной механики, М., 1975; Kühn T. S., The copernican revolution, Camb., 1957; B l s k u p M., D o b r z у с k i J., Mikolaj Kopernik- uczony i obywatet, Warsz., 1972.

    Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего в школе при костеле св. Яна. После смерти во время чумы Николая Коперника-отца заботы племяннике принял на себя Лукаш Ваченроде, брат матери.

    Во второй половине октября 1491 года Николай Коперник вместе с братом Анджеем прибыл в Краков и записался на факультет искусств местного университета.

    В 1496 году Николай вместе с братом Анджеем оказался в Болонье, входившей тогда в Папскую область и славившейся своим университетом. Николай записался на юридический факультет с отделениями гражданского и канонического, т. е. церковного, права. 9 марта 1497 года вместе с астрономом Доменико Марией Новара Николай провел свое первое научное наблюдение.

    В 1498 году Николай Коперник был утвержден заочно в сане каноника Фромборкского капитула.

    Затем Николай на короткое время возвращается в Польшу, но всего через год вновь отправляется в Италию, где изучает медицину в Падуан-ском университете и получает степень доктора богословия в университете Феррары. На родину Коперник вернулся в конце 1503 года всесторонне образованным человеком. Он поселился сначала в городе Лидзбарке, а затем занял должность каноника во Фромборке - рыбачьем городке в устье Вислы.

    В Фромборке Коперник развернул свои астрономические наблюдения, несмотря на неудобства из-за частых туманов с Вислянского залива.

    Наиболее известным прибором, которым пользовался Коперник, был трикветрум, параллактический инструмент. Второй прибор, употреблявшийся Коперником для определения угла наклона эклиптики, "гороскопий", солнечные часы, разновидность квадранта.

    В "Малом комментарии", написанном приблизительно в 1516 году, Коперник дал предварительное изложение своего учения, точнее своих гипотез.

    В самый разгар войны с крестоносцами, в начале ноября 1520 года, Коперник избирается администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжно. Взяв на себя командование немногочисленным гарнизоном Ольштына, Коперник принял меры к укреплению обороны замка-крепости и сумел отстоять Ольштын. Вскоре после заключения перемирия в апреле 1521 года Коперник назначается комиссаром Вармии, а осенью 1523 года - канцлером капитула. .

    К началу тридцатых годов работа над созданием новой теории и ее оформлением в труде "Об обращениях небесных сфер" была в основном закончена. К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Положения теории Птолемея считались незыблемыми, поскольку хорошо согласовались с учением католической церкви.

    Наблюдая движение небесных тел, Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он доказал, что Земля - это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца.

    Коперник считал, что человек воспринимает движение небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда он сам находится в движении. Наблюдателю, находящемуся на Земле, кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. На самом же деле это Земля движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.

    Коперник был при смерти, когда друзья принесли ему первый экземпляр "Об обращениях небесных сфер", отпечатанной в одной из нюрнбергских типографий.

    Некоторое время его труд свободно распространялся среди ученых. Только тогда, когда у Коперника появились последователи, его учение было объявлено ересью, а книга внесена в "Индекс" запрещенных книг.

    Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

    Далее читайте:

    Ученые с мировым именем (биографический справочник).

    Сочинения:

    Opera omnia, t. 1-2. Warsz., 1972-1975;

    О вращениях небесных сфер. М., 1964.

    Литература:

    Николай Коперник. К 500-летию со дня рождения, под ред. В. А. Котельникова. М., 1973;

    Веселовский И. Н., Белый Ю. А. Николай Коперник. М., 1974;

    Kuhn Т. S. The Coperniean Revolution. Cambr. (Mass.), 1957.

    Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни, его отец был купцом, приехавшем из Германии. Будущий ученый рано осиротел, он воспитывался в доме своего дяди, епископа и известного польского гуманиста Лукаша Ваченроде.

    В 1490 году Коперник закончил Краковский университет, после чего стал каноником собора в рыбачьем городке Фромборке. В 1496 году он отправился в длительное путешествие по Италии. Коперник прошел обучение в университетах Болоньи, Феррары и Падуи, изучал медицину и церковное право, стал магистром искусств. В Болонье молодой ученый заинтересовался астрономией, что определило его судьбу.

    В 1503 году Николай Коперник вернулся на родину всесторонне образованным человеком, сначала он поселился в Лидзбарке, где служил секретарем своего дяди. После смерти дяди Коперник переехал в Фромборк, где занимался исследованиями до конца своей жизни.

    Общественная деятельность

    Николай Коперник активно принимал участие в управлении областью, в которой жил. Он ведал хозяйственными и финансовыми делами, боролся за ее независимость. Среди современников Коперник был известен как государственный деятель, талантливый врач и знаток астрономии.

    Когда Лютеранский собор организовал комиссию по реформе календаря, Коперника пригласили в Рим. Ученый доказал преждевременность такой реформы, поскольку в то время еще не была точно известна продолжительность года.

    Астрономические наблюдения и гелиоцентрическая теория

    Создание гелиоцентрической системы было результатом многолетнего труда Николая Коперника. Около полутора тысячелетий существовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Считалось, что Земля находится в центре Вселенной, а другие планеты и Солнце вращаются вокруг нее. Данная теория не могла объяснить многие явления, которые наблюдали астрономы, однако она хорошо согласовывалась с учением католической церкви.

    Коперник наблюдал за движением небесных тел и пришел к выводу, что птолемеевская теория неверна. Для того чтобы доказать, что все планеты вращаются вокруг Солнца, а Земля - лишь одна из них, Коперником были проведены сложные математические расчеты и потрачено более 30 лет упорных трудов. Хотя ученый ошибочно полагал, что все звезды неподвижны и находятся на поверхности огромной сферы, ему удалось объяснить видимое движение Солнца и вращение небесного свода.

    Результаты наблюдений были обобщены в труде Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», опубликованном в 1543 году. В нем он развил новые философские идеи и сосредоточил внимание на усовершенствовании математической теории, описывавшей движение небесных тел. Революционный характер взглядов ученого был осознан католической церковью позднее, когда в 1616 году его труд был внесен в «Индекс запрещенных книг».

    Открытия польского астронома Николая Коперника не просто позволили создать новую научную парадигму, но и произвели настоящий переворот в человеческом сознании, став основой для новой картины мира. Эпоха Возрождения, во время которой творил учёный, стала переломной для жизни всей Европы. Именно тогда наиболее прогрессивные представители человечества совершили прорыв во многих областях знания. Работы Коперника ознаменовали начало очередной научной революции и стали частью нового естествознания.

    Краткая биография

    Знаменитый каноник и астроном родился в городе Торуни в богатой купеческой семье 19 февраля 1473 года. Поскольку Торунь на рубеже XV-XVI несколько раз переходила из рук в руки, становясь собственностью то Тевтонского Ордена, то польского короля, Германия и Польша до сих пор спорят, какой национальности был Коперник. Ныне Торунь является частью Польши.

    В начале 1480-х годов в Европе разразилась эпидемия чумы, унесшая жизни многих тысяч человек, в том числе и Николая Коперника-старшего — отца будущего учёного. В 1489 году скончалась и мать семейства. Попечительство над оставшимися сиротами принял их дядя — Лукаш Ваченроде, бывший епископом Вармской епархии. Он дал очень хорошее образование своим племянникам — Николаю и его старшему брату Анджею.

    После того как молодые люди окончили школу в Торуни, они продолжили своё образование в кафедральной школе города Влоцлавска, а затем отправились в Краков, где поступили в Ягеллонский университет на факультет искусств. Здесь Николай познакомился со знаменитым астрономом того времени — профессором Войцехом Брудзевским. Брудзевский считал, что учёный должен уважительно относиться к трудам своих предшественников, но при этом не останавливаться на пустом воспроизведении чужих теорий, а двигаться дальше и учиться сопоставлять работы классиков с новейшими гипотезами. Подход Брудзевского во многом определил будущий научный путь самого Коперника.

    В 1495 году братья окончили университет, стали канониками в епархии своего дяди и отправились в Италию. Здесь они продолжили своё образование на юридическом факультете Болонского университета. В стенах Болоньи Николай Коперник познакомился с преподавателем астрономии Доменико Мариа ди Новара. Вместе с преподавателем Коперник стал регулярно наблюдать за звёздами. Именно тогда он заметил, что реальное движение небесных светил не соответствует схеме геоцентрической Вселенной, описанной Птолемеем.

    Отучившись в Болонье, Коперники продолжили путешествовать по Италии. Некоторое время Николай читал лекции по математике в Риме и общался с представителями итальянской знати. В начале 1500-х годов Коперник также получил образование в Падуе и Ферраре. Здесь он познакомился с медициной и получил степень доктора богословия. Через несколько лет по настоянию дяди учёный вернулся в Польшу и стал личным секретарём и одновременно домашним врачом епископа Ваченроде. Параллельно он продолжал занятия астрономией в Кракове. Почти десятилетнее пребывание в Италии сделало Коперника всесторонне эрудированным человеком, впитавшим в себя последние достижения всех основных прикладных наук.

    В 1516 году после смерти епископа Ваченроде Николай Коперник переехал во Фромборк и стал заниматься обычными обязанностями каноника, тогда же он начал разработку своей гелиоцентрической системы.

    Впрочем, Польша запомнила Николая Коперника не только как блестящего астронома и священнослужителя. Также он:

    • разработал некоторые экономические законы, позволившие провести денежную реформу в Польше,
    • как врач успешно боролся с чумой,
    • составил подробные карты Польши, Литвы и Вислинского (ныне Калининградского) залива,
    • придумал систему подачи воды в дома Фромборка,
    • в годы польско-тевтонской войны руководил обороной города.

    Помимо занятий астрономией, Николай Коперник увлекался живописью, изучением иностранных языков и математикой.

    Поскольку работы Коперника, посвящённые его гелиоцентрической системе, были изданы в самом конце жизни учёного, католическая церковь не успела принять необходимые меры против инакомыслящего астронома. Николай Коперник умер от инсульта 24 мая 1543 года в окружении своих друзей и учеников.

    Разработка гелиоцентрической системы

    Средневековая Европа унаследовала античные представления об устройстве космоса, а именно геоцентрическую систему Клавдия Птолемея, разработанную во II веке н. э. Птолемей учил, что:

    • Земля находится в центре Вселенной;
    • Она неподвижна;
    • Все небесные тела вращаются вокруг Земли с постоянной скоростью по определённым линиям — эпициклам и деферентам.

    Греческий учёный оставил записи, также касавшиеся расчётов расстояния между космическими объектами и скорости их движения. Многие века система Птолемея была общепринятой для всей Европы. Опираясь на неё, люди рассчитывали фарватеры кораблей, определяли длительность года и составляли календари.

    Первые попытки создать иные представления о Вселенной возникли ещё до рождения Птолемея. Некоторые античные астрономы полагали, что Земля, как и прочие небесные тела, обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Однако эти теории не нашли широкого распространения.

    Ещё во время изучения звёздного неба под руководством Новары Николай Коперник заметил, что наблюдаемые им пути, по которым движутся планеты, не соответствуют эпициклам Птолемея. Изначально учёный хотел лишь внести незначительные исправления в систему своего предшественника, однако, наблюдения дали ошеломительные результаты. Реальное движение планет по орбитам явно указывало на то, что они обращаются не вокруг Земли, а вокруг Солнца.

    Астрономические наблюдения, проводимые уже во Фромборке, давались Копернику нелегко. Помимо того, что большую часть времени он посвящал своим прямым обязанностям каноника, астроному сильно мешали погодные условия. Фромборк находился на берегу Вислинского залива, поэтому над городком постоянно стояли густые морские туманы. Для своей работы Коперник пользовался преимущественно всего двумя инструментами:

    • Трикветрумом — особой линейкой, позволявшей определять зенитные расстояния астрономических объектов;
    • Гороскопием, с помощью которого можно было определять высоту небесных светил над горизонтом.

    Несмотря на то, что арсенал астрономических приборов Коперника был не так уж и велик, учёному удалось произвести сложные и очень точные расчеты, положившие начало формированию новой научной парадигмы. Любопытно, что технический инструментарий, позволяющий непосредственно доказать вращение Земли вокруг Солнца, появился только спустя 200 лет после смерти учёного.

    Коперник был здравомыслящим человеком и понимал, что его революционные выводы могут привести к обвинению в ереси. Поэтому, хотя учёный и не делал особой тайны из своих наблюдений, все его формулировки были достаточно осторожны и обтекаемы. Его гипотезы были изложены в небольшой работе — «Малые комментарии». Эта книга не предназначалась для широкого круга читателей и переходила из рук в руки среди друзей Коперника.

    Астронома также спасло то, что католическая церковь ещё не пришла к единому мнению: считать ли сторонников гелиоцентризма еретиками или нет. К тому же католические иерархи нуждались в услугах Коперника: в начале XVI века встал вопрос о создании нового календаря и установлении точных дат церковных праздников. В первую очередь, требовалось разработать формулу для вычисления точной даты Пасхи. Старый юлианский календарь усложнял расчёты, поскольку не учитывал примерно 8 часов в году, и требовал переработки. Приглашённый для этих целей Коперник заявил, что столь серьёзная работа должна опираться на тщательные астрономические наблюдения. В частности, нужно было установить точную продолжительность года и траектории движения Солнца, Луны и соседних планет.

    Во время работы над новым календарём Коперник окончательно убедился в ложности геоцентрической системы. Многие решения Коперника идеально подходили для ситуации, в которой Земля вращалась вокруг солнца, а не наоборот.

    В начале 1530-х годов Коперник решает изложить свои идеи в законченном и отредактированном варианте. Так начинается работа над важнейшим трудом всей жизни учёного — «Об обращениях небесных тел». Коперник не забывал об осторожности, поэтому преподнёс свои выводы всего лишь как одну из возможных теорий устройства Вселенной. Книга включала в себя не только результаты астрономических наблюдений, но и саму суть философских взглядов Коперника. Он писал, что:

    • Земля имеет шарообразную форму, она вращается вокруг солнца и является всего лишь одной из множества планет, а не центром мироздания;
    • Движение относительно, говорить о нём можно только в том случае, если имеется точка отсчёта;
    • Космос намного больше участка, видимого с Земли, и, скорее всего, бесконечен.

    При этом учёный не отказывался от идеи создания мира божественной сущностью.

    «Об обращениях небесных тел» была издана за считанные дни до смерти астронома — в мае 1543 года. Таким образом, разработке гелиоцентрической системы — с момента обнаружения первых неточностей в работах Птолемея и до оформления окончательного варианта своих взглядов — Коперник посвятил почти 40 лет.

    Судьба научного наследия Николая Коперника

    Сначала книга Коперника не вызывала особых опасений в католической среде. Связано это было с двумя причинами. Во-первых, обилие формул, цифр и схем было непонятно неподготовленному человеку. Во-вторых, учёный очень тонко подал свои идеи в виде всего лишь альтернативного взгляда. Поэтому труд астронома достаточно долго свободно распространялся по Европе. Спустя несколько лет иерархи поняли всю опасность изложенного в «Об обращениях небесных тел» учения. Но это, впрочем, не помешало им использовать результаты работы Коперника для составления нового календаря. В 1582 году, несмотря на то, что уже покойный Коперник считался еретиком, Европа стала постепенно переходить на современный григорианский календарь, основанный на расчётах опального астронома.

    Революционные идеи Коперника противоречили картине мира, которую всячески поддерживала католическая церковь. Принять гелиоцентрическую систему означало признать, что:

    • Земля, бывшая божьим творением, находится не в центре, а на периферии Вселенной;
    • Не существует небесной иерархии;
    • Идея антропоцентризма спорна;
    • Не существует какого-либо космического перводвигателя.

    Однако на долгое время имя Коперника было забыто. В конце XVI века популяризацией идей Коперника занимался итальянский монах-доминиканец Джордано Бруно. В отличие от польского астронома, он не боялся скрывать свои взгляды и открыто проповедовать их. Это привело Бруно к гибели на костре, но в то же время произвело настоящий переворот в сознании прогрессивных европейцев. О Копернике заговорили, а с его системой стали знакомиться лучшие умы того времени.

    Только в 1616 году особая комиссия инквизиторов решила включить книгу Коперника в «Индекс запрещённых книг». Однако распространение гелиоцентризма было уже невозможно остановить. Несмотря на все запреты и косность религиозных догм, учение о центральном положении Солнца во Вселенной к началу XVII века стало общепринятым.

    Николай Коперник: биография и его открытия. В 16 в. большинству астрономов стало окончательно ясно, что система приводит к таким большим ошибкам в расчетах, что сама по себе вызывает сомнения.

    Кое-кто пытался «усовершенствовать» ее, добавляя «эпициклы», но положение от этого не становилось лучше, а представления о том, как в действительности выглядит движение планет, и , окончательно запутались.

    Польский астроном Николай Коперник (1473- 1543 гг.) стал тем человеком, который впервые за полтора предложил принципиально другую — намного более простую и ясную систему мира.

    Это было колоссальным прорывом в , и вскоре гелиоцентрическая модель стала общепризнанной.

    Имя человека, «перевернувшего» , описанную Клавдием Птолемеем, сегодня известно всему миру. С его модели и оптических началась современная астрономия.

    Польский ученый первым отказался от ошибочного взгляда, согласно которому является центром мироздания. Он объяснил движение небесных тел вращением Земли вокруг ее оси и обращением планет вокруг Солнца.

    Краткая биография Николая Коперника

    Николай Коперник родился в польском Торунь в семье купца, переселившегося на польские земли из Германии.

    Он рано осиротел — отец его погиб во время эпидемии чумы, и заботу о племяннике взял на себя Лукас Ватценроде — каноник, а впоследствии епископ, человек образованный и влиятельный.

    В 1491 г. Коперник отправился в Краков и стал студентом факультета свободных искусств Краковского университета — одного из старейших в .

    Здесь он изучал медицину, и богословие, однако не получил диплома. Семья решила, что юноше предстоит духовная карьера.

    Однако это не слишком вдохновило Коперника, и он отправился в Болонью, чтобы в прославленном Болонском университете заняться церковным правом,- а на самом деле потому, что лишь там он мог всерьез заняться астрономией, которая интересовала его больше других наук.

    Там он постиг основные навыки астрономических наблюдений под руководством известного астронома Доменико Новара.

    Затем Коперник отправился в Падуанский университет в Италии для изучения медицины, а в Ферраре ему была присуждена степень доктора богословия.

    На родину он вернулся лишь в 1503 г., получив самое всестороннее образование, и занял должность каноника во Фромборке — рыбачьем городке в устье Вислы.

    Здесь он наконец-то смог полностью погрузиться в астрономические наблюдения и поиски подтверждений своей отчаянно смелой гипотезы. Здесь ему предстояло провести остаток и создать свой главный труд, который ему не довелось увидеть напечатанным.

    «Об обращении небесных сфер»

    Еще в юности Николая Коперника поразила сложность и запутанность системы мира, созданной Клавдием Птолемеем.

    Проводя астрономические наблюдения, ученый пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть центром неподвижной Вселенной, и тогда удается с легкостью объяснить кажущуюся запутанность движения планет по их орбитам.

    Кроме того, он высказал предположение о существовании силы всемирного тяготения, предвосхитив . Однако к своим выводам Коперник отнесся с осторожностью — они противоречили точке зрения, принятой церковью.

    Он начал распространять в ученых кругах «конспект» своей гипотезы, как бы прощупывая, какой будет реакция на его «безумную» идею. А тем временем продолжал наблюдения, составлял астрономические таблицы и проводил расчеты, которые подтверждали его правоту.

    Работа над рукописью «Об обращении небесных сфер» продолжалась почти 40 лет — Коперник вносил в нее дополнения и уточнения до тех пор, пока ему не удалось убедительно доказать, что Земля является одной из планет, обращающихся по своим орбитам вокруг Солнца.

    В эти Николай Коперник немало сделал не только как астроном, но и как врач, инженер и экономист. По его проекту в Польше была введена новая , во Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую весь город.

    Коперник лично занимался борьбой с эпидемией чумы в 1519 г., а во время польско-тевтонской (1520-1522 гг.) организовал оборону епископства от тевтонских рыцарей.

    Первый экземпляр главного труда ученого был отпечатан в Нюрнберге за несколько недель до его смерти.

    Некоторое время книга «Об обращении небесных сфер» свободно распространялась среди ученых. Но в 17 в. учение Коперника было объявлено ересью, книга запрещена, а последователи «коперниканства» подверглись преследованиям.

    Что говорил Коперник о силе тяжести?

    Сохранились документальные подтверждения размышлений Коперника на тем, что такое сила тяжести. Эти догадки появились задолго до теорий, разработанных впоследствии другими европейскими учеными.

    В одном из писем к Николай Коперник писал, опережая открытия Исаака Ньютона:

    «Я думаю, что тяжесть есть не что иное, как стремление, которым божественный Зодчий одарил частицы материи, чтобы они соединялись в форме шара. Этим свойством, вероятно, обладают Солнце, Луна и планеты; ему эти светила обязаны своей шаровидной формой».